background picturebackground picture

Спросить совета у родных

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

122

Ресурс семьи в профессиональном самоопределении ребенка

Выбор профессии — один из ключевых этапов в жизни каждого человека. В этот момент необходимо учитывать множество факторов: личные интересы, способности и таланты, рыночные требования и перспективы карьерного роста. О том, как помочь сыну или дочери с выбором профессионального пути, рассказывает кандидат педагогических наук Елена Селезнева.

Первое, о чем стоит помнить родителям, — принятие того факта, что свой выбор ребенок должен сделать сам. Важно, чтобы подросток определил свои приоритеты самостоятельно, хотя это и не исключает помощи и советов родных и близких.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка.

Это достаточно непростой процесс: ребенок может столкнуться на этом пути с различными сложностями, и без участия взрослых тут не обойтись.

Трудности в профессиональном самоопределении

  • Поверхностная информированность о профессиях.
  • Низкая информированность о рынке труда.
  • Отсутствие мотивации к труду.
  • Незнание своих возможностей, способностей.
  • Неумение подростков выстраивать реалистичные жизненные планы.

Чем могут помочь родители? Многое будет зависеть от возраста ребенка.

Траектория профессионального самоопределения

9–10 лет

Что нужно делать: активизировать знакомство с миром профессий.

Результат: ребенок отличает труд от работы, понимает, как профессии связаны между собой.

10–12 лет

Что нужно делать: возраст, в котором уже можно найти явные и скрытые таланты.

Результат: появляется выраженный интерес к какой-то деятельности (или нескольким), осознаются свои черты характера. Приходит понимание, что профессии связаны с личными качествами. Хочешь кем-то стать — развивай соответствующие качества.

12–14 лет

Что нужно делать: переходим от любопытства к углубленному интересу и практике.

Результат: начинается осознанная работа над собой, практическая деятельность в области своих интересов. Формируется осознанное отношение к учебе — как к получению знаний и умений для достижения цели.

15 лет

Что нужно делать: воспитывать ответственность за свой выбор, помочь в самостоятельном составлении образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие этапы своей жизни (куда пойду учиться, кем и где начну работать, чтобы стать…).

Результат: у ребенка формируется представление о дальнейшей жизни после школы. Все это — на основе адекватного представления о своих личных особенностях и о том, как они соотносятся с требованиями профессии.

16–18 лет

Что нужно делать: ребенок должен прикладывать усилия к целенаправленному получению знаний и умений, которые, на его взгляд, необходимы в профессии. Участвовать в практической деятельности, получать осмысленные знания.

Результат: человек сосредоточен на развитии качеств, необходимых для будущего труда, имеет опыт практической деятельности.

Мотивировать ребенка к труду следует начинать как можно раньше.

Мотивация ребенка к трудовой деятельности в семье

  1. Формирование и закрепление навыков самообслуживания.
  2. Формирование уважительного отношения к труду, подкрепляемое примерами из жизни (родственники, друзья семьи, известные люди и т. д.).
  3. Использование всевозможных стимулов с целью поощрить ребенка к проявлению трудовой инициативы, самостоятельности, помощи тем, кто в ней нуждается.
  4. Привлечение к выполнению посильной домашней работы (уход за больными, уборка, стирка, покупки, полив комнатных растений, уход за домашними животными, мытье посуды и т. д.).
  5. Обучение ведению домашнего хозяйства, то есть готовить пищу, содержать дом в чистоте, ухаживать за одеждой и обувью, рассчитывать семейный бюджет.
  6. Обучение содержанию в порядке своего рабочего места (например, письменного стола со всеми учебными принадлежностями, рабочего уголка и т. п.).
  7. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей, родственников, рассказы взрослых в занимательной форме о представителях различных профессий.
  8. Организация и контроль трудовой деятельности ребенка.

Найти то, что нужно

Далее нужно выявить интересы и склонности ребенка, ведь все профессии так или иначе делятся на большие группы в зависимости от вида деятельности.

Человек

К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии требуют от человека терпения, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, продавец, парикмахер).

Техника

К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники — от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, ответственности (инженер, конструктор, монтажник, слесарь-сантехник и др.).

Природа

К этой группе относятся все профессии, связанные с животными и растениями. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем (селекционер, зоотехник, ветеринар, растениевод, геодезист, эколог).

Знаковая информация

К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, с работой с документами и цифрами. Предметом труда для специалистов этой группы профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей (лингвист, математик, программист, документовед).

Искусство

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие (художник, писатель, актер, музыкант).

Финансы

К этой группе относятся профессии, связанные с финансово-экономической деятельностью. Предметом труда для специалистов этой группы профессий являются денежные средства, а содержанием труда — финансовые операции, в том числе начисление заработной платы, планирование и контроль доходов и расходов организаций и предприятий (экономист, бухгалтер, брокер).

Выбор профессии: метод исключения

  1. Запишите с ребенком на листок абсолютно все его увлечения и интересы.
  2. Напротив каждого из них напишите по 3–5 (лучше как можно больше) профессий.
  3. Вычеркните неинтересные ребенку профессии.
  4. Оцените каждую на предмет личных качеств ребенка, лишнее вычеркните.
  5. Оцените перспективные возможности каждой из профессий.

Каждую из профессий можно описать с помощью профессиограммы.

Профессиограмма — это документ, в котором представлен всесторонний, описанный по определенной схеме комплекс различных объективных характеристик деятельности в совокупности с профессионально значимыми для нее психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими качествами работника.

Например, профессию бухгалтера можно описать следующим способом.

Бухгалтер

Содержание труда: осуществляет бухгалтерский учет, ревизию и финансовый контроль на предприятиях и в организациях различного типа; проверяет достоверность полученной финансовой информации, контролирует соблюдение законности при распределении денежных средств.

Должен знать: статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления, технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности.

Профессионально важные качества:

  • умение быстро и правильно считать;
  • умение анализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов;
  • терпение;
  • усидчивость;
  • устойчивость к монотонной работе.

Квалификационные требования: курсы, вузы, ссузы.

Медицинские противопоказания:

  • плохое зрение;
  • болезни нервной системы.

Помощь родителей ребенку в выборе профессии

  • Сформировать положительное отношение к труду.
  • Помочь найти необходимую информацию о профессиях и требованиях к ним.
  • Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.
  • Научить ребенка анализировать свои возможности и способности.
  • Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными особенностями и качествами ребенка.
  • Научить ориентироваться в рынке труда.
  • Познакомить с формулой удачного выбора профессии «Хочу. Могу. Надо».

  • Помочь найти необходимую информацию об образовательном учреждении, условиях обучения.
  • Познакомить с перечнем направлений и профилей образования, с условиями поступления в колледж или вуз.
  • Участвовать в Днях открытых дверей, проводимых вузами и колледжами.
  • Участвовать в Едином дне профориентации, в организуемых мастер-классах, профориентационных квестах, профессиональных пробах.
  • Участвовать в виртуальных экскурсиях по колледжу, вузу, предприятию.

На успех профориентации ребенка в семье влияет ряд факторов.

  1. Наличие представлений у родителей о профессиональном самоопределении ребенка с учетом его возрастных особенностей.
  2. Умение родителей применять эффективные методы и приемы профориентации, стимулировать ребенка к осознанному выбору профессии.
  3. Заинтересованность родителей в успешном результате профессионального самоопределения ребенка.

Обо всем этом следует помнить и не совершать типичные ошибки в выборе профессии. Не выбирать дело на всю жизнь «за компанию», не гнаться за престижностью, не отождествлять учебный предмет и профессию, не пренебрегать состоянием здоровья. И тогда профориентационная инициатива родителей — подготовить ребенка к самостоятельному и осознанному выбору, а не принять все решения за него, — обязательно приведет к успеху.

Поделиться в соцсетях