background picturebackground picture

Сказкотворение: теория и практика

Родители

Раннее детство

Дошкольники

551

Как придумать сказку для ребенка

О пользе фантазии и о том, как можно самому стать сказочником, рассказывает специалист Института воспитания, председатель Союза детских и юношеских писателей, детский писатель Светлана Кривошлыкова.

Для чего нужна сказка?

Сказка — это возможность либо восхититься положительным героем, либо наказать отрицательного. Сказочные истории всегда хорошо заканчиваются — добро побеждает зло и злодей получает по заслугам. Такое развитие сюжета дает детям спокойствие и внушает уверенность в том, что в жизни непременно все будет хорошо.

Невероятные истории, поразительные события, новые герои сказок помогают детям развивать интеллект и расширять кругозор. Кроме того, они сообщают ребенку более глубокое понимание языковой картины мира и облегчают освоение родного языка.

Сказки позволяют вовремя находить правильное решение и ответы на многие вопросы. Таким образом родители могут не только помочь ребенку решить какие-то проблемы, но и установить доверительные отношения с ним. Правда, важнейшее условие такого положительного влияния сказок на ребенка — это помощь и поддержка близкого человека, который находится рядом.

Придумать свою собственную сказку — отличный способ донести до ребенка какую-то конкретную идею или мысль, проработать и проиграть с ним сложившуюся ситуацию, возможный страх или тревогу. Допустим, если вы заложите какой-то страх ребенка в образ главного героя, то при помощи сказочного сюжета сможете подсказать ему, как эти страхи преодолеть. Как сочинить волшебную историю?

С чего начать?

Прежде всего нужно придумать героев: протагониста, антагониста и третичных персонажей.

Протагонист — главный герой или героиня истории. Он может быть один или их может быть несколько — друзья, влюбленные. Главный герой — магнит всех приключений. В зависимости от его целей, качеств, характера с ним и происходят все приключения.

Антагонист — главный злодей (один персонаж или группа персонажей), который стоит на пути у героя. У антагониста должны быть свои цели и мотивы, иначе конфликт будет неубедительным.

Третичные персонажи — помощники главных героев, второстепенные действующие лица.

Каким должен быть главный герой?

Для того чтобы герой заинтересовал ребенка, нужно соблюсти несколько правил.

  1. Герой должен отличаться от других. Его необходимо наделить уникальными характеристиками, как внешними, так и внутренними.
  2. У героя должна быть понятная цель. Например: спасти принцессу, найти клад и т. п. — в зависимости от возраста ребенка.
  3. Герой должен влиять на развитие событий, а не плыть по течению. Он должен решать проблему. Причем задача может быть совершенно любой. Вы можете использовать для сказочного сюжета ситуацию, с которой ребенок столкнулся в жизни: посмотрел страшный фильм и теперь боится; хочет собаку, а родители не покупают; пришел в школу, а его в классе не принимают.
  4. Герою должны сопереживать.

Характеристики главного героя

Физические характеристики
  • Внешний вид: рост, фигура, цвет волос, одежда, обувь.
  • Манера речи: мягкая, саркастичная и т. д.
  • Любимые фразы, словечки.
  • Привычки и отличительные черты.
  • Шрамы, изъяны.
Личные характеристики
  • Значимая цель героя. Герой должен быть фанатично ей увлечен, должен стремиться выжить. Ставки должны быть высоки и постоянно расти.
  • Что движет поступками героя?
  • Чего он боится?
  • Слабые и сильные стороны героя.
  • Как меняется персонаж?
Одежда главного героя
  • Продумайте внешний вид героя: одежда, головной убор и т. д.
  • Аксессуары. Придумайте одну яркую деталь, которая дополнила бы образ.
Влияние на сюжет
  • Какие характеристики героя будут влиять на сюжет?

Для того чтобы вашего героя полюбили, его нужно продумать максимально подробно. И самое главное — помните, что фантазировать нужно в хорошем настроении, тогда все обязательно получится.

Как только вы придумали положительного героя, нужно сразу браться за антагониста. «Хороший» (качественный) злодей — залог успеха всей сказки. Существуют правила, по которым придумывается отрицательный персонаж.

Характеристики главного злодея

  • Антагонист дополняет своей противоположностью главного героя (как темное и светлое). Он должен быть полной противоположностью герою. Например, если главный герой боится воды, значит, антагонист может быть водяным.
  • Протагонист и антагонист постоянно находятся в борьбе за общую цель. Поэтому образ антагониста нужно продумать заранее и уделить ему внимания не меньше, чем образу героя. Ведь именно злодей чаще всего и движет сюжет, задает динамику и делает персонажей героями.
  • Травма героя, его «скелет в шкафу» — оружие антагониста. Злодей целится в больную точку героя, топчется по его слабостям и создает препятствия.

Герой и злодей отличаются друг от друга, у них нет ничего общего. Они как день и ночь, но в то же время между ними существует странная связь, они словно дополняют друг друга.

Физические черты антагониста
  • Постарайтесь описать внешность своего отрицательного героя: лицо, рост, вес, физические изъяны и т. д. Необычные черты: длинные ногти, клыки, горб, крылья.
Личные характеристики
  • Завистливый, жадный, злой, жестокий, коварный.
  • Слабые места злодея? Может быть, он любит котиков?
Одежда
  • Придумайте необычную одежду, которая бы подчеркивала характер злодея, или одну яркую деталь, которая бы дополнила образ.
Влияние на сюжет
  • Какие личные и физические черты злодея будут влиять на сюжет?

6 методов создания героев

1. Бином фантазии Джанни Родари

При таком способе фантазирования сюжет придумывается на основании двух слов, совершенно не связанных между собой. Например: мумия и телефон, поезд и карандаш, снег и смородина и т. д. При помощи фантазии эти слова нужно объединить, и в результате получится сказочная история.

2. Кради как художник

Применяя этот метод придумывания, можно и нужно использовать опыт других: писателей, художников, сказочников или просто обычных людей. Можно пойти в кино, театр, музей или просто идти по улице и наблюдать за домами, прохожими. Смотреть на витрины и отмечать мелкие детали. Когда вы потом будете придумывать сказку для ребенка, вы вспомните что-то особенное, что вы увидели, и сможете это использовать для сочинения своих историй.

3. Карточка героя

Можно взять любимого героя из уже известных книг или фильмов и наделить его какими-то новыми особенностями. Допустим, Красную Шапочку поставить на скейт или снабдить ее волшебными очками и т. д.

4. Преувеличение и преуменьшение

Если героя уменьшить (гном) или увеличить (Гулливер), то изменится окружающий мир и откроется широкое поле для фантазии. Этот прием широко используется в мировой литературе. Можно задать ребенку вопросы о том, как будет действовать герой в новых обстоятельствах. Отвечая на эти вопросы, дети учатся искать в привычном мире необычные решения: как маленький или крупный герой может воспользоваться ситуацией, как «взломать» привычную систему и поменять стереотипы. Это положительно влияет на развитие детей и их способность мыслить креативно.

5. Игрушка как персонаж

Игрушки — это миниатюрная реальность. Когда дети играют в игрушки, они разговаривают с ними. Они придумывают историю и сами ее проговаривают вслух. Пользуясь этим методом фантазирования, нужно взять любимую игрушку и сделать ее героем сказки. Любимый персонаж будет мотивировать ребенка слушать сказку с удовольствием и самому придумывать интересную историю. Если ребенку скучно играть одному, как раз этим методом можно его заинтересовать в игре.

6. Ребенок в главной роли

Сказка, в которой главный герой — ваш ребенок, помимо развлекательного, может иметь терапевтический эффект. Ведь персонажа можно наделить теми качествами и особенностями, которые необходимо развить или, наоборот, скорректировать. Если привлечь к сочинению такой сказки самого ребенка, можно выявить его возможные внутренние проблемы и узнать о его желаниях и надеждах.

И помните: фантазия необходима всем. Даже в обычной жизни и в любой профессии. Именно фантазия позволяет делать карьеру, мыслить креативно, нестандартно и находить необычные методы решения сложных задач. Не стесняйтесь фантазировать сами и привлекайте к придумыванию разных историй своего ребенка.

Поделиться в соцсетях