background picturebackground picture

Советы родителям близнецов

Младенцы

67

Эксперт разбирает распространенные мифы о воспитании близнецов с особенностями развития

«Особый» ребенок — всегда вызов для родителей. Если же в семье появились близнецы с особенностями, им требуется еще больше любви и внимания. Вместе с тем в воспитании близнецов с ОВЗ есть свои нюансы. О них рассказывает Анна Павлова — психолог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики.

Когда ситуация в семье вдвойне особенная

Рождение близнецов в семье — двойная радость для родителей, но еще это и двойные хлопоты, и новые трудности. Причем заботы семьи увеличиваются не простым умножением на два, ведь многие из них неочевидны для других родителей.

Как накормить одновременно двух младенцев? Как спустить в стандартном лифте коляску с двумя малышами? Что делать, если один проснулся и плачет, а другой только что заснул? Как быть, если им обоим одновременно понадобилась одна и та же игрушка?

Жизнь, которую ведет семья близнецов, имеет свой уникальный быт и ритм, и малыши в ней с первых дней жизни учатся подстраиваться к потребностям друг друга. И совсем необычная жизнь начинается в семье, когда обнаруживаются проблемы в развитии у одного или обоих малышей из близнецовой пары.

Мифы о близнецах с ограниченными возможностями здоровья

За годы работы с детьми, имеющими особенности в развитии, и общения с их семьями накопилось достаточное количество наблюдений, которые будут полезны родителям близнецов. Вместе с тем хочется предостеречь их от напрасных ожиданий и рассказать о мифах, которые встречаются, когда речь заходит о близнецах с ограниченными возможностями здоровья.

«Близнецы с одинаковым заболеванием будут развиваться одновременно»

Перефразируя знаменитую цитату Льва Толстого о счастливых и несчастных семьях, можно утверждать: «Все нормотипичные дети развиваются примерно одинаково. Все дети с ОВЗ развиваются по-своему». Близнецы с особенностями развиваются не одновременно: один начинает вставать, а другой только ползает, у одного появились первые слова, а второй и не думает говорить. Почему это происходит, можно только догадываться — тема эта еще недостаточно изучена учеными. Однако можно предположить, что скачок в развитии появляется не сам по себе: его рождает то особое родительское внимание, которое дает малышу с ОВЗ силы развиваться. Родители детей с особенностями развития знают, насколько колоссальный этот вклад, насколько велики их усилия и как трудно направить их сразу на двоих детей. Нередко родители более активно занимаются одним ребенком, добиваются результата, а другого начинают «подтягивать», лишь заметив отставание.

Не стоит расстраиваться и тревожиться из-за того, что в этой ситуации вы не даете максимум каждому из детей, а тем более — винить себя. Дело в том, что развитие любого малыша идет скачками, когда за периодом свершений и достижений идет стабильное время, когда вроде бы ничего не происходит, а иногда даже наблюдается небольшой регресс. Многие родители детей с ОВЗ боятся этих стабильных периодов, ведь тогда усилия кажутся напрасными, не имеющими того эффекта, который был в предыдущие месяцы.

Стабильный период очень важен и даже необходим ребенку: это время накопления и восстановления сил, потраченных на этапе «скачка». Кстати, поэтому в этот период родитель имеет возможность переключить внимание на второго ребенка безо всякого ущерба для первого.

«Если особенности в развитии у одного из близнецов, второй будет „подтягивать“ брата или сестру»

Если в раннем возрасте ребенок, который родился один, чаще общается со старшими детьми, то близнецы больше времени заняты друг другом. Таким образом, еще в раннем возрасте у них появляется особое пространство общения, замкнутое друг на друге. Близнецам интересно то занятие, которое можно разделить с братом или сестрой.

Например, близнецы охотнее играют в сюжетные игры, чем читают книжки, рисуют, собирают пазлы или конструктор. Однако когда у одного из близнецов есть особенности развития, это пространство общения с братом или сестрой не появляется. Нормотипичный малыш недополучает интересной совместной игры с братом или сестрой, а также с родителями.

Чаще всего его развитие остается вне поля зрения старших, в то время как сиблингом активно занимаются. Это фактически ситуация педагогической запущенности, и спустя какое-то время она может стать причиной задержки в развитии нормотипичного малыша, не связанной с особенностями его здоровья.

«Всё пополам»

Иногда, чтобы внести стабильность в отношения между близнецами, родители вводят правило «справедливого дележа»: всё делим поровну. В принципе, мысль неплохая, когда дело касается игрушек и сладостей, — и многие родители разновозрастных детей используют ее, чтобы никому из них не было обидно. Однако есть два момента, которые могут повлечь неприятные последствия в будущем.

Первый из них — создание одинакового внешнего образа детей-близнецов: покупка одинаковой одежды, одинаковые стрижки. Казалось бы, что может быть трогательнее, чем одинаковые первоклассницы Маша и Даша, идущие с одинаковыми букетами и портфелями в школу? Увы, в таком случае возникает реальная опасность стирания индивидуальности каждого из близнецов. К счастью, все чаще родители близнецов следуют советам психологов и не допускают такого разделения индивидуальности. А оно опасно, если у ребенка (или детей) есть нарушение здоровья.

Например, замечено, что у детей с задержкой психического или речевого развития формирование «я-образа», то есть представление о себе как об индивидуальности, формируется с большим трудом. И потом, в подростковом возрасте, близнецам с ОВЗ такая «разделенная индивидуальность» сильно осложнит их личностное и социальное развитие. Поэтому старайтесь с самого раннего возраста открывать и развивать особые, индивидуальные черты в каждом из близнецов, искать то, что нравится одному и не очень нравится другому, и радоваться этой несхожести.

Другое опасное явление — такая на первый взгляд справедливая мера, как формальное разделение родительского внимания по времени или по делам: «Тебе почитаю 15 минут — сестре 15 минут. Одна раскраска с тобой, одна с братом». Такая тактика дает родителю ложное ощущение, что он одинаково занимается детьми и они получают от него равное внимание. Однако помните, что потребность ребенка в общении с родителем не насыщается минутами или занятиями.

Иногда достаточно мгновения, чтобы дать ребенку утешение или совет, который поможет ему именно сейчас. А бывают периоды, когда родителю нужно провести рядом с ребенком долгое время, чтобы помочь ему понять свои переживания, справиться с собой. Например, пережить обиду или разрешить конфликт. Именно в таких рутинных повседневных делах — истинная работа родителя, и тогда его внимание должно быть полностью устремлено на внутренний мир одного ребенка и не должно отвлекаться на другого. Старайтесь, чтобы каждый из ваших детей получал от вас такую помощь индивидуально, а чтение и развивающие занятия можно проводить совместно.

«Близнецы играют друг с другом, и у родителя есть возможность отдохнуть и заняться своими делами»

Близнецам с ОВЗ нужно очень много родительского внимания с первых дней жизни. Большинство родителей предполагают, что первый год жизни с близнецами особенно сложен: еда, сон, сборы на прогулку, посещение врачей. И стоит только организовать ритм жизни, а дальше станет проще.

Действительно, четкий режим вносит спасительную стабильность в быт многих семей с близнецами. К счастью, это совпадает с нейрофизиологическими потребностями ребенка с ОВЗ: четкий и предсказуемый ритм смены активности и бодрствования — единственная возможность для малыша с ограничениями здоровья восполнить запас сил, а значит, более успешно овладевать новыми навыками. Постарайтесь сохранить устойчивый режим на протяжении всего дошкольного детства.

Вопреки ожиданиям родителей, с окончанием младенчества трудности с близнецами не исчезают. Наоборот, уклад семьи становится все более сложным. В этот период в жизни детей с ОВЗ появляются специалисты, с которыми надо организовать занятия: психолог, дефектолог, логопед. Кроме того, не стоит забывать, что ранний и дошкольный возрасты полны громких ссор и драк, когда родители ежедневно, ежечасно включены в решение взаимных обид и претензий между близнецами.

Взрослым, которые взяли на себя труд воспитания близнецов, приходится нелегко, и в одиночку здесь не справиться — нужна помощь супруга, других родственников или няни. Нет ничего зазорного в том, что родитель обращается за помощью и получает ее без ненужного чувства вины за то, что не справляется сам. Не стесняйтесь просить близкое окружение о помощи — это даст вам возможность накопить силы для того, чтобы быть любящими и внимательными родителями для каждого из близнецов.

  

Фото: Коллекция/iStock, Pixabay

Поделиться в соцсетях