background picturebackground picture

Семья и работа: ищем баланс

Родители

34

Расставлять приоритеты в зависимости от ситуации

В наше время нет нужды делать мучительный выбор, как витязь на распутье: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево свернешь — головы не сносить». Современные женщины не жертвуют работой ради семьи (или наоборот), если они этого не хотят. Теперь от них требуется другое умение — найти и поддерживать баланс между двумя жизненными ценностями. Как найти собственный путь к гармонии?

Судить самостоятельно

Когда мы говорим о работающей маме, обязательно заходит речь о чувстве вины перед семьей и ребенком. Чувство это чаще всего не возникает у женщины спонтанно, а навязывается ей извне. Рядом всегда найдется кто-то, кто будет сомневаться в возможности совместить работу с воспитанием ребенка и тем более нескольких детей. Однако попытки окружающих людей навязать свое мнение и указать матери на ее несостоятельность больше говорят о них самих, об их сложных чувствах и личных неудачах, чем о реальной ситуации работающей матери, утверждают психологи. И, конечно, мама, которая болезненно реагирует на слова окружающих, добавляет к чувству вины раздражение, что не идет на пользу семейной жизни.

Уменьшить чувство вины за регулярные расставания с ребенком можно, но это потребует усилий. Правило номер один: судите о своей жизненной ситуации самостоятельно, станьте экспертом собственной жизни. Только у вас есть право рассуждать о том, что вам подходит и что хорошо для вас. «Мы ощущаем полноту жизни, когда занимаемся тем, что нам нравится, и делаем то, что нам интересно, — говорит экзистенциальный психотерапевт Марина Хазанова. — За „нравится“ стоят наши ценности. За „интересно“ — наши склонности, жажда творчества и познания. Это возможности, которые даны нам природой, судьбой. Мир очень многим готов с нами поделиться. Все, что нам надо, есть внутри и вокруг нас. Но зачастую мы этого не видим — живем в плену стереотипов. Нужно найти опору в себе, чтобы гибко взаимодействовать с миром и людьми, которые нас окружают».

Спланировать жизнь

Чтобы наладить что угодно, включая собственную жизнь, имеет смысл придерживаться универсальных принципов: сначала разработка общего плана с пунктами и подпунктами, а потом организация его выполнения. Если вы хотите совмещать работу и семью, отнеситесь к этому как к проекту и приступайте к его реализации.

Определите ключевые ценности. Компании, например, это делают, чтобы опираться на них, принимая решения по любым вопросами. Выберите, за что вы будете «бороться».

Установите главный приоритет. Когда вы говорите, что важно все, на самом деле это означает «не важно ничего». Если пытаться быть всем для всех, энергия будет тратиться нерационально. Ответьте на такой вопрос: «Помимо выполнения ежедневных обязанностей, какую одну большую цель я хочу и могу достичь в ближайшие месяц-другой?» И подумайте над ответом.

Держите приоритеты и ценности на виду. Составьте список и разместите его на видном месте.

Не принимайте мгновенные решения. Мы все склонны принимать быстрые необдуманные решения под влиянием чувства вины или под давлением окружающих.

Осознайте цену возможности. Когда компания принимает решение делать что-то одно и из-за этого не может делать что-то другое, это называется ценой возможности. Принимайте решение в соответствии с намеченными ценностями.

Определите первоочередную задачу. Некоторые цели кажутся важными и срочными, хотя на самом деле они могут подождать.

Не путайте долгосрочную стратегию и краткосрочную тактику. Нужно учиться определять важные вопросы и уделять им должное время и внимание.

Встречайтесь и общайтесь, обсуждайте, как идут ваши дела. Все члены семьи должны быть в курсе, что происходит в вашей жизни, что нужно изменить, как расставить приоритеты. Не работайте в одиночку.

Многие думают, что баланс работы и семьи — это когда того и другого в жизни поровну. На деле же работы нужно столько, чтобы вы могли жить полной счастливой жизнью. Соотношение времени и сил вы определяете сами, в соответствии со своими желаниями и ценностями.

Поменять установки

Во-первых, составьте жесткое расписание. Ваше время должно быть распределено довольно четко: сколько и когда вы на работе (и беспокоить вас при этом можно только настоящим форс-мажором), и когда вы точно отложите все профессиональные задачи и проведете время с детьми и семьей. Такое время у них гарантированно должно быть — железно, при любых обстоятельствах!

Во-вторых, время, проведенное с кем-то, мы ценим не столько за количество, сколько за качество. Есть большая разница между «быть рядом» и «быть вместе». Поэтому в каждый момент времени постарайтесь быть в одной роли и только в ней. Когда вы с семьей, не отвечайте на рабочие звонки и не смотрите в гаджеты. Уделяйте свое внимание каждому из домашних. Включайтесь полностью в то, что происходит «здесь и сейчас». Именно так дефицит вашего присутствия дома будет чувствоваться гораздо меньше.

И в-третьих, не придавайте значения замечаниям о том, что вы — плохая мать или неполноценный работник. Вы сами выбираете свою жизнь и делаете все, на что у вас хватает ресурса в заданных обстоятельствах. Дети растут, жизнь меняется, и, создав семью и сохранив себя в профессии, вы всегда сможете наверстать упущенное.

Забудьте про перфекционизм, не тратьте силы на переживания по поводу своего несовершенства в работе или в домашних делах. Обращайте внимание на то, что у вас получается, и не забывайте себя за это похвалить. Получайте удовольствие и от работы, и от семейной жизни. Считайте, что вашим детям повезло: вы не пожертвовали ради них своим профессиональным развитием и в будущем не будете их попрекать принесенной жертвой, как часто бывает, и перекладывать на них ответственность за свой взрослый выбор. Если вы нашли тот баланс, который вас устраивает, и гибко подходите к меняющимся жизненным задачам, не сравнивайте себя с другими: вашу жизнь можете прожить только вы сами.

                                                                                                                                                                   

Источники:

Журнал и сайт Psychologies

CRM-система планирования «Мегаплан»

Журнал Forbes

Семейный клуб Family tree

Поделиться в соцсетях