Психофизиолог о причинах беспокойства и способах борьбы с ним
«Ну о чем он может переживать? Какой там может быть стресс в школе?» — нередко родители скептически относятся к беспокойству ребенка, считая, что настоящие переживания могут быть только во взрослой жизни. Однако пренебрегать стрессовыми состояниями как у первоклассника, так и у подростка нельзя ни в коем случае. Длительный стресс может вылиться в непростое заболевание. О том, как распознать беспокойство школьника и что делать, чтобы уменьшить стрессовые ситуации, рассказывает кризисный психолог, ассистент кафедры общей и клинической психологии ПИМУ кандидат психологических наук Мария Халак.
Что такое стресс?
С научной точки зрения стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований и т. д. Изначально специалисты интерпретировали стресс как реакцию на физическое повреждение или его угрозу, но очень скоро они заметили, что и положительные факторы вызывают такую реакцию. Например, рождение ребенка, свадьба, победа любимой команды на чемпионате.
Важно понимать, что стресс — это естественная защитная реакция организма, именно поэтому бороться с ним абсурдно. Человек таким образом защищается, реагирует на какое-то давление, прямое или косвенное.
Стадии стресса
Основоположник теории стресса, канадский ученый Ганс Селье выделил три стадии протекания стрессовой реакции.
Первая стадия — «Стадия тревоги». В этот момент в организме активизируются гормоны адреналина. Нередко именно под действием адреналина человек способен совершить невероятные поступки: он может сломать руками металлическую решетку, спасая ребенка из огня, может поднять невероятную тяжесть, спрыгнуть с высоты без последствий и т. д.
Вторая стадия — «Стадия резистенции». На смену адреналину приходят глюкокортикостероиды, и если первая фаза сравнима со штурмом, то вторая — с глубокой осадой. Примером может стать длительная, в течение нескольких лет, подготовка к ЕГЭ, когда организм школьника долгое время находится в стрессе.
Если организму не удалось адаптироваться к стрессу, наступает третья стадия — «Стадия истощения». Для нее характерен дефицит эмоций, резкость, грубость, отсутствие сочувствия, обидчивость, отстраненность, психосоматические и вегетативные расстройства и даже болезнь. Буквально организм начинает вырабатывать естественные обезболивающие потому, что он сильно «устал» от стресса.
Какие раздражители (стрессоры) могут вызвать стрессовую реакцию? В качестве стрессора может выступить буквально что угодно: прямая физическая травма, психологическая травма, повышение температуры тела, инфекции, эмоциональные переживания, громкий шум и т. д. Повреждающий эффект зависит как от интенсивности раздражителя, так и от его длительности или повторяемости. И эмоциональный ответ зависит от того, как человек воспринимает сложившуюся ситуацию.
Поэтому для создания оптимального эмоционального состояния необходимо правильно оценивать значимость событий. Для человека важнее не длительность стресса, например экзаменов, а его отношение к нему.
Снизить риски эмоционального срыва помогут достаточная информированность, адекватная оценка значимости событий.
Школьные стрессоры
В жизни школьника есть три основополагающих периода, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию.
Первый класс
- Появление новых обязанностей. Еще буквально вчера он был ребенком, играл в садике, а сегодня от него уже требуют совершенно иного поведения.
- Ограничение двигательной активности: нужно по 35–45 минут сосредотачиваться, слушать учителя, сидеть за партой.
- Новый режим дня.
- Классный коллектив, личность педагога: ребенку нужно знакомиться с новыми ребятами, не всегда отношения складываются хорошо. Учитель может показаться малышу слишком строгим.
- Переживание кризиса 6–7 лет. Возрастание объема поступающей информации.
Пятый класс
- Много разных учителей, новый классный руководитель.
- Непривычное расписание.
- Много новых кабинетов.
- Возросший темп и объем работы, домашних заданий.
- Рассогласованность требований отдельных педагогов.
- Необходимость приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей.
- Ослабление или отсутствие контроля.
- Низкая готовность к обучению в среднем звене (несамостоятельность в работе с текстами, низкий уровень развития речи и т. д.).
- Своеобразие подросткового возраста.
Выпускные классы
- Интенсивная умственная деятельность.
- Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения. Нарушение режима сна и отдыха.
- Сомнения в собственных способностях.
- Негативные переживания «А вдруг я не сдам?», «Что будет дальше?».
- Ответственность перед родителями.
- Оценка результативности деятельности в процессе сдачи экзаменов.
Как понять, что ребенок в стрессе
Первый класс
- Трудности засыпания, беспокойный сон.
- Усталость, которая не свойственна ребенку.
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
- Невнимательность, отсутствие сосредоточенности.
- Тревожность.
- Отсутствие уверенности в себе, поиск одобрения взрослых. Обратите внимание: если утром ребенок не хочет идти в школу, всячески противится, а после школы вы забираете его в веселом расположении духа — это норма для адаптации. Но если он целый день в подавленном состоянии, даже после школы приходит грустный — это повод задуматься и обратиться к специалисту.
- Отказ от контактов, стремление к уединению.
- Подергивание плечами, качание головой, трепет рук.
- Снижение массы тела или, наоборот, проявление симптомов ожирения.
В норме эти признаки возможны в первые два месяца адаптации к первому классу, но если они сохраняются дольше, родители обязательно должны обратить на них внимание.
Лучше вместе с ребенком сходить к школьному психологу, поговорить с классным руководителем, обратиться к стороннему психологу. Игнорировать эти признаки ни в коем случае нельзя.
Пятый класс
- Усталый внешний вид ребенка, постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашнее задание.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения.
Выпускные классы
- Физические признаки: недомогания, растерянность, страх, неуверенность, тревога, депрессия, раздражительность, ухудшение сна и аппетита.
- Интеллектуальные признаки: чрезмерная самокритика, неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом — своих или чужих, кошмарные сны, ухудшение памяти, снижение способности к концентрации внимания, рассеянность, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения, ошибочные действия.
- Поведенческие признаки: стремление заниматься другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену, избегание любых напоминаний об экзаменах.
Какие меры профилактики стресса можно предпринять
Родители первоклассников, прежде всего, должны проявить любовь и заботу, создать благоприятный климат в семье, как можно больше хвалить малыша не только за успехи в школе, но и вообще за любые мелочи. Не стоит сравнивать ребенка с другими, обязательно поддерживайте его в трудной ситуации. Вы должны понять: то, что кажется мелочью вам, для первоклашки может быть настоящей трагедией.
Обязательно организуйте для ребенка оптимальный режим дня: если вы чувствуете, что он хочет поспать после школы, ни в коем случае не отказывайте ему. Не заставляйте его делать домашнее задание долго, обязательно помогайте и не перегружайте малыша внешкольными активностями. Подумайте, возможно, стоит отказаться от каких-то кружков, если вы понимаете, что ребенок устал. Занимайтесь с ребенком, используя природные материалы: глину, песок, воду, краски, — арт-терапия отвлекает от неприятных эмоций и привлекает эмоциональные резервы организма.
Постарайтесь как можно чаще бывать на свежем воздухе, играть в спортивные игры, петь. Помогите ребенку завести новых друзей, на собственном примере научите его дружить с одноклассниками — расскажите, как это здорово, когда у тебя есть друзья.
При переходе в пятый класс многие школьники также проходят адаптацию, которая может длиться до двух месяцев. Родителям в данном случае очень важно поддержать ребенка: принимайте его таким, какой он есть, несмотря на неудачи, с которыми он столкнулся или еще может столкнуться.
Многие учителя говорят, что падение успеваемости в пятом классе, особенно в начале учебного года, — это норма. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь встретиться с педагогом или при необходимости обращайтесь к школьному психологу. Также маме и папе нужно сообщить классному руководителю или психологу о том, что в семье произошли какие-то события, которые повлияли на психологическое состояние ребенка, — вместе они смогут найти выход. Родители должны постараться максимально проявить интерес к школьным делам, обсуждать с ребенком сложные ситуации. При этом не ослабляйте контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он уже привык к вашему контролю.
К самостоятельности ребенка нужно приучать постепенно: у пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Естественно, не стоит допускать никаких физических мер воздействия, не кричать, особенно в присутствии других людей. И, конечно, как и в ситуации с первоклассником, хвалите ребенка не только за успехи в школе, чтобы он с удовольствием рассказывал, что произошло за день.
Стресс у выпускников может достигать особого пика буквально за несколько дней до экзамена. У некоторых ребят даже бывают панические атаки. Поэтому очень важно, чтобы мамы и папы поддерживали школьников, несмотря ни на что. Обязательно скажите ребенку, что вы его любите, даже если он не сдаст экзамены. Почаще хвалите его, положительно оценивайте его возможности и способности. Ни в коем случае не создавайте напряжение во взаимоотношениях, не угрожайте ему последствиями несданного ЕГЭ или ОГЭ. Помогите выпускнику увидеть в экзамене и положительные моменты: расскажите, что будет, если он хорошо его сдаст.
Задолго до экзаменов обязательно обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки.
В целом общие рекомендации для родителей школьника звучат так.
- Подавайте пример. Расскажите, как это было с вами, обозначьте, что несданный экзамен или плохая оценка совершенно не означают катастрофу.
- Предлагайте помощь. Нередко ребенок может замыкаться в себе, не просить о помощи: не стесняйтесь предлагать ее сами, спрашивайте, не давите, но всегда будьте рядом.
- Обучите ребенка приемам саморегуляции. Иногда для того чтобы успокоиться, достаточно просто глубоко подышать. Можно также освоить техники медитации или заняться вместе спортом — так ребенок научится контролировать собственное тело и выплескивать во время занятий лишние эмоции.
- Перестройте режим. Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать не поздно, снимите с него лишнюю внешкольную нагрузку, насколько это возможно, выделяйте время на совместный активный отдых.
Родителям и детям важно понять, что школьные тревоги неизбежны, не было еще ни одного человека, который бы не испытывал стресса при обучении. Стресс — это норма для нашего организма, он сопровождает нас с рождения. И самое главное — постараться минимизировать все тревожные факторы в жизни ребенка, почаще разговаривать с ним, создать доверительную атмосферу, не бояться тревог, а научиться адаптироваться к ним. Не давите на школьника своими ожиданиями, а поддерживайте, даже если что-то не получается.