Ресурс семьи в профессиональном самоопределении ребенка
Выбор профессии — один из ключевых этапов в жизни каждого человека. В этот момент необходимо учитывать множество факторов: личные интересы, способности и таланты, рыночные требования и перспективы карьерного роста. О том, как помочь сыну или дочери с выбором профессионального пути, рассказывает кандидат педагогических наук Елена Селезнева.
Первое, о чем стоит помнить родителям, — принятие того факта, что свой выбор ребенок должен сделать сам. Важно, чтобы подросток определил свои приоритеты самостоятельно, хотя это и не исключает помощи и советов родных и близких.
Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка.
Это достаточно непростой процесс: ребенок может столкнуться на этом пути с различными сложностями, и без участия взрослых тут не обойтись.
Трудности в профессиональном самоопределении
- Поверхностная информированность о профессиях.
- Низкая информированность о рынке труда.
- Отсутствие мотивации к труду.
- Незнание своих возможностей, способностей.
- Неумение подростков выстраивать реалистичные жизненные планы.
Чем могут помочь родители? Многое будет зависеть от возраста ребенка.
Траектория профессионального самоопределения
9–10 лет
Что нужно делать: активизировать знакомство с миром профессий.
Результат: ребенок отличает труд от работы, понимает, как профессии связаны между собой.
10–12 лет
Что нужно делать: возраст, в котором уже можно найти явные и скрытые таланты.
Результат: появляется выраженный интерес к какой-то деятельности (или нескольким), осознаются свои черты характера. Приходит понимание, что профессии связаны с личными качествами. Хочешь кем-то стать — развивай соответствующие качества.
12–14 лет
Что нужно делать: переходим от любопытства к углубленному интересу и практике.
Результат: начинается осознанная работа над собой, практическая деятельность в области своих интересов. Формируется осознанное отношение к учебе — как к получению знаний и умений для достижения цели.
15 лет
Что нужно делать: воспитывать ответственность за свой выбор, помочь в самостоятельном составлении образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие этапы своей жизни (куда пойду учиться, кем и где начну работать, чтобы стать…).
Результат: у ребенка формируется представление о дальнейшей жизни после школы. Все это — на основе адекватного представления о своих личных особенностях и о том, как они соотносятся с требованиями профессии.
16–18 лет
Что нужно делать: ребенок должен прикладывать усилия к целенаправленному получению знаний и умений, которые, на его взгляд, необходимы в профессии. Участвовать в практической деятельности, получать осмысленные знания.
Результат: человек сосредоточен на развитии качеств, необходимых для будущего труда, имеет опыт практической деятельности.
Мотивировать ребенка к труду следует начинать как можно раньше.
Мотивация ребенка к трудовой деятельности в семье
- Формирование и закрепление навыков самообслуживания.
- Формирование уважительного отношения к труду, подкрепляемое примерами из жизни (родственники, друзья семьи, известные люди и т. д.).
- Использование всевозможных стимулов с целью поощрить ребенка к проявлению трудовой инициативы, самостоятельности, помощи тем, кто в ней нуждается.
- Привлечение к выполнению посильной домашней работы (уход за больными, уборка, стирка, покупки, полив комнатных растений, уход за домашними животными, мытье посуды и т. д.).
- Обучение ведению домашнего хозяйства, то есть готовить пищу, содержать дом в чистоте, ухаживать за одеждой и обувью, рассчитывать семейный бюджет.
- Обучение содержанию в порядке своего рабочего места (например, письменного стола со всеми учебными принадлежностями, рабочего уголка и т. п.).
- Ознакомление с трудовой деятельностью родителей, родственников, рассказы взрослых в занимательной форме о представителях различных профессий.
- Организация и контроль трудовой деятельности ребенка.
Найти то, что нужно
Далее нужно выявить интересы и склонности ребенка, ведь все профессии так или иначе делятся на большие группы в зависимости от вида деятельности.
Человек
К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии требуют от человека терпения, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, продавец, парикмахер).
Техника
К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники — от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, ответственности (инженер, конструктор, монтажник, слесарь-сантехник и др.).
Природа
К этой группе относятся все профессии, связанные с животными и растениями. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем (селекционер, зоотехник, ветеринар, растениевод, геодезист, эколог).
Знаковая информация
К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, с работой с документами и цифрами. Предметом труда для специалистов этой группы профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей (лингвист, математик, программист, документовед).
Искусство
К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие (художник, писатель, актер, музыкант).
Финансы
К этой группе относятся профессии, связанные с финансово-экономической деятельностью. Предметом труда для специалистов этой группы профессий являются денежные средства, а содержанием труда — финансовые операции, в том числе начисление заработной платы, планирование и контроль доходов и расходов организаций и предприятий (экономист, бухгалтер, брокер).
Выбор профессии: метод исключения
- Запишите с ребенком на листок абсолютно все его увлечения и интересы.
- Напротив каждого из них напишите по 3–5 (лучше как можно больше) профессий.
- Вычеркните неинтересные ребенку профессии.
- Оцените каждую на предмет личных качеств ребенка, лишнее вычеркните.
- Оцените перспективные возможности каждой из профессий.
Каждую из профессий можно описать с помощью профессиограммы.
Профессиограмма — это документ, в котором представлен всесторонний, описанный по определенной схеме комплекс различных объективных характеристик деятельности в совокупности с профессионально значимыми для нее психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими качествами работника.
Например, профессию бухгалтера можно описать следующим способом.
Бухгалтер
Содержание труда: осуществляет бухгалтерский учет, ревизию и финансовый контроль на предприятиях и в организациях различного типа; проверяет достоверность полученной финансовой информации, контролирует соблюдение законности при распределении денежных средств.
Должен знать: статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления, технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности.
Профессионально важные качества:
- умение быстро и правильно считать;
- умение анализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов;
- терпение;
- усидчивость;
- устойчивость к монотонной работе.
Квалификационные требования: курсы, вузы, ссузы.
Медицинские противопоказания:
- плохое зрение;
- болезни нервной системы.
Помощь родителей ребенку в выборе профессии
- Сформировать положительное отношение к труду.
- Помочь найти необходимую информацию о профессиях и требованиях к ним.
- Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.
- Научить ребенка анализировать свои возможности и способности.
- Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными особенностями и качествами ребенка.
- Научить ориентироваться в рынке труда.
- Познакомить с формулой удачного выбора профессии «Хочу. Могу. Надо».
- Помочь найти необходимую информацию об образовательном учреждении, условиях обучения.
- Познакомить с перечнем направлений и профилей образования, с условиями поступления в колледж или вуз.
- Участвовать в Днях открытых дверей, проводимых вузами и колледжами.
- Участвовать в Едином дне профориентации, в организуемых мастер-классах, профориентационных квестах, профессиональных пробах.
- Участвовать в виртуальных экскурсиях по колледжу, вузу, предприятию.
На успех профориентации ребенка в семье влияет ряд факторов.
- Наличие представлений у родителей о профессиональном самоопределении ребенка с учетом его возрастных особенностей.
- Умение родителей применять эффективные методы и приемы профориентации, стимулировать ребенка к осознанному выбору профессии.
- Заинтересованность родителей в успешном результате профессионального самоопределения ребенка.
Обо всем этом следует помнить и не совершать типичные ошибки в выборе профессии. Не выбирать дело на всю жизнь «за компанию», не гнаться за престижностью, не отождествлять учебный предмет и профессию, не пренебрегать состоянием здоровья. И тогда профориентационная инициатива родителей — подготовить ребенка к самостоятельному и осознанному выбору, а не принять все решения за него, — обязательно приведет к успеху.