background picturebackground picture

Свобода, границы, эмоциональный интеллект: что нужно в XXI веке

Родители

134

Шпаргалка для родителей от автора книг «Отстаньте от ребенка!» и «Мама рядом!»

О простых правилах мудрых родителей рассказывает психолог Мария Мелия.

Качества счастливого человека

Мы должны понимать, какие качества будут нужны нашим детям. Эти вопросы обсуждают сегодня многие: и психологи, и экономисты, и футурологи. Я бы назвала два списка качеств, на которые можно ориентироваться родителям.

Золотая семерка качеств по Мартину Селигману

Мартин Селигман — американский психолог, основоположник позитивной психологии. Совместно с Кристофером Петерсоном выпустил книгу «Сильные стороны характера и положительные качества: Справочник и классификация». Его методика позволяет сформировать новое отношение к жизни — гибкий оптимизм.

1. Твердость характера

2. Самоконтроль.

3. Энергичность.

4. Социальный интеллект.

5. Благодарность.

6. Оптимизм.

7. Любознательность.

Навыки современного человека:

1. Умение коммуницировать, взаимодействовать, сотрудничать, убеждать, управлять, то есть работать в команде.

2. Умение решать задачи, завершать начатое дело.

3. Критическое мышление, способность не поддаваться групповому влиянию.

4. Любознательность, любопытство, креативность.

5. Навык социальной ответственности.

Эмоциональный интеллект: для чего он нужен?

Все вышеперечисленные качества невозможно развить без эмоционального интеллекта. Но сегодня дети все меньше готовы общаться вживую, каждую минуту стремятся уткнуться в гаджеты, пишут смс друг другу, находясь в соседних комнатах. А востребованность социального и эмоционального интеллекта все более возрастает. На это надо обращать больше внимания.

Виды эмоционального интеллекта

Внутриличностный — это умение распознавать свои эмоции, понимание собственных чувств: радость, страх, гордость, ревность, зависть и т. д. Нет хороших или плохих эмоций, а есть условно хорошие и условно плохие. Любой человек испытывает все эти эмоции. Человеку нужно их понимать, уметь их чувствовать и выражать. Часто к психологам обращаются люди, которые не понимают, чего они хотят.

Межличностный аспект — понимание чувств других людей, их поведения. Чтобы взаимодействовать, надо понимать другого человека.

Важнейшее качество, на которое опираются оба вида эмоционального интеллекта, — эмоциональная устойчивость, то есть контроль своего поведения в состоянии стресса. Как сдержать себя? Как понимать свои эмоции, чувствовать другого и при этом контролировать свое состояние? Это и есть эмоциональный интеллект.

Что мешает развитию эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект нужно развивать с младенчества. Родителям мешают делать это два распространенных стереотипа.

Первый: считается, что самое главное для ребенка — интеллектуальное и физическое развитие. Родители уверены, что важно отдать его в лучший детский сад с двумя-тремя языками, в лучшую школу, нанять ему репетиторов чуть ли не в год и так далее. Остальное не так важно.

Второй: якобы с эмоциональной сферой мы мало что можем сделать, она сама как-то развивается, и тут уж что есть, то есть, какой уродился, такой и будет. Безусловно, темперамент — это врожденное, но воспитать эмоциональный интеллект мы вполне можем.

Как родителям развить эмоциональный интеллект ребенка

1. Создавать дома хороший эмоциональный фон. Есть люди с негативным эмоциональным фоном и есть с позитивным. С одними людьми общаться и взаимодействовать приятно и легко, с другими очень сложно. Эмоциональный фон человека развивается в зависимости от атмосферы в семье. Маленькие дети «впитывают» домашнюю атмосферу. Мама может наполнить «эмоциональный резервуар» ребенка положительными эмоциями. Для этого она его ласкает, гладит, нянчит, тискает, разговаривает с ним и так далее. Это все создает благоприятный эмоциональный фон ребенка вне зависимости от того, каким он родился. Есть исследования о том, что эмоции связаны с выработкой гормонов, которая сильно зависит от внешней среды. От улыбки матери у ребенка выделяются бета-эндорфины, гормоны радости, и таким образом у него формируется эмоциональный фон.

2. Учить пониманию эмоций. В первый год жизни ребенка мы «включаем» у него зеркальные нейроны, когда называем его чувства и желания, отвечаем улыбкой на улыбку. Мы контейнируем его эмоции: ребенок нахмурился, и мама тоже невольно нахмурилась. Это и есть контакт. Такое понимание эмоций ребенка помогает ему развиваться эмоционально.

3. Развивать эмоциональную устойчивость. Начиная с 6 месяцев мы начинаем вводить в общение с малышом маленькую паузу. Это называется «оптимальная фрустрация». Мы не сразу бросаемся на крик ребенка. При этом мы с ним говорим, он слышит нас и понимает, что он окружен заботой и любовью, но тут же приучается к мысли, что нужно немножко потерпеть. Потому что уметь терпеть, ждать, достигать — это очень важно.

Баланс свободы и границ

1. Нужно научить ребенка проявлять свободу воли, свободу суждения, свободу настаивать на своем. Для этого важно давать ему свободное время, когда он может думать, мечтать, заниматься творчеством. В такие моменты развивается креативность. Ребенок скучает — и учится с этим состоянием что-то делать. Если у него нет этого времени, то забудьте о том, чтобы он стал креативным, творческим и успешным.

2. До 3 лет ребенок играет с предметами, до 7 лет он изучает ролевые отношения: то лидирует, то подчиняется. Придумывает какие-то свободные правила и с 7 до 10 лет играет по правилам. Если ребенок не проходит эти этапы, не играет, то он не развивается так, как надо. Он может выучить пять языков, написать диктант, но полноценного психического развития он не получит, тех качеств, о которых мы сегодня говорили в начале, у него не будет.

3. Предоставить личное пространство. У ребенка должно быть свое место, не важно, большой ли у вас дом или однокомнатная квартира. В его карманы нельзя залезать без его разрешения. Нельзя залезать в рюкзак, в телефон. Многие думают, что нужно заглянуть в телефон и, может быть, спасти ребенка от чего-то, чего родители не знают и что он от них скрывает. Но вы ничего не найдете, а доверие потеряете.

4. Свобода — это не вседозволенность. У ребенка должны быть границы. Нельзя запрещать все и расставлять запреты повсюду. Нужно выделить какие-то принципиальные для вас правила, а в остальном — дать свободу выбора.

5. Установить разумные границы будет проще, если объяснить ребенку, что у каждого поступка бывают последствия. Ребенок должен рано уяснить, что за все в жизни нужно платить. Намусорил — убери, нахамил — извинись, преждевременно истратил карманные деньги — жди следующего транша.

6. Нужно учить детей уважать границы других. Сегодня часто можно увидеть детей, которые бегают по кафе между столиками и мешают другим, хватают еду с чужих столов, бегают по самолету и орут. А родители на справедливые замечания их детям отвечают: «Ну что вы! Это же ребенок!»

7. Учите детей отстаивать свои границы. Тогда вы сведете к минимуму случаи, когда детьми манипулируют, используют, когда с ними происходят разные неприятные вещи. Границы и свобода должны быть в единстве. Я люблю выражение, что воспитывать детей нужно железной рукой, но в бархатной перчатке.

Источник:

Лекция Марии Мелия «Простые правила мудрых родителей» 

Книги автора:

«Мама рядом! Секреты первого года жизни» (Бомбора, 2020) 

«Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» (Бомбора, 2020) 

Что еще почитать о навыках, нужных современному человеку: 

Мартин Селигман «Как научиться оптимизму» 

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях