background picturebackground picture

Сепарационная тревожность: как ее пережить?

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

444

Помогаем ребенку и облегчаем жизнь себе

Проблемы при расставании с родителями в той или иной степени испытывает каждый ребенок. Но не все родители знают, как правильно вести себя в эти трудные моменты. Разъясняет ситуацию психолог Анна Семененко.

Все по плану

Сепарационная тревожность — нормальный этап развития. Это процесс, когда ребенок начинает понимать, что он отдельное от родителей существо. Хорошая новость заключается в том, что этот этап обязательно пройдет.

Данный период длится приблизительно 14 месяцев — с 8 месяцев до 2 лет:

  • возраст 8–10 месяцев — проявления становятся яркими: ребенок не хочет отпускать взрослого (в основном маму), плачет, кричит, нервничает;
  • возраст 10–18 месяцев — беспокойства достигают пика, могут появиться истерики при расставании;
  • возраст 24 месяца — проявления сходят на нет.

Если во время этих 14 месяцев родители будут вести себя корректно, то этап завершится успешно — малыш научится расставаться с близкими взрослыми безболезненно.

Мозг ребенка постоянно развивается. Когда малыш начинает ползать, то учится осознавать новые для себя вещи.

  • «Предметы существуют, даже когда я их не вижу, потому что я нахожу их на одних и тех же местах».
  • «Мама и папа тоже существуют постоянно».
  • «Я не знаю, хотят ли мама и папа быть со мной».

Именно в этот момент появляются сомнения и тревога. Главное на данном этапе — сформировать доверительные отношения с ребенком. При этом малыш может вести себя так, как взрослому не нравится. Он требует, чтобы мама всегда была на виду, проявляет гнев и печаль, когда она уходит. У него возникает страх, если мама исчезла внезапно. Ребенок следует за мамой при любой возможности. При этом после разлуки у него могут появиться слезы и отвержение мамы. Все это происходит потому, что у ребенка пока мало опыта, он только учится. Поэтому не следует обижаться на малыша (что происходит довольно часто!), нужно реагировать правильно и постараться облегчить жизнь ребенку и себе.

Как облегчить это время ребенку

Предсказуемость

Всегда предупреждаем о своем уходе. Если малыш будет спать во время нашего ухода, предупреждаем его заранее (минут за 40, чтобы ребенок мог безболезненно уснуть). Предупреждаем даже тогда, когда перемещаемся по квартире или по своему саду. Ни в коем случае не убегаем незаметно!

Ритуалы прощания и встречи

Полезно создать одинаковые повторяющиеся ритуалы, когда мы прощаемся с малышом. Начинать приучать к ним ребенка можно, перемещаясь по квартире. Можно выбрать какую-то короткую фразу («Пока-пока!») или жест (взмах рукой). Главное — чтобы ритуал прощания был коротким и неэмоциональным. Прощание должно быть коротким, это просто маркер того, что мы ушли. А вот ритуал встречи должен быть очень насыщенным, активным, телесным.

Доступность

Если можем делать что-то в зоне доступности малыша — делаем там, чтобы он нас видел и/или слышал. Если малыш обращается к нам, реагируем, не игнорируем его. Такой контакт не потребует много времени, часто малышу требуется просто обратная связь. Еще может помочь быть в доступе так называемый переходный объект — какой-то предмет, лучше мягкая игрушка. Ее все время надо брать с собой — во время кормления, сна, игр, чтобы при расставании с малышом оставлять ее как будто вместо себя.

Общение по своей инициативе

Применяем правило «В ритме волны»: через каждые 2 часа по 15 минут общаемся с ребенком. Только не формально, а вовлеченно. Вообще, определенный ритм и режим очень нравятся детям, так как приучают к размеренности и вселяют уверенность.

Как облегчить это время себе

Для того чтобы благотворно влиять на ребенка, взрослый прежде всего должен быть в ресурсе сам. Замотанная, уставшая мама будет нервничать сама и передаст эти эмоции малышу. Поэтому важно научиться приводить в порядок свои чувства и мысли.

  1. Позволяйте приятные занятия для себя — наполняйтесь ресурсом.
  2. Позитивные эмоции с малышом — найдите то, что вам обоим нравится.
  3. Налаженный режим дня и ночной сон. Спокойный сон способен снять многие проблемы.
  4. Время без ребенка. Позвольте себе побыть в одиночестве.
  5. Первые 15 минут встречи после разлуки посвящайте контакту с малышом.

Малыш учится быть без вас — это не значит, что от него нельзя уходить, это означает, что нужно постепенно увеличивать время вашего отсутствия и оставлять малыша с поддерживающим взрослым.

Как реагировать на истерику

Все дети разные, и некоторые из них в проявлении своих эмоций доходят до края. Если случилась истерика, важно соблюдать последовательно, пошагово следующие правила.

Сначала озвучиваем эмоции
  • «Ты бы хотел, чтобы я всегда была рядом».
  • «Ты расстроен, что я ухожу».
  • «Ты злишься, что меня долго не было».
Затем говорим о своем желании быть с малышом
  • «Я тоже хотела бы все время быть рядом».
  • «Мое сердечко (например, игрушка в качестве переходного объекта) будет всегда с тобой».
  • «Я люблю тебя, даже когда ухожу по делам».
  • «Я так рада, что мы снова рядом».
Далее переключаем фокус внимания
  • «А во что вы с бабушкой будете играть, пока меня не будет?»
  • «Когда я вернусь, мы с тобой порисуем пальчиковыми красками».
  • «Интересно, ты будешь злиться все время, пока мы будем с тобой играть в конструктор, или перестанешь злиться раньше?»

Правила следует выполнять именно в таком порядке, не перескакивая.

А как доверие разрушается?

Игнорирование
  • Формальный контакт
  • Отсутствие совместного времени
  • Депрессия у мамы
Фразы — убийцы доверия
  • «Будешь так себя вести, я за тобой не приду».
  • «Вот и живи у бабушки!»
  • «Я не хочу общаться с тобой».
  • «Не мешай мне!» / «Опять ты мне мешаешь».
  • «Хорошо тем, у кого нет детей».

При отсутствии доверия очень сложно наладить контакт с ребенком и обеспечить комфортное существование себе и малышу. Поэтому важно помнить, что ребенок должен пройти этот этап развития. Если мы будем с ребенком постоянно, 24/7, он не научится быть отдельным существом, и это не позволит ему проходить дальше нужные фазы формирования личности и построения Я-концепции.

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях