Психологические подтексты сказки
Сказки являются неотъемлемой частью нашей жизни. Нет, пожалуй, ни одной семьи, где бы детям их не читали или не рассказывали, и эта традиция передается из поколения в поколение. Сказки, что мы узнали в своем детстве, а теперь продолжаем читать нашим детям, рассказывали много веков назад! И, как оказалось, они имеют очень глубокий психологический подтекст. Об этом наш разговор со сказкотерапевтом Марией Одинцовой, кандидатом психологических наук, заведующей кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ.
«Вредные» сказки
Волшебные сказки — это большая кладовая символов, в которых зашифрованы и внутренняя психологическая жизнь, и жизнь внешняя — во всех ее проявлениях. Одна из таких сказок — «Мальчик-с-пальчик», которая вызывает массу дискуссий среди современных родителей. Кстати, дискуссии эти не новы и возникали еще в XVIII–XIX веках в среде научного сообщества. Некоторые философы того времени, даже знаменитые (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк) вообще считали сказки вредными для развития детей. «Мальчик-с-пальчик» попадает в список таких «вредных» сказок. Современные родители также задаются вопросами: «Почему эту сказку так любят дети? Можно ли такую жестокую и ужасную сказку вообще читать своим детям? Чему она может научить ребенка?» Для ответа на эти вопросы попробуем заглянуть во внутренний мир этой сказки и последовательно ответить на них.
Психологический анализ сказки
Стоит упомянуть, что сюжет о приключениях маленького мальчика величиной с мизинец весьма распространен и встречается в разных странах мира. Мы обратимся к сказке Ш. Перро. Начинается она с того, что в семье дровосека было семеро сыновей. Само число 7 — одно из самых часто встречающихся в сказках. Данное число относят к разряду духовных чисел, считают его самым благоприятным, его изучают и в науке.
А среди символических значений семерки выделяют святость, процветание, мудрость, вечность жизни, удачу, гармонию. То есть уже с самого начала сказка сулит победу добра над злом (в широком смысле слова) и обретение гармонии. С психологической точки зрения все герои сказки — это наши субличности, живущие именно в нашем психическом мире. Фигуры Дровосека, его жены, семерых детей и других героев этой сказки (людоеда, его жены, их дочерей и т. д.) — это все наши субличности, которыми наполнена именно наша внутренняя психическая жизнь, такая насыщенная и интересная!
Далее сюжет разворачивается вокруг жизни семьи впроголодь и решения отвести семерых сыновей в чащу леса. Голод символизирует невозможность удовлетворить свои основные потребности не буквально в еде, а в духовной пище. Так, чаща леса в этой сказке — самое подходящее место, где можно насытиться духовной пищей. Именно чаща леса символизирует глубину нашего бессознательного как темного, неизведанного места, в котором — да, можно заблудиться, и да, в нем живут злые и добрые волшебные силы, и да, оно нуждается в познании и понимании. Наше бессознательное (лес) становится не только местом, где можно насытиться духовной пищей, но и местом испытаний для наших субличностей и нашего «Я», которые укрепляют наш дух.
По сюжету сказки герои-субличности несколько раз возвращаются домой благодаря смекалке мальчика-с-пальчик, каждый раз радуются воссоединению с семьей. Но с течением времени запасы духовной пищи заканчиваются и возникает необходимость уйти подальше и поглубже в лес (в бессознательное), постичь его глубину, его самые большие тайны. В этой глубине можно долго плутать, встречать разных героев, в том числе и страшного людоеда, становиться обладателем волшебных предметов и т. д., но благодаря опыту предыдущего путешествия и тем трудностям, которые удавалось преодолеть и которые укрепили дух, герои (субличности) становятся зрелыми, взрослыми и самостоятельными. В психологии это называется процессом инициации — преображения мальчика в мужчину.
Сказку о мальчике-с-пальчик можно толковать и как историю о процессе становления мужчины, о трудном процессе сепарации его от родителей. О преодолении этих трудностей, о ловкости, гибкости и смекалке, которые помогают выбраться даже самому «маленькому» (физически), но большому (психологически) из безвыходных ситуаций.
Наши дети благодаря интуитивному каналу восприятия, который очень хорошо развит, отлично считывают символику этой и не только этой сказки. Если мы вспомним себя маленькими, мы с большим удивлением обнаружим, что эта сказка, кажущаяся нам, взрослым, сегодня такой страшной и зловещей, воспринималась нами когда-то как что-то светлое, волшебное, как некое удивительно завораживающее действо, происходящее внутри нас и всегда приводящее наши субличности к гармонии. Поэтому эту сказку так любят наши дети.
Обсуждаем с ребенком
Чему эта сказка может научить? Перечислим некоторые смыслы, которые можно обсудить вместе с ребенком.
- Из самой сложной (даже, казалось бы, безвыходной) ситуации всегда ли есть выход?
- Зло наказуемо?
- Попав в трудную ситуацию, надо думать не только о себе, но и о других?
- Быть счастливым, когда несчастны другие, возможно?
- Можно ли понять и принять других, которые поступают несправедливо и даже жестоко?
В символике сказок отражена наша жизнь (как внешняя, так и внутренняя), именно поэтому они становятся своеобразной школой подготовки ребенка к реальной жизни с ее трудностями и радостями. Особое значение имеет внутренняя психологическая жизнь с ее субличностями в образах всех без исключения героев сказки о мальчике-с-пальчик.
Сказкотерапия
Сегодня психологи используют сказкотерапию в разных видах практики. 17–18 марта 2023 г. в онлайн-формате на платформах Zoom, Webex и GoogleMeet пройдет XIII Международный сказкотерапевтический фестиваль «Психология сказки и сказка психологии». На мероприятии специалисты, занимающиеся сказкотерапией, поделятся опытом и определят стратегические направления деятельности психологов, использующих в своей работе сказку.
Организаторами фестиваля выступают: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Международное Сообщество Сказкотерапевтов, Московский государственный психолого-педагогический университет — факультет дистанционного обучения, кафедра психологии и педагогики дистанционного обучения.