background picturebackground picture

Страх быть осмеянным

Школьники

Подростки

1894

Как он влияет на подростка

Может ли юмор стать инструментом негативного воздействия? Если да, то как это происходит? Много ли людей боится шуток в свой адрес? Что делать, если у ребенка есть такой страх? На вопросы отвечает кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Сергей Ениколопов.

Боятся все

Боязнь быть осмеянным — это элемент общей концепции страхов, и интерес клинических психологов в первую очередь связан с теми страхами, которые не дают человеку хорошо адаптироваться. Бо́льшая часть людей испытывают те или иные страхи.

Страх — очень важная характеристика нашей жизни, прежде всего психологической.

Он позволяет преодолеть трудности, а если мы боимся чего-то, то мы туда не пойдем. И в этом смысле страх и другая характеристика, которая близка к нему, — тревожность — значимый элемент жизни человека.

Разница между страхом и тревогой заключается в том, что страх уже, как правило, опредмечен. Тревога — это нечто неопределенное, даже есть такой термин «свободно плавающая тревога»: нам тревожно, но только мы не знаем, что же нас тревожит. А вот страх, как правило, опредмечен на сознательном или бессознательном уровне — человек знает, чего он боится.

Видов страхов гигантское количество. Причем бояться человек может чего угодно — темноты, высоты, воды, бабочек, определенного цвета. Когда проводятся социологические опросы, то на первом месте, как правило, оказывается страх войны. Но есть еще — и не на самом последнем месте — страх инопланетян, которых вроде никто и не видел, но на всякий случай все-таки мы боимся.

Социальные страхи

Страх быть осмеянным относится к социальным страхам, это некий элемент того, что называется социофобией. Социофобия — довольно широко распространенное явление, которое проявляется в несильном иррациональном страхе перед различными видами социального взаимодействия. Боязнь пользоваться местами общего пользования, вступать в контакт с другими незнакомыми людьми.

Социальные страхи можно связать с такими важными для каждого человека тенденциями, как стремление, с одной стороны, к самосохранению и самообособленности, к постоянству и безопасности, а с другой стороны — к изменениям и рискам.

Что происходит с подростками

Страх одиночества — один из сильнейших страхов подросткового возраста. И на него нужно всегда обращать внимание. Как правило, подросток стесняется или стыдится признаться в том, что у него такой страх есть. Но этот страх очень часто встречается, и на самом деле он малоконструктивен.

Важно отметить общую для всех подростков особенность: подростковый возраст характеризуется такой важной деятельностью, как деятельность общения. Ребенок начинает общаться со сверстниками в первую очередь. Конечно, он и до этого общался, но в этом возрасте общение с друзьями становится главной деятельностью подростка. Иногда она даже приходит в противоречие с учебной деятельностью. До появления смартфонов было очень смешно наблюдать за детьми, которые вместе идут из школы, подходят к своим подъездам, расходятся и, войдя в квартиру, тут же бросаются к телефону, чтобы продолжить общаться с теми же самыми людьми, с которыми они только что расстались.

В это время ребенок очень активно овладевает способностью вступать в контакты, поддерживать эти контакты с другими. Иногда родители даже обижаются, что со своими приятелями дети проводят больше времени, чем дома. Если взрослые подслушивают детские разговоры, то отмечают, что какие-то бессмысленные, странные тексты произносятся. Иногда, поскольку в общении упоминаются школьные прозвища, у родителей создается ощущение, что они на какой-то воровской сходке.

Но на самом деле это очень важный этап в жизни подростка. Некоторые проходят его удачно, становятся общительными, активно функционирующими. А у других могут возникнуть всевозможные проблемы. Если говорить о том, что в это время начинает бросаться в глаза, так это то, что некоторые дети на самом деле пугливы. Многие боятся темноты, не могут оставаться в одиночестве. Среди своих сверстников такие подростки считаются домашними детьми. В школьном коллективе они очень часто испытывают дискомфорт. Такие проявления — это первые ласточки, на них стоит обратить внимание.

Страх быть осмеянным во многом связан с переживанием чувства стыда и вины, потому что переживания стыда в первую очередь базируются на знаниях о себе.

Ребенок должен, для того чтобы испытывать стыд, иметь некий образ своего «Я», который надо научиться полностью принимать. Чувство, переживание стыда может возникнуть лишь на фоне эмоциональных отношений с тем человеком, чье мнение имеет особую ценность. Отсюда такая важная роль родителей.

Стыд  это хорошо или плохо?

Психологи обращают внимание на дезадаптивные эмоции и стыд рассматривают как некую особенность, которая мешает жить. Но, с другой стороны, эта характеристика говорит о высокой рефлексии. И в каком-то смысле наличие чувства стыда показывает хорошо развитую психику и хорошо развитую самооценку, умение посмотреть на себя со стороны, оценить себя.

Здесь только очень важно отметить, что если человек в этом состоянии задерживается, то таких людей мы иначе как словом «застенчивый» назвать не можем.

Застенчивый человек не делает тех шагов, которые мог бы сделать.

Окружающие, которые знают такого ребенка близко, могут сразу сказать, что у него есть очень хорошие способности, он мог бы сделать то-то и то-то, но не делает, потому что стесняется. В школе это очень заметно: ребенок не проявляет активности не потому, что он вообще не знает чего-то или не умеет, он не проявляет этой активности, потому что стесняется.

У ребенка обнаруживается выраженный страх оказаться в центре внимания окружающих или страх повести себя так, что это вызовет смущение и унижение. Он явно стремится избегать ситуаций, где можно оказаться в центре внимания. При клинической форме к этому примешивается страх неконтролируемого поведения (страх рвоты, страх покраснеть или страх дрожи), которое будет заметно окружающим.

Юмор и смех

Одной из самых важных характеристик в общении для человека является юмор. По данным огромного количества опросов, особенно в доинтернетную эпоху, чувство юмора занимало либо первое, либо второе, либо третье место по важности. Во многих странах проводили социологические исследования на тему: «Какие люди нравятся?» Иногда наличие чувства юмора опережало даже наличие ума.

Современные исследования показывают, что значение юмора начинает немного снижаться, во многом из-за того, что происходит так называемая интоксикация: трансляции всевозможных юмористических программ, публикации анекдотов, карикатур, то есть все это становится тривиальным занятием.

Если раньше человек с чувством юмора выделялся, то сейчас это качество становится менее значимым.

Плюс ко всему происходит инфляция юмора. Одна из форм юмора, которая выделяется в исследованиях, это так называемый аффилиативный юмор. Юмор доброжелательный, настроенный на то, чтобы наладить контакты и отношения с другими людьми. И это одна из базовых характеристик человечества, да и не только человечества, а живой природы.

Исследования говорят о том, что сама улыбка является рудиментом оскала. Улыбающийся человек заявляет, что, несмотря на то, что у него есть клыки и зубы и он может оказывать какое-то влияние и даже демонстрировать агрессивность, на самом деле тем, что он шутит, он показывает, что доброжелателен.

Что такое гелотофобия

Первые работы по описанию случая патологического страха оказаться смешным появились в 2009 году. Дальше исследования стали бурно расширяться, и описываемое явление первый автор, профессор Титц, назвал гелотофобией. Гелотос — это смех, гелотофобия — страх смеха, в данном случае страх быть осмеянным в социальной ситуации, когда можно стать объектом насмешки.

Человек с таким расстройством начинает обладать низкой самооценкой, у него появляется боязнь критики — уже не только юмористической, а критики вообще. Эти люди стараются избегать общения с другими, не попадать лишний раз на глаза, потому что многие из них просто ищут постоянно доказательств собственной нелепости и чудаковатости. Иными словами, они подозревают, что все люди разглядывают их только на предмет того, чтобы обнаружить черты, которые могут быть объектом шуток и насмешек.

В тяжелой форме это расстройство превращается в синдром Пиноккио. Человек становится настолько зажат и напряжен, что приобретает как бы «деревянное» выражение лица. Он принимает любое поведение окружающих, от улыбки до смеха, за издевку в свой адрес, что в тяжелых случаях приводит к изоляции от людей, потере социальных связей.

Буллинг и агрессивный юмор

Бывает, что класс или группа не принимают какого-то ребенка в свою среду и выпихивают его. Зачастую, особенно в остракизме, огромную роль играет использование агрессивного юмора, когда в процессе такого существования у человека очень часто формируется поздняя форма гелотофобии.

Важно отметить, что это явление зависит не только от культуры, но и от разных демографических показателей. У нас в стране средние показатели гелатофобии — 7,4% населения. Этот показатель ниже, чем в Германии, но выше, чем в Австрии, и близок к таким странам, как Китай и Швейцария. Страдающие гелотофобией сильно различаются по возрасту: в подростковом периоде бо́льшие показатели гелотофобии у мальчиков, в возрасте от 17 до 23 лет — у девушек. В возрасте 24–35 лет гелотофобия выражается больше у мужчин, чем у женщин. А в возрасте от 36 до 65 лет — больше у женщин, чем у мужчин.

Интересная закономерность: буллинг менее характерен для маленьких городов/поселков, где все друг друга знают, и в маленьких школах встречается в меньшем количестве, чем в больших. С гелотофобией все наоборот: в маленьких городах, маленьких школах гелотофобия выражена больше, чем в больших.

Позднее исследователи обнаружили, что среди подростков есть и те, кто, наоборот, стремится стать объектом шуток и насмешек, для того чтобы оказаться в центре внимания. Так была открыта другая форма — гелотофилия.

В каждой школе среди учеников есть такие социальные роли, как Первая красавица, Самый умный и Шут. И вот шуты как раз гелотофилы. Печально, но при переходе из школы в вуз красавицы и умники страдают, потому что они попадают в среду, где таких много. А лучше всего адаптируются гелотофилы: они своими действиями разного рода привлекают к себе внимание и легко вписываются в новую для себя студенческую среду.

Кто виноват и что делать

Надо понимать, что в самом формировании страха быть осмеянным большую роль играло отношение родителей к ребенку. Очень часто, желая или не желая того, они использовали юмор и смех как инструмент воздействия, не учитывая психологических характеристик своего ребенка.

Вторая группа людей, которая тоже вносит большой вклад в развитие гелотофобии, — это учителя. Они тоже могут использовать юмор без учета того, что он может нанести вред. Тем родителям, которые обращают внимание на снижение социальной активности своих детей и видят, что это связано со страхом быть осмеянным, нужно не стесняться и обращаться к психологу.

Необходимо сознавать, что юмор не так уж и безопасен. При желании пошутить важно учитывать возможности собеседника, границы его уязвимости и ранимости и помнить об индивидуальных различиях между людьми.

Вебинар Сергея Ениколопова «Страх быть осмеянным у школьника, влияние на социальную активность и успешность» на Всероссийской неделе родительской компетентности можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях