Помогаем школьнику адаптироваться к учебе
Летние каникулы позади, и детям пора возвращаться в круговорот школьных уроков, кружков и дополнительных занятий. Они, понятное дело, почти всегда не в восторге от этой перспективы. И тем не менее в наших силах помочь им пережить эту ежегодную «маленькую трагедию». При этом важно соблюсти баланс — с одной стороны, дать ребенку стимул для развития, а с другой — не перегрузить его. Трудные вопросы, связанные с началом нового учебного года, задают родители школьников, а отвечает на них клинический нейропсихолог, руководитель детского центра нейрокоррекции Ирина Хвингия.
Ирина Сергеевна, насколько адекватной можно назвать нагрузку, которая ложится на современных школьников? Как она влияет на их здоровье?
Дети на самом деле очень сильно перегружены — у них огромное количество уроков, домашних заданий и кружков. И это большая проблема. Регулярные перегрузки дают устойчивые нарушения в виде раздражительности, плаксивости, нарушений сна. Иммунитет ослабляется, ребенок начинает часто болеть, появляются мигрени. В подростковом возрасте у таких детей чаще случаются депрессии. Да и в школе ребенок занимается всем, чем угодно, только не учебой. И причина не в лени или в желании побаловаться. Скорее, речь идет об истощении произвольной деятельности, и вести себя иначе у ребенка просто не получается.
С какого возраста лучше отдавать детей в специализированные школы и лицеи, ведь там нагрузка еще больше?
В начальных классах мы еще не понимаем, к чему склонен ребенок. Ведь можно его отдать в математическую школу, а позже выяснится, что у ребенка склонность, например, к языкам. А вот уже после четвертого класса, когда станет понятно, действительно ли ему хорошо дается математика, можно выбрать физико-математический лицей или математический класс.
Но если родители отдают ребенка в спецшколу, а после вся семья вместе с кучей репетиторов делает уроки до 23:00, то здесь появляется вопрос: а стоит ли оно того? Ведь зачастую родители отдают детей в подобные заведения только лишь для того, чтобы удовлетворить свои амбиции и похвастаться перед родственниками, какой у них замечательный ребенок, раз учится в школе с высоким рейтингом.
А что делать с кружками, секциями? Ведь они тоже отнимают и время, и силы. При этом ребенок может отказываться их бросать…
Если у ребенка нет жалоб и у него остается личное время на себя, то пусть ходит. А вот если из школы он приходит уставший и нет сил даже делать уроки, то тут стоит разобраться, что происходит, и провести диагностику. Специалист посмотрит, насколько у ребенка сформированы произвольная деятельность и переключение произвольного внимания. И если есть проблемы, нужно заниматься лечением.
Если же со здоровьем проблем нет, тогда нужно просто помочь ему правильно выстроить режим. Или, если ребенку нравится, допустим, играть на фортепиано, отказаться от других кружков. То есть нужно убрать то, что дополнительно дает нагрузку, и сфокусироваться на важном.
Но опять повторюсь, что чаще всего инициаторами выступают родители. Примерно 25–30 лет назад было модно, чтобы ребенок учился в музыкальной школе. И у меня был одноклассник, у которого дома стояло фортепиано. На нем стояли часы, а рядом висел ремень. У мальчика действительно был талант, но как только он получил диплом об окончании музыкальной школы, он больше ни разу не сел за инструмент.
Многие считают, что только так и растят гениев: ежедневные многочасовые занятия, строгий контроль — иначе они бы не стали тем, кем стали…
Здесь есть тонкий момент. Ведь что такое гениальность? Это высшая степень проявления таланта. У талантливого ребенка что-то очень хорошо получается — лучше, чем у других. А гениальный ребенок сделает все то же самое, но намного быстрее и нестандартным способом. Поэтому совсем не обязательно водить детей везде, по всем кружкам. Свою гениальность ребенок может проявить в чем-то одном — и получить за это потом Нобелевскую премию.
Получается, гениальность все равно никуда не уйдет, раз она уже есть?
Совершенно верно! Для того чтобы ребенок был гениальным, нужно развивать мышление. Мы многое не додаем своим детям именно за счет электронных развивающих методик. Ведь почему мы, психологи, против гаджетов? Да, можно найти хорошие развивающие программы, но творческое мышление там не разовьешь.
На планшете все ограничено инструкцией разработчика — если есть условие нарисовать котенка, то рисуется только котенок. А если ребенок рисует котенка на простом листе бумаги, то к этому котенку можно подрисовать миску с едой, или бантик на хвосте, или рядом он нарисует собачку, с которой этот котенок будет играть. Именно в такие минуты начинается процесс творческого мышления.
Если мы действительно хотим развить у ребенка нестандартное мышление, то ничего лучше настольных и активных игр, где развиваются ловкость и координация, еще не придумали. И это касается не только детей, но и взрослых.
Многие родители желают сделать из ребенка «суперчеловека», у них дети учатся в очень жестком режиме. Какая перспектива ждет таких детей?
К сожалению, это мода на успех. У нас ведь как часто происходит? Мы постоянно сталкиваемся с тем, что, когда начинаем планировать график занятий, мамы часто говорят: вы знаете, надо составить его таким образом, чтобы ребенок успевал на английский три раза в неделю, и в бассейн, и на шахматы. Смотришь на такую маму, и хочется сказать, как в том анекдоте: вам нужны шашечки — или ехать? Прежде чем загружать детей, я бы предложила для начала определиться с главными приоритетами.
Некоторые «продвинутые» мамы и папы считают, что до школы ребенка вообще не надо трогать: пусть развивается сам по себе. Что вы думаете о таком утверждении?
Есть такое понятие, как педагогическая запущенность, — когда ребенок не знает то, что должен знать к определенному возрасту: времена года, элементарный математический счет… Сам по себе он это не выучит. Но отчасти я согласна с таким мнением: для развития дошкольника не требуется многого — достаточно организовать ему пространство с правильными играми. А в кружки дети успеют всегда. Более того, глядя на других детей, они обязательно попросят и их куда-то отдать.
Фото: Коллекция/iStock, личный архив Ирины Хвингия