background picturebackground picture

Слишком много интернета: что делать

Цифровая среда

71

Как защитить ребенка от интернет-рисков?

Многие современные родители переживают, что ребенок проводит в интернете чересчур много времени в ущерб другим занятиям. Специалисты Центра защиты прав и интересов детей делятся рекомендациями, как перестроить семейную жизнь, чтобы в ней было меньше гаджетов и больше времени, проведенного вместе.

Экранное время: польза и риски

Реальный и виртуальный миры для нынешних детей сплетены воедино с самого детства. И это увеличивает риски, которым они подвергаются — ведь к опасностям, которые всегда присутствовали в реальности, добавляются еще и виртуальные угрозы.

О рисках, которые могут быть в окружающем мире и возникать в ходе живого человеческого взаимодействия, предупреждают своих детей практически все родители. Ведь интернет вошел в их жизнь не сразу, и у всех сегодняшних родителей есть тот опыт из реальной жизни, которым, они могут поделиться.

Безусловно, Сеть открывает перед своими жителями такие возможности, которых их «офлайновые» родители в своем детстве даже не могли представить: мгновенный доступ к любой информации (вспомните компакт-диски с фильмами), практически безграничные возможности общения (особенно, если хоть немного знаешь иностранные языки).

Собственно, те же самые достоинства имеют и оборотную сторону: неподходящая, травмирующая информация, а также недобросовестные собеседники находятся так же близко, как и все неоспоримые достоинства интернета — «на расстоянии» нескольких нажатий клавиш или пары кликов мышью.

Информационная безопасность детей сегодня — такая же важная и актуальная тема в семейном общении, как и другие. Более того, это такая же воспитательная обязанность родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своим детям, как и обучение правилам безопасности на дороге, принципам заботы о своем здоровье и окружающей среде, соблюдению законов и основам человеческого общения.

Если ребенок не знает меры в «общении» с гаджетами (а соблюдать ее самостоятельно в силу возраста ему еще трудно), на первый план выходят следующие риски:

  1. чрезмерная увлеченность интернет-серфингом, компьютерными играми;
  1. ребенок может быть вовлечен в опасные сообщества и группы;
  1. он может стать жертвой мошенников, и семья понесет финансовые потери;
  1. может столкнуться с агрессией, травлей в социальных сетях и другими формами кибербуллинга;
  1. он может наткнуться на информацию, несущую вред его психике и эмоциональному самочувствию.

Без ультиматумов и обвинений

Главный способ помочь ребенку — участие родителей в его жизни, в том числе виртуальной. Понятно, что иногда сложно разобраться, чем именно занят ребенок у экрана компьютера или телефона. Гораздо проще прочитать нотации или просто «обрубить» использование интернета без лишних объяснений. Однако такое поведение со стороны родителей побуждает ребенка еще сильнее «закрыться» от них в своих увлечениях, уйти в виртуальный мир.

Любые родительские ультиматумы и запреты воспринимаются ребенком как нежелание взрослых идти на диалог с ним, отказ понимать и принимать его. Нередко такие мысли сопровождаются ощущением печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный виртуальный мир.

Какие приемы точно не помогут ребенку справиться с интернет-зависимостью и не улучшат ваши с ним отношения:

  1. обвинения и попытки пристыдить ребенка (фразы вроде «Ты тратишь свою жизнь зря», «Лучше бы погулял (почитал, поиграл с игрушками)»);
  1. придирки, угрозы, оскорбления и ярлыки («Скоро совсем отупеешь с телефоном в руках»);
  1. сравнения с другими детьми («Посмотри на своего соседа, вон во дворе в футбол гоняет, как все нормальные дети», «Твоя одноклассница все успевает, потому что не сидит на Youtube и TikTok целыми днями»).

Вместо этого попробуйте понаблюдать за онлайн-активностью ребенка, а затем поставьте себя на его место и постарайтесь понять, что он чувствует, как мыслит, что хочет получить в Сети такого, чего ему не хватает.

Понять потребности, предложить альтернативу

Если речь о компьютерных играх, попробуйте запастись искренним интересом выяснить, что в них нравится ребенку, какие приложения и технологии для этого используются, как в эти игры играть. Возможно даже имеет смысл попросить дать усадить себя за экран дать вам небольшой мастер-класс.

Многим детям их виртуальная жизнь дает чувство свободы и новых возможностей, чувство принадлежности к группе (это особенно актуально для подростков), ощущение достижения целей (пусть даже только в играх — ведь в реальной жизни нужно прикладывать гораздо больше усилий).

Собственно, проблемы мира реального тоже могут стать сильным триггером для эскапизма в гаджеты и интернет. Не зная, как их решить, ребенок будет «убегать» в понятный виртуальный мир от проблем в школе, семье, разногласий с друзьями, недовольства собственным телом, недостатка тепла в отношениях, низкой самооценки и трудностей в поиске себя.

Очень важно деликатно выяснить, какие именно трудности вынуждают ребенка выбирать интернет-общение. Нередко для этого может понадобиться помощь детского или подросткового психолога. Он же подскажет, какие дальнейшие шаги можно предпринять, что подсказать и чему научить ребенка.

Главное — не нужно принижать интересы ребенка и преуменьшать важность интернета и технологий. Мир, в котором они растут, не плохой и не хороший, он просто таков, каков есть, и нам всем нужно приспособиться жить в нем.

Лучше договоритесь о временных лимитах, об офлайн-зонах в доме, а затем мягко контролируйте, но доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей. В результате постепенно его навыки самоконтроля будут улучшаться. Предлагайте варианты совместной офлайн-активности в дополнение к онлайну (а не вместо него), которые могут быть интересны ребенку.

Предлагайте альтернативные варианты досуга у экрана — сегодня существуют тысячи обучающих игр по сотням тем:

• история, математика;

• чтение, письмо;

• география, биология, химия;

• природа, океанография;

• инвестиции и бизнес;

• как строить и ремонтировать автомобили, мопеды, мотоциклы;

• альпинизм, подводное плавание, серфинг, лыжи;

• как играть в футбол, баскетбол, хоккей;

• робототехника и искусственный интеллект.

Учитывайте возрастной рейтинг и другие характеристики игр. Онлайн-игры имеют такие же рейтинги, как и фильмы, и телевизионные шоу.

Чтобы показать, что его интересы для вас значимы, позвольте ребенку почувствовать себя компетентным — например, попросите, чтобы он показал вам, как работает та или иная технология («Помоги, пожалуйста, чувствую, без твоей помощи мне тут не разобраться»). Если есть время и желание, поиграйте в онлайн-игру вместе с ним. Пусть он или она научит вас секретам и хитростям. Это положительно скажется на его доверии и ваших взаимоотношениях, и станет началом перехода от ультимативного общения «сверху вниз» к диалогу на равных.

  

Источник:

Памятка Центра защиты прав и интересов детей «Как защитить детей от интернет-рисков»

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях