background picturebackground picture

Специальные условия получения образования для детей с ОВЗ

Особые дети

12

Методы, программы, учебные пособия и услуги ассистента

Дети, у которых есть проблемы со здоровьем, с учетом их особых потребностей могут обучаться и получать образование на специальных условиях. Основные общеобразовательные программы специально адаптируются для того, чтобы дети с ОВЗ могли учиться в школах и других учебных заведениях вместе с остальными учениками.

Право на специальные условия обучения закреплено в статье 79 «Закона об образовании». Эти условия обучения, воспитания и развития включают в себя:

  1. использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания;
  2. специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  3. предоставление услуг ассистента, оказывающего ученикам необходимую техническую помощь;
  4. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания любых образовательных организаций;
  5. другие условия, без которых «особым» детям будет невозможно или сложно учиться.

«Особые» дети могут учиться с другими учениками (инклюзия) или в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Существуют специальные школы, работающие по адаптированным основным общеобразовательным программам для определенных групп детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами.

В школах-интернатах, где ученики и учатся, и живут, дети с ОВЗ находятся на полном государственном обеспечении и получают питание, одежду, обувь, инвентарь. Ученики, которые живут вне школы-интерната, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Профессиональное обучение и образование доступны людям с ограниченными возможностями либо по общим образовательным программам, либо по адаптированным. Для обучения лиц с ОВЗ в организации профессионального и высшего образования должны быть созданы специальные условия.

Дети с различными формами умственной отсталости, у которых нет основного общего или среднего общего образования, также могут пройти профессиональное обучение. Такую возможность обеспечивают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учащиеся с ОВЗ бесплатно получают специальные учебники и учебные пособия, имеют право на услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Эта мера социальной поддержки также входит в обязанности субъекта Российской Федерации.

Тем детям, которые получают образование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, социальную поддержку обеспечивает Российская Федерация.

Более конкретное описание специальных образовательных условий, которые создаются для детей дошкольного и школьного возраста, можно найти в приказах Министерства образования и науки 2013-14 годов.

Для учащихся, которым необходимо длительное лечение, детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам проходит на дому или в медицинских организациях.

                         

Источники:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Поделиться в соцсетях