Как придумать сказку для ребенка
О пользе фантазии и о том, как можно самому стать сказочником, рассказывает специалист Института воспитания, председатель Союза детских и юношеских писателей, детский писатель Светлана Кривошлыкова.
Для чего нужна сказка?
Сказка — это возможность либо восхититься положительным героем, либо наказать отрицательного. Сказочные истории всегда хорошо заканчиваются — добро побеждает зло и злодей получает по заслугам. Такое развитие сюжета дает детям спокойствие и внушает уверенность в том, что в жизни непременно все будет хорошо.
Невероятные истории, поразительные события, новые герои сказок помогают детям развивать интеллект и расширять кругозор. Кроме того, они сообщают ребенку более глубокое понимание языковой картины мира и облегчают освоение родного языка.
Сказки позволяют вовремя находить правильное решение и ответы на многие вопросы. Таким образом родители могут не только помочь ребенку решить какие-то проблемы, но и установить доверительные отношения с ним. Правда, важнейшее условие такого положительного влияния сказок на ребенка — это помощь и поддержка близкого человека, который находится рядом.
Придумать свою собственную сказку — отличный способ донести до ребенка какую-то конкретную идею или мысль, проработать и проиграть с ним сложившуюся ситуацию, возможный страх или тревогу. Допустим, если вы заложите какой-то страх ребенка в образ главного героя, то при помощи сказочного сюжета сможете подсказать ему, как эти страхи преодолеть. Как сочинить волшебную историю?
С чего начать?
Прежде всего нужно придумать героев: протагониста, антагониста и третичных персонажей.
Протагонист — главный герой или героиня истории. Он может быть один или их может быть несколько — друзья, влюбленные. Главный герой — магнит всех приключений. В зависимости от его целей, качеств, характера с ним и происходят все приключения.
Антагонист — главный злодей (один персонаж или группа персонажей), который стоит на пути у героя. У антагониста должны быть свои цели и мотивы, иначе конфликт будет неубедительным.
Третичные персонажи — помощники главных героев, второстепенные действующие лица.
Каким должен быть главный герой?
Для того чтобы герой заинтересовал ребенка, нужно соблюсти несколько правил.
- Герой должен отличаться от других. Его необходимо наделить уникальными характеристиками, как внешними, так и внутренними.
- У героя должна быть понятная цель. Например: спасти принцессу, найти клад и т. п. — в зависимости от возраста ребенка.
- Герой должен влиять на развитие событий, а не плыть по течению. Он должен решать проблему. Причем задача может быть совершенно любой. Вы можете использовать для сказочного сюжета ситуацию, с которой ребенок столкнулся в жизни: посмотрел страшный фильм и теперь боится; хочет собаку, а родители не покупают; пришел в школу, а его в классе не принимают.
- Герою должны сопереживать.
Характеристики главного героя
Физические характеристики
- Внешний вид: рост, фигура, цвет волос, одежда, обувь.
- Манера речи: мягкая, саркастичная и т. д.
- Любимые фразы, словечки.
- Привычки и отличительные черты.
- Шрамы, изъяны.
Личные характеристики
- Значимая цель героя. Герой должен быть фанатично ей увлечен, должен стремиться выжить. Ставки должны быть высоки и постоянно расти.
- Что движет поступками героя?
- Чего он боится?
- Слабые и сильные стороны героя.
- Как меняется персонаж?
Одежда главного героя
- Продумайте внешний вид героя: одежда, головной убор и т. д.
- Аксессуары. Придумайте одну яркую деталь, которая дополнила бы образ.
Влияние на сюжет
- Какие характеристики героя будут влиять на сюжет?
Для того чтобы вашего героя полюбили, его нужно продумать максимально подробно. И самое главное — помните, что фантазировать нужно в хорошем настроении, тогда все обязательно получится.
Как только вы придумали положительного героя, нужно сразу браться за антагониста. «Хороший» (качественный) злодей — залог успеха всей сказки. Существуют правила, по которым придумывается отрицательный персонаж.
Характеристики главного злодея
- Антагонист дополняет своей противоположностью главного героя (как темное и светлое). Он должен быть полной противоположностью герою. Например, если главный герой боится воды, значит, антагонист может быть водяным.
- Протагонист и антагонист постоянно находятся в борьбе за общую цель. Поэтому образ антагониста нужно продумать заранее и уделить ему внимания не меньше, чем образу героя. Ведь именно злодей чаще всего и движет сюжет, задает динамику и делает персонажей героями.
- Травма героя, его «скелет в шкафу» — оружие антагониста. Злодей целится в больную точку героя, топчется по его слабостям и создает препятствия.
Герой и злодей отличаются друг от друга, у них нет ничего общего. Они как день и ночь, но в то же время между ними существует странная связь, они словно дополняют друг друга.
Физические черты антагониста
- Постарайтесь описать внешность своего отрицательного героя: лицо, рост, вес, физические изъяны и т. д. Необычные черты: длинные ногти, клыки, горб, крылья.
Личные характеристики
- Завистливый, жадный, злой, жестокий, коварный.
- Слабые места злодея? Может быть, он любит котиков?
Одежда
- Придумайте необычную одежду, которая бы подчеркивала характер злодея, или одну яркую деталь, которая бы дополнила образ.
Влияние на сюжет
- Какие личные и физические черты злодея будут влиять на сюжет?
6 методов создания героев
1. Бином фантазии Джанни Родари
При таком способе фантазирования сюжет придумывается на основании двух слов, совершенно не связанных между собой. Например: мумия и телефон, поезд и карандаш, снег и смородина и т. д. При помощи фантазии эти слова нужно объединить, и в результате получится сказочная история.
2. Кради как художник
Применяя этот метод придумывания, можно и нужно использовать опыт других: писателей, художников, сказочников или просто обычных людей. Можно пойти в кино, театр, музей или просто идти по улице и наблюдать за домами, прохожими. Смотреть на витрины и отмечать мелкие детали. Когда вы потом будете придумывать сказку для ребенка, вы вспомните что-то особенное, что вы увидели, и сможете это использовать для сочинения своих историй.
3. Карточка героя
Можно взять любимого героя из уже известных книг или фильмов и наделить его какими-то новыми особенностями. Допустим, Красную Шапочку поставить на скейт или снабдить ее волшебными очками и т. д.
4. Преувеличение и преуменьшение
Если героя уменьшить (гном) или увеличить (Гулливер), то изменится окружающий мир и откроется широкое поле для фантазии. Этот прием широко используется в мировой литературе. Можно задать ребенку вопросы о том, как будет действовать герой в новых обстоятельствах. Отвечая на эти вопросы, дети учатся искать в привычном мире необычные решения: как маленький или крупный герой может воспользоваться ситуацией, как «взломать» привычную систему и поменять стереотипы. Это положительно влияет на развитие детей и их способность мыслить креативно.
5. Игрушка как персонаж
Игрушки — это миниатюрная реальность. Когда дети играют в игрушки, они разговаривают с ними. Они придумывают историю и сами ее проговаривают вслух. Пользуясь этим методом фантазирования, нужно взять любимую игрушку и сделать ее героем сказки. Любимый персонаж будет мотивировать ребенка слушать сказку с удовольствием и самому придумывать интересную историю. Если ребенку скучно играть одному, как раз этим методом можно его заинтересовать в игре.
6. Ребенок в главной роли
Сказка, в которой главный герой — ваш ребенок, помимо развлекательного, может иметь терапевтический эффект. Ведь персонажа можно наделить теми качествами и особенностями, которые необходимо развить или, наоборот, скорректировать. Если привлечь к сочинению такой сказки самого ребенка, можно выявить его возможные внутренние проблемы и узнать о его желаниях и надеждах.
И помните: фантазия необходима всем. Даже в обычной жизни и в любой профессии. Именно фантазия позволяет делать карьеру, мыслить креативно, нестандартно и находить необычные методы решения сложных задач. Не стесняйтесь фантазировать сами и привлекайте к придумыванию разных историй своего ребенка.