background picturebackground picture

Школьник проявляет агрессию в отношении сверстников

Школьники

Подростки

639

Психолог о влиянии семьи на склонность к такому поведению

Агрессия — это любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животных. Дети и подростки направляют агрессию на различные объекты, в том числе и на своих сверстников. Агрессия в отношении сверстников является одной из наиболее острых проблем современного общества. Мария Афонина, практикующий клинический психолог, психотерапевт, президент АНО «БО «Журавлик», рассказывает, что влияет на появление агрессивного поведения у ребенка.

Почему школьники проявляют агрессию?

Есть множество факторов, каждый из которых вносит свой вклад в появление агрессивного поведения у ребенка. Условно все факторы можно разделить на три большие группы:

  • индивидуальные особенности самого ребенка;
  • влияние общества;
  • влияние семьи.
Индивидуальные особенности ребенка

Если мы говорим об индивидуальных особенностях школьника, то, например, некоторые дети реагируют агрессией на перегруженность и утомление. Когда нервная система не справляется с повышенными нагрузками, то способность к контролю над своими действиями резко снижается. И тогда школьник может бросить тетрадь в одноклассника, накричать, толкнуть и т. п. Например, такое часто характерно для детей с СДВГ, но не только. Дети без каких-либо диагнозов также могут отреагировать агрессией в адрес сверстников на сильное переутомление.

Подражание «плохим» героям и идентификация с ними — еще один фактор риска из группы индивидуальных особенностей. Если ребенок отождествляет себя с «плохим» героем, то он ведет себя в отношении сверстников как этот персонаж, копируя его привычки и поступки.

В некоторых случаях проявления агрессии могут быть связаны с низким уровнем понимания школьниками допустимости нарушения существующих законов. В 2019 году проводился опрос, который показал, что 43% подростков считают возможным нарушение законов. При этом 28% школьников говорят, что они готовы нарушить закон ради близких людей, 12% могут нарушить, если об этом никто не узнает, 5% считают возможным нарушение закона, если очень хочется получить желаемое.

Кризис идентичности, эмоциональные проблемы, сложности в общении и другие психологические трудности в подростковом возрасте — это также факторы риска. Агрессия в этих случаях — это попытка справиться со своей внутренней болью.

Влияние общества

Говоря о влиянии общества в целом, можно привести в пример такой фактор риска, как вербальная агрессия со стороны педагогов. Показано, что она также может провоцировать агрессию школьников. При этом чаще всего педагоги неосознанно используют агрессивную лексику и не ставят перед собой цели оскорбить или унизить ученика, однако такое общение все равно влияет на поведение подростков. Некоторые школьники проявляют ответную агрессию по отношению к учителю, другие же направляют ее на своих сверстников.

Ряд подростков, имеющих опыт пребывания в роли жертвы травли в прошлом, начинают вести себя агрессивно по отношению к сверстникам, чтобы защититься от вероятного нападения. Это еще один пример влияния общества.

Но так как ребенок много времени проводит в семье и у семьи есть много ресурсов для влияния на ребенка и изменения ситуации с агрессией в лучшую сторону, то рассмотрим именно вклад семьи в агрессивное поведение более подробно.

Как влияет семья?

Долгое время считалось, что появление агрессивного поведения связано со структурными изменениями семьи, а именно с отсутствием в семье одного из родителей. Однако уже в 1960–1970-х годах разница между количеством подростков-правонарушителей из полных и неполных семей исчезла. И эта тенденция наблюдается во всем мире. Таким образом, факторы риска внутри семьи лежат не в том, кто входит в состав семьи (оба родителя или только один из них), а в том, как выстраиваются внутрисемейные отношения. Рассмотрим некоторые особенности семейного воспитания, повышающие риски агрессии.

Строгость наказания

Исследователи изучали агрессивное поведение учеников 3-го класса в связи с особенностями семейного наказания. Выяснилось, что дети, которые подвергались со стороны родителей более строгим наказаниям (шлепки, подзатыльники и другие виды физического воздействия, а также сильная брань), проявляли бо́льшую агрессию и описывались сверстниками как агрессивные. Дети же, которых в семье наказывали легко (просьбы вести себя иначе или поощрения за хорошие поступки) и умеренно (выговоры, словесное порицание), вели себя менее агрессивно.

Стиль воспитания

Исследования связи семейного воспитания и агрессивного поведения детей показали, что многие школьники, проявляющие агрессию по отношению к сверстникам, воспитываются в семьях, где родители проявляют непоследовательную строгость и жесткий контроль над жизнью ребенка. Имеются в виду ситуации, когда сегодня за один проступок родители наказывают так, в другой раз иначе, в третий раз вообще не наказывают. При этом родители эмоционально не вовлечены в жизнь ребенка, не разговаривают с ним по душам, не проявляют искреннего интереса к внутреннему миру ребенка.

С другой стороны, исследования показывают, что и слишком либеральный стиль воспитания (когда границы дозволенного широки, четких правил поведения нет, а свободы у ребенка чрезмерно много) также может приводить к агрессивному поведению. В таких условиях ребенок не учится сдерживать свои желания, учитывать мнение окружающих, соблюдать правила, выдерживать отказ. Интересно также, что спустя годы люди, выросшие в семьях с либеральным стилем воспитания, воспринимали такую свободу не как проявление уважения к личности ребенка, а как отсутствие родительской любви и заботы.

Можно сделать вывод о том, что оптимальным стилем воспитания является демократический.

Он подразумевает, что родители устанавливают разумные правила и границы дозволенного, но также учитывают мнение ребенка, обсуждают с ним разные ситуации, находят компромиссы. Такой подход помогает детям развить чувство ответственности, уверенность в себе, способность к сотрудничеству и умение решать конфликты без насилия.

Конфликты между родителями или между детьми

Частые конфликты между родителями дают детям модель агрессивного поведения. Кроме того, они вызывают стресс, создают ощущение небезопасности и неуверенности у детей, что также влияет на их поведение.

Сильные конфликты между братьями и сестрами приводят к тому, что ребенок начинает воспринимать ситуацию в семье как излишне конкурентную, где нужно бороться за внимание родителей и ресурсы. В дальнейшем модель агрессии по отношению к братьям и сестрам переносится на отношения со сверстниками.

Конечно, полностью избежать разногласий и конфликтов в семье невозможно. Но можно научить детей уважать друг друга даже в случае конфликта, проявлять эмпатию и сочувствие, выражать свои претензии словами, а не кулаками или оскорблениями и разрешать возникающее недопонимание мирным путем, без вреда для себя и окружающих.

Система ценностей родителей

Бывают взрослые, которые нетерпимо относятся к различиям людей, толерантны к насилию в целом, допускают применение насилия для достижения своих результатов. Становясь родителями, эти взрослые могут транслировать такие установки своим детям. В этом случае дети также будут больше склонны проявлять агрессию по отношению к сверстникам.

Что в итоге?

Склонность детей к агрессии в отношении сверстников — довольно сложное явление, на которое влияет много разных факторов. И в том числе, конечно, семья. Мы не в силах повлиять на все, но точно можем взять на себя ответственность за свои действия по отношению к нашим детям. И если каждый родитель постарается минимизировать негативный вклад семьи, тогда семья, наоборот, станет для ребенка тем ресурсом, который будет удерживать его от агрессивного поведения и сопутствующих этому проблем.

Поделиться в соцсетях