Как отличить и чем помочь детям
Школьное обучение — важная часть жизни любого ребенка. И в ней случаются как позитивные, так и негативные моменты. Со многими ситуациями дети справляются самостоятельно, но есть серьезные происшествия, где без помощи взрослых не обойтись. Поэтому родителям важно знать, как отличить такое опасное явление, как школьная травля, от менее опасного, но тоже болезненного ощущения непопулярности. В первом случае ребенок не может защитить себя самостоятельно, поэтому родителям необходимо вмешиваться без промедления, во втором — помощь тоже нужна, но ее объем будет зависеть от конкретной ситуации. Подробно об этом рассказывает Марина Ртищева, практикующий психолог, эксперт программы «Травли NET».
Школьная иерархия и непопулярные дети
В большинстве классов есть иерархия: есть популярные ученики, «звезды», и есть те, чей статус невысок, кто держится особняком, имеет мало друзей. Последних часто называют аутсайдерами, то есть теми, кто находится вне основной группы. Отношение к ним со стороны других учеников может быть разным: от спокойного, нейтрального до резко негативного, принимающего вид школьной травли. Непопулярных учеников как будто не замечают, не зовут участвовать в общих играх и мероприятиях, не интересуются их жизнью, не спрашивают их мнения. Большинство ребят, как правило, не считают их хуже или ниже себя, просто видят их «другими», «странными», «скучными».
Если непопулярный ребенок (подросток) заговорит с кем-то, ему ответят, попросит о помощи, скорее всего, не откажут. Сама по себе эта ситуация не является патологической, но может переживаться по-разному: кто-то может грустить, расстраиваться, чувствовать себя одиноким, непринятым, других же вполне устраивает минимум общения и вмешательства во внутренний мир.
Почему школьник может стать аутсайдером?
Ученик может стать непопулярным, если:
- пришел в класс недавно и еще не успел обрести дружеские связи;
- сознательно избегает широкого общения (интроверт);
- имеет интересы и увлечения, не разделяемые большинством;
- часто болеет и пропускает занятия;
- является робким, чувствительным, тревожным, замкнутым по характеру;
- сильно отличается и выделяется по каким-то характеристикам (выдающиеся успехи, особенности здоровья, лишний вес, принадлежность к субкультуре и др.).
Пример из жизни
Рассмотрим такую ситуацию. Саша с детства был физически слабым ребенком, и когда он пошел в школу, то часто пропускал занятия по болезни. Вначале он пытался подружиться с ребятами, и в целом ему это удавалось. Но каждый раз, когда он надолго выпадал из школьной жизни, дружеские отношения приходилось восстанавливать заново. Со временем класс разбился на группки, и найти того, с кем поговорить и поиграть на перемене, становилось все сложнее, но Саша не отчаивался и все равно пробовал.
Однажды в школе проводился конкурс среди младших классов на лучшую театральную постановку народной сказки, призом была поездка в парк развлечений для всего класса. Ребята с воодушевлением восприняли новость, выбрали сказку, распределили роли. Саша очень хотел участвовать, но ему прямо сказали, что «не дадут ему роль, так как на него все равно нельзя рассчитывать, и он всех обязательно подведет в последний момент». И даже тот, кого он считал своим другом, не вступился за него. Конкурс был выигран, ребята поехали в парк развлечений. Сашу не взяли, якобы «он не заслужил». Да он и сам не хотел ехать, так как сильно разочаровался в коллективе.
С тех пор он замкнулся в себе и всех сторонился. И даже тогда, когда его здоровье окрепло и он стал реже пропускать занятия, ситуация не изменилась — ребята не замечали его, а он не стремился к общению.
В данном случае мы имеем дело с непопулярностью, хотя сама ситуация очень похожа на социальную травлю, где один ученик будто изолирован от основного коллектива. Однако есть ряд существенных моментов.
Отсутствие открытой враждебности и презрения
Ребята не желали причинить боль Саше, они отвечали на его инициативу общения, но ему было сложно поддерживать дружеские связи, так как он не мог в полной мере разделить все события и истории, которые происходили в его отсутствие.
Отсутствие сознательного намерения причинить боль или вред
Действия одноклассников в случае со спектаклем не имели намерения обидеть, просто ребята решали свои задачи, а он, по их мнению, мог бы стать препятствием в достижении цели.
Ощущение относительной безопасности
Ребята не продолжили преследование Саши, не стали над ним насмехаться. Во многом он сам принял решение отстраниться от коллектива.
Отсутствие страха за свое благополучие
Нельзя сказать, что ситуация совсем не ранила Сашу. Он испытал обиду от «предательства», и это повлияло на дальнейшее общение, но страх не был ведущим чувством.
В случае если ребенок страдает от непопулярности, полезно индивидуальное психологическое сопровождение, направленное на:
- принятие своих особенностей и отличий;
- укрепление самоуважения;
- развитие своих увлечений и способностей;
- поиск единомышленников и клуба по интересам.
В случае травли этих действий недостаточно, нужна более серьезная работа, причем не только с жертвой или зачинщиком, а с более широким кругом участников.
Еще один пример из жизни
Чтобы лучше разобраться в теме, рассмотрим другой случай. Катя и Инна дружили с 1-го класса и были лучшими подругами. Но когда в 5-м классе пришла новенькая Света, ситуация изменилась. Инна все больше проводила времени с новой девочкой, выяснилось, что они живут в одном доме и у них много общих интересов. Катя очень ревновала и завидовала, она хотела вернуть подругу во что бы то ни стало. Однажды она пришла в школу и «по секрету» рассказала всем, что видела, как новенькая Света «целовалась в раздевалке со старшеклассником и позволяла себе всякое». Новость всех взбудоражила, и на Свету внезапно начали косо смотреть и всячески сторониться. Катя ежедневно рассказывала «новые подробности», и вскоре был создан чат, где обсуждали «непристойное поведение» новенькой и разрабатывали планы, как ее наказать.
Когда Света узнала причину внезапного отвержения, она попыталась оправдаться, но никто ее не слушал, наоборот, ее стали открыто оскорблять и целенаправленно доводить до слез. Инна тоже отвернулась от новой подруги. Взрослые попытались вмешаться, но процесс был настолько запущенный и так негативно отразился на психологическом состоянии Светы, что ей пришлось уйти в другую школу.
Это ситуация травли, и каков бы ни был мотив зачинщика, в отличие от непопулярности, она наносит серьезный, подчас даже непоправимый ущерб психике жертвы.
О буллинге
Школьная травля (буллинг) — это систематическое, сознательное причинение физического и психологического вреда одному или нескольким ученикам со стороны группы.
Травля имеет ряд характерных признаков.
- Использование психологического и (или) физического насилия (давления). Сюда относятся оскорбления, издевательства, клички, распространение слухов, социальная изоляция, физическая агрессия и давление на жертву.
- Систематичность, то есть длительное, регулярное издевательство. Насилие происходит неоднократно, зачинщики и их последователи никогда не останавливаются самостоятельно.
- Намеренность, целенаправленность в причинении вреда. Агрессоры прекрасно отдают себе отчет в том, что причиняют вред жертве и делают это специально.
- Неравенство сил участников: жертвы всегда слабее агрессоров и всегда в меньшинстве.
Травля — это групповая проблема, она связана с властью и подчинением слабых более сильным. Чаще она процветает там, где не хватает позитивных правил общения, а учителя предпочитают не вмешиваться в «детские разборки».
Жертвой травли при определенных обстоятельствах может стать любой ребенок или подросток. Более высокий риск у тех, кто сильно выделяется из коллектива, причем не важно, по какому признаку: внешность, национальность, успеваемость, материальный достаток и т. д.
Однако не всегда ситуации выглядят так однозначно. Бывает, что непопулярный ученик со временем становится жертвой травли. Поэтому важно наблюдать за ребенком и при проявлении первых признаков стрессового состояния пытаться выяснить, что происходит на самом деле.
Рекомендации родителям
- Попробуйте спокойно поговорить, расспросить об истинных причинах беспокойства. Не делайте это на бегу, выделите достаточное количество времени для вдумчивой беседы.
- Настройтесь на слушание, не перебивайте ребенка, лишь изредка задавайте уточняющие вопросы, ведь часто сочувственное молчание может помочь лучше любых слов: «Мне кажется, с тобой что-то происходит в последнее время, хочешь со мной поделиться?», «Когда ты почувствовал себя хуже?», «Как думаешь, с чего все началось?», «А что произошло потом?», «И что ты при этом подумал, почувствовал?»
- Сопереживайте, разделяйте чувства ребенка, но избегайте демонстрации жалости и покровительственного отношения: «Я представляю, как ты расстроился», «Наверное, тебе было очень страшно?», «Любой бы расстроился на твоем месте».
- Что бы вы ни узнали, не стоит торопиться с выводами, читать нотации, спорить, морализировать, критиковать, давать непрошенные советы: «Ты не должен так думать», «Надо быть проще и добрее, и люди к тебе потянутся», «Злиться — это плохо», «В мире много детей, кому живется хуже», «Не обращай внимания, ты слишком зациклен на своих проблемах».
- Прежде чем действовать дальше, обратитесь за помощью и советом к профессиональным психологам. Это поможет лучше оценить ситуацию, прийти в спокойное, собранное состояние и выбрать правильную стратегию.
Например, к психологам бесплатной Горячей линии психологической поддержки для детей и взрослых по вопросам травли от проекта «Травли NET» ежедневно обращаются десятки людей, попавших в трудную ситуацию. Они получают не только эмоциональную поддержку, но и практические алгоритмы действий, включая юридическую поддержку. Горячая линия 8 (800) 500-44-14 работает по будням с 10:00 до 20:00 Мск. Если нет возможности позвонить, можно обратиться на электронную почту: psy@zhuravlik.org и также получить адресный и квалифицированный ответ.