background picturebackground picture

Скучно и неинтересно: как привить детям любовь к истории

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

1458

Советы родителям

Учить историю нравится далеко не всем. Многие не понимают: зачем нужно помнить и знать даты, имена и давно минувшие события? О том, как помочь детям осознать необходимость изучения исторического процесса, рассказывает доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования ПсковГУ, кандидат педагогических наук Борис Борисов.

Зачем нужна история

Дети, знакомые с историей по школьным урокам, часто считают этот предмет скучным и полным ненужной информации. В то время как мы, взрослые, знаем, что история — крайне увлекательная вещь, которая помогает увидеть, что за безликими датами стоит определенная логика, а за именами — реальные великие личности.

Например, в литературе огромной популярностью пользуются исторические романы. Почему? Читателям очень интересно, как жили люди до них, как развивались события в прошлом. И пускай художественные произведения — это не исторический документ, они полны вымысла, но историческую эпоху писатели все равно в той или иной степени отображают. История многообразна, и в разных романах и повестях об одной и той же эпохе можно почерпнуть разные сведения. Чтение исторической литературы сильно расширяет кругозор.

Изучение истории помогает детям сформировать такие важные качества, как аналитическое и критическое мышление, приобрести навыки коммуникации и выработать свой подход к решению задач. Она побуждает к размышлениям и рассуждениям.

В наши дни информацию по любой теме ребенок может найти в интернете, и этим фактом дети часто отмахиваются от требований что-то выучить и запомнить. Но хорошо, если источник сведений будет достоверным и надежным, а если нет? Сейчас много ресурсов манипулятивных, которые создают искаженную картину. При попадании на такой сайт без знания истории человеку будет сложно выстроить картину мира.

Когда у школьника, подростка есть мировоззренческая база, сформированная полученными историческими знаниями, то у него появляется гораздо больше шансов на то, что он будет хорошо разбираться в окружающей действительности.

Без знания истории взрослеющему человеку бывает трудно понимать, что в мире происходит и как на это реагировать. История воспитывает способность задавать вопросы, расследовать, изучать аргументы, выдвигать гипотезы, дебатировать, создавать и понимать, объяснять и оправдывать. Сейчас в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники потребность общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов, многократно возрастает.

Откуда есть пошла…

В развитии интереса к изучению истории очень важна роль родителей, потому что ребенок впитывает все, что видит и слышит вокруг себя. Он наблюдает и перенимает опыт близких взрослых. Это касается и моральных установок, и взглядов на жизнь, и отношения к окружающим. Если родители не проявляют никакого явного интереса к истории, то ждать любопытства к этой области со стороны ребенка будет сложно.

Многие родители надеются в этом вопросе на образование, но школа сможет привить интерес к истории, если сам учитель «горит» предметом и способен «зажечь» им своих учеников. Правда, так происходит не всегда, поэтому родителям не стоит снимать с себя ответственность за развитие ребенка в этом направлении и полностью уповать на образовательный процесс.

С чего начинать

Сами родители и представители более старшего поколения и есть носители социальной истории. Поэтому начинать пробуждать заинтересованность в ребенке необходимо с поощрения интереса к своей семье, к своему прошлому, к семейным биографиям, фотографиям, к артефактам, которые хранятся в семье. Сначала можно рассказывать детям о том, что интересно именно самим родителям. Зафиксировать эпоху, ее восприятие и личностное отношение со стороны непосредственного носителя этой истории предельно важно. И постепенно следует выяснять, что вызывает наибольший отклик в сознании ребенка.

История — это не только мрачное Средневековье и Куликовская битва. Детство родителей, юность бабушек и поход на войну дедушек — тоже история.

Как мы жили раньше без мобильных телефонов? Во что играли во дворе? Сколько стоил проезд на автобусе? Такие разговоры между делом (по дороге в магазин или на прогулке) не потребуют от мамы и папы исторического образования, зато сблизят с ребенком и помогут его заинтересовать.

Отличное средство для знакомства с историей — создание и просмотр семейного альбома. Обсуждение того, кто изображен на фото, где, по какому поводу был сделан снимок. Так от истории семьи можно перейти к описанию эпохи, событий прошлых лет.

Жизнь — это связь между умершими, живыми и еще не родившимися. Изучение истории помогает выстроить линию, на которой человек должен занять свое место.

Знание семейной истории снабжает ребенка чувством сопричастности роду, дает ощущение связи со своими корнями и предками и естественным образом заставляет задумываться о будущем — и своем личном, и своей страны. Важно только не оставлять ребенка наедине с самим собой в этих размышлениях, а вести с ним диалог и обсуждать волнующие темы.

Каждый переживаемый момент истории имеет свои определенные аналогии и параллели. Необходимо осуществлять поиск этих параллелей, причинно-следственных связей, последовательности событий. Родители могут помочь ребенку провести это «исследование», размышляя вместе с ним о фактах из прошлого и настоящего семьи.

Обсуждение семейной истории можно продолжить рассказом об истории места проживания. Ребенку важно узнать сведения о том месте, где он живет — улице, микрорайоне, городе, селе. Даже дома в новостройках стоят на тех местах, где раньше располагалось что-то другое. Можно найти сведения об этом районе и поделиться ими с сыном или дочерью.

План действий

Если ребенок задает родителю какой-то конкретный вопрос на историческую тему, взрослому не стоит бояться признаться в том, что он чего-то не помнит или не знает. Это незнание, наоборот, может стать прекрасным поводом для того, чтобы вместе поискать нужную информацию в интернете или в книге. Тогда ребенок поймет, что забыть что-то не так страшно, главное — желание узнать.

Сейчас выпускают очень много детских книг с экскурсом в историю, начиная от динозавров и заканчивая новым временем. Причем это не только традиционные энциклопедии, но и тематические книги с заданиями, альбомы с иллюстрациями и раскраски. Выбирая книгу, следует руководствоваться интересом ребенка. Если ему нравятся пираты, истории про освоение космоса могут пока подождать. Пусть книги лежат повсюду, на виду, там, где ребенок сможет без труда их взять и полистать.

Еще один способ прикоснуться к истории — настольные игры. Их существует достаточно много на разные темы. Летом такие игры пригодятся в дороге и на отдыхе. Кроме того, в период отпусков можно увлечься так называемым событийным туризмом: мероприятиями, которые приурочены к разным историческим событиям, — реконструкциями, фестивалями, конкурсами. На них в интерактивной игровой форме можно открыть для себя много нового и интересного. Также в библиотеках, издательствах и музеях регулярно проходят мастер-классы, где детей знакомят с историей.

Не стоит волноваться, если пока ребенок больше любит, к примеру, ставить химические эксперименты, а не посещать музеи. Любовь к истории растет постепенно, главное на этом пути — поощрять любознательность и отвечать на запросы ребенка.

Вебинар Бориса Борисова «Как помочь детям осознать необходимость изучения истории своей страны: советы родителям» можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях