Почему он до сих пор существует?
Правда ли, что женщины больше склонны к гуманитарным наукам, а мужчины — к точным? Корректно ли деление на гуманитариев и технарей? Можно ли избежать подобной стереотипизации? На эти и другие вопросы отвечает Азалия Зинатуллина, преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.
Деление на гуманитариев и технарей корректно? И кто виноват в таком разделении?
Нужно начать с того, что ни в психологии, ни в педагогике нет таких понятий, как «технарь» и «гуманитарий», то есть они совершенно точно не являются научными. И тогда возникают разные вопросы, заставляющие нас задуматься. Как именно определить, к какому типу относится человек? Или он сам должен это знать? А кто такой гуманитарий? Это тот, кто много читает, или тот, кто любит философию? А можно ли тогда сказать, что технарь не разбирается в художественной литературе, а только в технике или вычислениях?
Как мы видим, четких и понятных ответов мы найти не сможем, потому что слова «технарь» и «гуманитарий» употребляются в качестве неких ярлыков, которые приняты в обществе. Например, почему-то принято считать, что если в семье растет девочка, то ей определенно стоит выбирать такую профессию, чтобы она могла в дальнейшем уделять время своему будущему мужу и детям, а не работе, поэтому о точных науках и речи быть не может, так как там требуется высокая концентрация внимания. Также в отношении мальчиков могут говорить, что «ему лучше стать инженером или программистом, а вот профессия педагога явно только для девочек».
Иными словами, мы сталкиваемся с рядом стереотипов, которые до сих пор существуют в обществе. Конечно, их существование может быть оправдано традиционными взглядами на мужчин и женщин и в контексте разделения занятий исключительно на «мужские» и «женские», однако в данном случае совершенно не учитываются индивидуально-психологические особенности, которые как раз и определяют то, каким видом деятельности человеку лучше заниматься.
Правда ли, что женщины более склонны к гуманитарным наукам, а мужчины — к точным?
Чтобы ответить на этот вопрос более точно, приведу примеры некоторых научных открытий, которые помогут уйти от гендерной стереотипизации.
Многие ученые высказывали мнение о том, что мальчиков и девочек следует обучать отдельно ввиду наличия склонности у первых к точным наукам, а у вторых — к гуманитарным, однако профессор Дайана Халперн, американский психолог и бывший президент Американской психологической ассоциации, со своими коллегами выявила, что в этом нет никакой необходимости, так как раздельное обучение не доказывает эффективного положительного повышения успеваемости мальчиков и девочек.
Причем было обнаружено как раз обратное: различия между женским и мужским мозгом практически отсутствуют. Дайана Халперн лишь отмечает, что «мозг мальчиков больше по объему, а у девочек раньше заканчивается его формирование. Но ни то, ни другое не связано с обучением».
Норман Дойдж, доктор медицины, психиатр и психоаналитик, в своей книге «Пластичность мозга» описывает революционные открытия в области изучения человеческого мозга, мужского и женского, доказывая реальную его способность без оперативного вмешательства и медикаментозной терапии к самоизменениям в положительную сторону не только в детстве, но и в течение всей жизни. Его ключевая идея заключается в том, что «мозг способен менять собственную структуру и функционирование, благодаря мыслям и действиям человека», для чего нужно развивать когнитивную гибкость вне зависимости от пола!
Существует исследование Гийсберта Штета и Дэвида С. Гири, которые изучили международную базу данных об успеваемости подростков в точных науках и показали, что девочки на самом деле демонстрируют такие же результаты, как и мальчики, а иногда и даже куда более высокие. И что самое интересное, в тех странах, где меньше всего существует стереотипов о гендерном неравенстве, больше женщин вовлекается в изучение науки.
Психолог Элизабет Спелке провела одно из интереснейших исследований, изучив три самых распространенных утверждения в отношении когнитивных половых различий:
- мужчины с самого детства больше предрасположены к изучению механических систем и могут лучше сосредотачиваться на изучении объектов;
- мальчики обладают широкими пространственными и числовыми способностями, что обуславливает более высокие способности к математике;
- у мужчин в большей степени развита вариативность в задействовании своих когнитивных способностей, в связи с чем они успешны в математических науках.
В результате исследования среди мальчиков и девочек ни одно из утверждений не было доказано. Психолог отмечает, что склонность к точным наукам развивается исходя из качества функционирования когнитивной системы, что является общим для обоих полов и в равной степени способствует развитию талантов к точным и естественным наукам.
Более того, Элизабет Спелке со своими коллегами Санг А Ли и Анной Шустерман доказали следующее: «Когнитивные способности, отвечающие за математическое и научное мышление, не отличаются у мальчиков и девочек. Есть общие навыки представления предметов, чисел и пространства, и дети разного пола используют их одинаково».
Также известный нейроэндокринолог Роберт Сапольски говорит о том, что в действительности никакого «гена к способностям по математике», проявляющегося у какого-либо одного пола, не существует. Все определяется, по его словам, той средой, где растет ребенок, условиями его жизни и установками родителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что не пол влияет на выбор технических или гуманитарных специальностей, а совершенно другие факторы. Это могут быть индивидуально-психологические особенности, работа центральной нервной системы, интересы, увлечения, общественные стереотипы, наличие противопоказаний по здоровью и т. д.
По каким причинам в обществе происходит деление на гуманитариев и технарей (может быть, нет поддержки от учителей и родителей, из-за игр в детстве и т. д.)?
Выше были приведены результаты современных научных исследований, которые свидетельствуют о том, что некорректно однозначно говорить о влиянии пола или строения головного мозга на выбор определенного профессионального направления.
Так почему же это все-таки происходит?
На сегодняшний день существует гендерная социализация, обозначающая процесс усвоения мужчинами и женщинами конкретных правил поведения, установок и ролей, что начинается с самого рождения и передается из поколения в поколение.
Так, принято считать, что мужчина испокон веков «обязан быть мужественным и сильным», а проявление им высокой чувствительности и склонности к творчеству считается чем-то «мягким, слабым и бесхарактерным». Что касается женщин, то она «должна думать» больше о семье и детях, а если она успешно строит карьеру, то обычно таких целеустремленных женщин называют «мужчинами в юбке». Однако все это не имеет никакого значения, если мужчине по-настоящему нравится работать с детьми учителем рисования, а женщине — руководить отделом продаж автозапчастей в крупной компании. И в данном примере мужчина остается мужчиной, а женщина остается женщиной. Просто у каждого из них свои интересы, увлечения и навыки.
Такую гендерную социализацию поддерживает все общество: это и родители, и учителя в школах, и преподаватели в вузах… В 2016 году BBC провел эксперимент с тоддлерами — маленькими детьми, которые только научились уверенно ходить. Сначала мальчиков переодели в девочек и наоборот. Затем их запустили в комнату с разными игрушками, после чего туда заходили и взрослые. И интересно, что мужчины и женщины, видя перед собой ребенка в розовом платье, не раздумывая давали ему куклу, а видя перед собой малыша в мальчишеской одежде, предлагали ему поиграть с машинками. Это является ярким примером того, как взрослые люди сами, не спрашивая самого ребенка, решают, с чем лучше ему играть, и таким образом предрешают будущий выбор профессии.
Причем нейробиолог Лиз Элиот в своей книге «Розовый мозг, голубой мозг», описывая нейропластичность мозга, пишет, что гендерная социализация меняет и его строение, то есть факторы воспитания и обучения играют колоссальную роль в приобретении навыков и склонностей.
Как можно избежать подобной стереотипизации? Нужно ли это делать, начиная с детства?
Безусловно, от любых стереотипов нужно избавляться, так как они не имеют никакого положительного эффекта на развитие человека, поэтому, если говорить о воспитательном процессе, отмечу следующие меры по снижению степени влияния ограничивающих установок на детей.
- Давайте малышу возможность самому выбирать, с какими игрушками играть.
- Рассказывайте ему про разные интересы в жизни человека, а не только те, которые, по вашему мнению, надо иметь девочке или мальчику.
- Пробуйте вместе с ребенком ходить на разные мастер-классы и мероприятия и просто наблюдайте, что у него будет находить отклик, а что нет.
- Ни в коем случае не акцентируйте внимание на том, что у ребенка не получилось, говоря ему «значит, это не твое». Если у него остается интерес к какому-либо занятию, но просто не получается, то дайте ему время. При возможности помогайте осваивать новый навык.
- Обязательно искренне хвалите его за достижения, пусть даже маленькие.
- Рассказывайте ему про разных мужчин и женщин, которые добились высот в различных сферах. Ребенок должен чувствовать, верить и понимать, что для него нет никаких преград в вопросах, кем ему быть.
Какие профессии до сих пор недоступны для женщин?
Так как ранее мы уже пришли к заключению, что пол не определяет уровень интеллектуальных способностей, то единственное, на что стоит обратить внимание, это на объективное преимущество среднестатистических мужчин перед женщинами в физической силе, быстроте и выносливости. Иными словами, отвечая на заданный вопрос, можно сказать, что виды занятости, где требуется затрачивать именно физические силы, конечно же, больше подходят именно мужчинам. Например, строители, электрики-монтажники, слесари, сварщики, механики по ремонту и обслуживанию автомобилей, шахтеры и т. д.
Причем в соответствии со статьей 253 Трудового кодекса Российской Федерации «Обеспечение охраны здоровья женщин осуществляется путем ограничения применения их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки). Ограничивается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы».
А согласно приказу Минтруда России от 18.07.2019 № 512н (ред. от 13.05.2021) «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» устанавливается конкретный перечень работ, которые нельзя выполнять женщинам ввиду высокой вредности и опасности для их жизни и здоровья: химические производства, подземные работы, горные работы, металлообработка, бурение скважин, добыча нефти и газа и т. д.
Существует ли статистика, сколько девочек ежегодно участвуют в олимпиадах по техническим специальностям?
Согласно данным СМИ «Olimpiada.ru», где публикуется вся информация и статистика по олимпиадам, в 2022 году до заключительного этапа по математике прошли 13% девочек от всего количества участников, по физике было 6% школьниц-победительниц и по информатике — только 2% девочек.
Вместе с тем совместное исследование Аналитического центра НАФИ и Международной ИТ-олимпиады «Траектория Будущего» показало, что доля девочек в школьных олимпиадах гораздо выше, чем доля мальчиков, хотя во время обучения в вузе ситуация становится обратной.
Хочется еще и отметить, что в современном мире с целью популяризации точных и естественных наук среди девочек появляется все больше олимпиад для них, например:
- Европейская девичья математическая олимпиада (EGMO): в 2023 году все 4 российские школьницы получили золотые медали — Наталия Ленская, Алиса Волкова, Виктория Факанова, Ралина Юсупова;
- Китайская девичья математическая олимпиада (CGMO): в 2019 году было завоевано 3 золотых медали российскими школьницами — это Анна Седова, Лилия Редина, Алеся Иванова;
- Международная девичья олимпиада по информатике (EGOI): в 2022 году все российские школьницы стали медалистками — Дарья Грекова и Екатерина Порай (золото), Владислава Синицына и Екатерина Хоссейн (серебро);
- Южно-Российская математическая олимпиада «Ассара» для девочек;
- Олимпиада по математике для девочек НИУ ВШЭ.
Напомним нашим читателям имена всемирно известных женщин, которые добились высот в технической сфере и в науке
Действительно, долгое время многим казалось, что в науке преуспевает только мужская часть населения, но в то же время большое количество женщин в современном мире делают научные открытия, например:
- Ирина Диденкулова изучает динамику волн в прибрежной зоне моря, процесс наката волн на берег; является геофизиком, профессором РАН, лауреаткой премии L'Oreal-UNESCO «Для женщин в науке» (2014) и обладательницей медали Плиния Европейского Геофизического Союза (2010);
- Ирина Белецкая, которая провела фундаментальные исследования в области химии карбанионов, амбидентных ионов и их ионных пар; является академиком РАН, доктором химических наук, профессором химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, удостоена Международной премии ЮНЕСКО имени Д.И. Менделеева за новаторский метод синтеза углерод-азотной связи;
- Вера Серганова — математик, доктор физико-математических наук; ее основным научным интересом является теория представлений супералгебр, за работу над которой в 2019 году она получила премию имени Г.А. Гамова; в 2017 году избрана почетным членом Американской академии искусств и наук; преподает в Калифорнийском университете в Беркли;
- Андреа Гез обнаружила черную дыру в центре Млечного Пути; лауреатка Нобелевской премии по физике 2020 года «за открытие сверхмассивного компактного объекта в центре нашей галактики», профессор кафедры физики и астрономии в Калифорнийском университете;
- Лиция Верде изучает Вселенную в прямом смысле этого слова, занимается статистическим анализом Вселенной и вопросами ее расширения; астрофизик, в 2012 году стала лауреаткой премии Грубера в космологии «за новаторский вклад в изучение ранней Вселенной».
И этот список можно продолжать и продолжать…
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.