Страх перед игровой зависимостью может привести к утрате взаимопонимания в семье
Один из самых больших страхов многих родителей — формирование у детей компьютерной зависимости. Желая своему ребенку счастья и успехов, они ограничивают ему доступ к гаджетам, что приводит к острому противостоянию. Семейный консультант Вячеслав Москвичев много лет работает с подростками и их родителями; он предлагает взрослым уяснить место сетевого общения и игр в жизни детей и выработать договоренности, основанные на справедливости и взаимном уважении.
Зависимость или часть жизни?
Выражения «компьютерная зависимость» и «игровая зависимость» уже получили широкое распространение среди родителей. Причем увлечение компьютером чуть ли не ставится в один ряд с таким злом, как алкоголь и наркотики, — его считают проявлением слабой воли или даже испорченности подростка. Конечно, взрослых можно понять: они беспокоятся, что мир игры полностью вытеснит все другие интересы, тревожатся за здоровье и развитие своего ребенка, его будущее благополучие.
Далеко не всегда это беспокойство беспочвенно, но прежде чем навешивать ярлыки, лучше понять, почему подросток предпочитает компьютер реальному миру. Возможно, он проводит время там просто потому, что компьютер — самое интересное, что есть в его жизни?
Для подростка компьютер и все, что с ним связано, может стать удачным способом социализации. Возможно, компьютерные игры или видеоролики дают ему темы для общения с реальными друзьями в школе, или его команда в многопользовательской игре — это на самом деле его наиболее значимые друзья.
Соревнуясь со сверстниками в онлайн-играх, он может почувствовать себя успешным, заработать авторитет в сообществе и даже стать создателем своего собственного мира — секрет успеха игры MineCraft, например, кроется именно в такой возможности. И тогда родительскую критику подросток воспринимает как обесценивание значимой сферы своей жизни и важных для него смыслов.
К тому же у него перед глазами — настоящие примеры успеха в цифровой среде. В киберспортивных соревнованиях, которые уже официально признаны в России видом спорта, есть и команды-чемпионы, и игроки, которые благодаря интенсивным тренировкам, диете и режиму дня зарабатывают неплохие деньги на международных турнирах. Для подростка такие люди могут стать образцом для подражания.
Конфликт поколений и путь к диалогу
Очевидно, что игры становятся для подростка важной частью жизни и способом самореализации. И тут, в процессе достижения важных целей к нему приходят родители и спрашивают: «Что ты все время в компьютере сидишь, как будешь на жизнь зарабатывать, когда вырастешь?» Ответом может стать что-то вроде: «Да вы знаете, сколько подписчиков у этого стримера и какой донат он получает за один стрим?» Если родители не понимают и половины из произнесенных слов, а способны лишь на суждения из разряда: «Все, чем ты там занимаешься, — ерунда!», то диалога не получится.
Другое дело, если постараться разобраться в вопросе, выяснить мотивы подростка, а уже затем включиться в эту дискуссию на равных и, например, задать встречный вопрос: «Хорошо, сколько ты знаешь стримеров и много ли из них зарабатывают достаточно, чтобы на эти деньги прожить?» Затем можно обсудить, что нужно, чтобы стать одним из таких интернет-героев, и это уже переводит разговор в совершенно иную, практическую и осмысленную плоскость.
Провести границу между увлечением и болезнью
В своей работе с подростками и их родителями я постоянно сталкиваюсь с этим запросом: ребенок чрезмерно увлечен компьютерными играми и не уделяет достаточно времени учебе и другим сферам жизни. Особенно часто эта тема всплывает весной, когда приходит пора готовиться к всевозможным ЕГЭ и другим экзаменам. Иногда тема компьютерных игр даже вызывает серьезные конфликты в семье. Например, в качестве последнего аргумента в споре мама или папа выдергивают вилку из розетки, а ребенок как раз «идет в рейд» в многопользовательской игре. В этот момент вся миссия, к которой он, возможно, готовился не один день, рушится. А ведь еще ему предстоят объяснения с товарищами по команде. Это провоцирует конфликты и закономерно вызывает у подростков вспышки ярости.
Из-за эмоциональной реакции детей родители еще больше убеждаются в том, что у ребенка «компьютерная зависимость», но специалисты считают такое словосочетание не совсем корректным. Диагноз «компьютерное игровое расстройство» получил признание совсем недавно и даже вошел в последнюю редакцию международной классификации болезней (МКБ-11). Однако состояния, которые по медицинским критериям можно отнести к такому расстройству, встречаются довольно редко: согласно исследованиям, их можно диагностировать примерно у 0,3‒1% людей, и большая часть таких пациентов — вовсе не подростки, а взрослые.
Поэтому лучше вообще не использовать в разговорах слово «зависимость», если ребенок сам его не употребляет и не жалуется на непреодолимое желание играть.
И даже в том редком случае, когда действительно можно говорить о зависимости и расстройстве, нужно учитывать, что такая зависимость может быть способом справляться с другими сложностями в жизни — например, с повышенной тревожностью или проблемами в общении со сверстниками.
Поделиться своими страхами и выработать правила
При обсуждении проблемы важно, во-первых, донести до подростка, какие именно аспекты его увлечения играми (вред для здоровья, последствия для учебы в школе, влияние на будущие успехи в жизни) вызывают у вас беспокойство. Во-вторых, попытаться понять, чем именно игра важна для него, а в-третьих, постараться найти компромисс.
Можно, например, проговорить, что вы с уважением относитесь к его увлечению и понимаете, что оно для него ценно, но у вас есть договоренности, которые не выполняются. Объясните, что вы готовы жертвовать своим личным временем, готовить еду, стирать и заниматься домом, пока ребенок в школе или делает уроки. Но если из-за компьютерной игры он забросил уроки, т. е. не выполняет свои обязательства, то вы не готовы убирать у него в комнате или следить за чистотой его одежды, потому что считаете это несправедливым.
В такой постановке вопроса нет обвинений или обесценивания, зато присутствуют принципы справедливости и уважения — и то, и другое очень важно для подростков. Так родителям легче будет создать пространство, где уже можно договариваться об ответственности и последствиях, а затем дать ребенку шанс самому планировать свое время и расставлять приоритеты.
Источники:
Выступление на конференции «Семья в современном мире: трансформация психотерапии» (Москва, 28‒29 сентября 2019 года)
Москвичев В.В. Психологическая помощь семье подростка, чрезмерно увлеченного компьютерными играми (в печати).
Фото: Pexels