background picturebackground picture

Сетевая агрессия в подростковой среде: как защититься от кибербуллинга

Подростки

8

Вовлеченность и помощь родителей снижает интернет-риски и смягчает последствия травли

Агрессивное поведение детей в киберпространстве сегодня встречается не реже, чем на улице или в школе. Чем опасна травля в интернете и как родители могут помочь своему подростку?

Агрессивность подростков предопределена физиологией взросления, особенностями их психоэмоциональной сферы. Основная задача подросткового возраста — становление личности и активная социализация. В общении со сверстниками у подростка формируются навыки социального взаимодействия. Возможности коммуникации и общения в современном обществе исключительно широки благодаря развитию информационных технологий и интернета. Именно в интернете, точнее в социальных сетях, происходит основное общение современных школьников.

Опасности интернет-взаимодействия

Пространство социальных сетей для подростка — это свобода от опеки взрослых, возможность собственной активности, желание выбирать содержание и форму общения и одновременно опасная территория. Подростки сталкиваются с проявлениями агрессии и учатся на нее реагировать.

Угрозы, оскорбления, домогательства в сети называются кибербуллингом. Причем гораздо чаще встречаются не целенаправленные длительные действия, а спонтанные ситуативные агрессивные высказывания.

Сетевые формы агрессивного поведения

Подобная спонтанная агрессия встречается в сетях повсеместно. Формы агрессивного поведения в интернете разнообразны: например, троллинг (социальная провокация, издевательство, эпатаж) или хейтерство (ненавистничество, склочничество). Все это создает особый агрессивный фон сетевого общения.

Согласно опросу, проведенному Институтом управления образованием РАО, агрессию со стороны других пользователей приходилось переживать практически каждому третьему подростку (31,1%). Пятая часть (21,1%) указывает, что они были свидетелями агрессии в отношении других пользователей. Признали, что сами выступали в роли агрессора в отношении других пользователей, 6% опрошенных. Более трети подростков (36,1%) отметили, что они никогда не сталкивались с агрессией в социальных сетях.

Главные угрозы глазами подростков

Наибольшая угроза в Сети, по мнению подростков, — мошенничество. На втором месте — навязчивая реклама, что также можно рассматривать как угрозу, связанную с использованием техник манипуляции поведением. Другие варианты агрессии — непосредственное воздействие на личность: оскорбления, шантаж, сексуальные домогательства, оглашение личной информации, зависимость, преследования в реальной жизни со стороны виртуальных знакомых.

Все это говорит о том, что подростки воспринимают пространство социального взаимодействия в сети как весьма опасное. В целом возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, у подростков существует явная потребность в сетевом общении (более 90% современных подростков с разной степенью интенсивности общаются в социальных сетях), а с другой, они воспринимают сеть как среду, где с высокой степенью вероятности можно столкнуться с угрозами, касающимися их экономической, социальной и личностной безопасности.

Риск сексуальных домогательств

На отношение подростков к возможности подвергнуться различным видам агрессии в социальных сетях влияют и другие факторы. Подростки, которые стремятся привлечь внимание посторонних к своей странице, чаще ожидают домогательств в Сети. У них амбивалентное поведение: с одной стороны, ими движет желание подчеркнуть свою привлекательность, вызвать к себе интерес, с другой, страх перед чрезмерным интересом к себе, что может привести к сексуальной агрессии. Чем активнее подросток проявляет свои лидерские качества в реальной жизни и в виртуальном пространстве, тем выше риск стать жертвой сексуальных домогательств.

Преследователь, наблюдатель и жертва

Какие особенности личности или жизненные обстоятельства приводят к тому, что ребенок или подросток становятся преследователем или жертвой кибербуллинга? «Есть одна особенность, которая сильно отличает буллинг от кибербуллинга, особенно подросткового, — комментирует ситуацию руководитель отдела медицинской психологии НЦ психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. — В реальной жизни очень редки случаи превращения жертвы в буллера. В интернете это происходит легко.

Так, если в реальной жизни преследователь — это, скорее всего, лидер, главный местный хулиган, то в кибербуллинге в ряды преследователей прибавляются дети одинокие, ущемленные, с низкой самооценкой. Анонимность дает возможность «слабакам» реализовать то, что они не могут сделать в реальной жизни.

Исследование кибербуллинга — это также исследование таких общечеловеческих проблем, как зависть, обида, манипулирование, управляемый гнев. С этими же проявлениями мы сталкиваемся и в офлайн-буллинге».

Иными словами, в ролях преследователя и жертвы может оказаться один и тот же человек. В одной структуре подросток может быть жертвой, а по отношению к более слабым выступить в роли буллера.

Но есть еще одна группа участников буллинга — наблюдатели. Эту группу практически никто не изучает, а ведь наблюдатели тоже подвергаются агрессивному воздействию, как свидетели критических ситуаций, так что у них может возникнуть посттравматический синдром. Одни наблюдатели так и останутся наблюдателями, а другие сами могут в дальнейшем стать агрессорами.

Последствия травмы

Раньше о том, что над кем-то издеваются, знал ограниченный круг людей — класс, школа, двор. Сегодня об этом может узнать весь мир.

Жертва кибербуллинга находится в более уязвимом положении, чем жертва обычного буллинга. И если в ситуации реальной травли, например, в школе, можно привести кого-то на помощь, то в интернете это сделать практически невозможно.

«У жертвы кибербуллинга будут проявляться посттравматические симптомы, социофобические черты, гелотофобия — страх быть осмеянным», — предупреждает Сергей Ениколопов.

Еще одна особенность: в случае травли в интернете, в отличие от ситуации буллинга в школе, чаще всего присутствует сексуальный подтекст. В среде подростков обычным явлением стал секстинг — преследователь может выложить деликатное фото подростка на всеобщее обозрение. Подобные действия могут очень серьезно повлиять на психику ребенка вплоть до попыток суицида. Необдуманные и, казалось бы, невинные шалости могут привести к ситуации, в которой ребенок просто не видит выхода, не знает, как пережить публичное осмеяние и позор.

Пять стратегий для родителей

Внимание родителей и их участие в жизни ребенка помогают справиться со многими проблемами, если, конечно, родители готовы взять на себя часть ответственности за виртуальные связи своего сына или дочери. Таких родителей пока меньшинство. В ходе исследования «Цифровая компетентность российских подростков и родителей» более половины родителей ответили, что безопасностью в интернете должны заниматься школа, государство или интернет-индустрия.

То, что дети все знают и умеют в цифровом мире, — это миф. Дети и подростки не должны быть полностью предоставлены сами себе, потому что они часто нуждаются в помощи взрослых. В чем их могут поддержать родители?

Исследование EU Kids Online выявило пять основных стратегий, которые могут использовать родители, чтобы помочь ребенку избегать интернет-рисков, особенно в начале своего знакомства с интернетом.

1. Активная медиация — ребенок пользуется интернетом в присутствии родителя, который ему помогает.

2. Активная медиация безопасности ребенка в интернете — родитель знакомит ребенка с правилами безопасности и поведения в Сети.

3. Ограничивающая медиация — родитель создает правила и ограничения использования интернета.

4. Мониторинг сайтов, контактов, профилей ребенка.

5. Техническое ограничение — использование специальных программ, которые позволяют блокировать и фильтровать ресурсы, отслеживать посещенные сайты или устанавливать ограничения на время пользования.

Родительская медиация, то есть посредничество, и регуляция онлайн-активности детей — это один из важных факторов, определяющий отношение и поведение подростков в Сети, сферу их интересов и деятельности, предупреждающий или смягчающий столкновение с онлайн-рисками.

Современные родители за последние годы продвинулись в освоении и использовании интернета, однако дети продолжают оставаться уязвимыми в онлайн-пространстве. Это говорит о недостаточном развитии цифровой компетентности как родителей, так и детей. Цифровой разрыв между поколениями  сохраняется, но родители все более адекватно воспринимают изменение баланса между традиционной и цифровой информацией в современном мире.

Многие родители начинают приобщаться к регуляции онлайн-деятельности своих детей и активно применять стратегии родительского участия.

В первую очередь это различные формы контроля и совместное использование интернета. Такие меры прекрасно подходят для профилактики столкновений с онлайн-рисками и умения справляться с ними.

Родителям рекомендуется уделять внимание повышению уровня собственной цифровой компетентности для сокращения цифрового разрыва между поколениями и мотивировать своих детей к ответственному использованию киберпространства. При этом родителям не следует скрывать от детей технические средства контроля и регуляции детской онлайн-активности; более грамотный путь — обсуждать с детьми эффективность различных способов защиты персональных данных в интернете и обмениваться опытом использования различных настроек конфиденциальности.

    

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях