Как не подавить волю ребенка и помочь ему в его естественном развитии
О том, что родители могут изменить в своих взглядах на воспитание, рассказывает психолог, педагог Анна Васильева.
Помогать, а не мешать
Методик воспитания ребенка существует довольно много. Одна из них — педагогика Монтессори. Автор метода Мария Монтессори называла свою методику системой, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду. Ключевой принцип — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребенок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
Согласно данной теории, взрослые, имея определенные распространенные представления о воспитании, шаблоны и предубеждения, представляют собой некоторую преграду на пути к естественному развитию ребенка. И для того чтобы понять, какие препятствия родители ставят перед ребенком (сами того не осознавая), необходимо знать ответы на следующие вопросы:
- Кто же такой ребенок?
- Что такое естественное развитие?
- Какую среду необходимо создать малышу на разных этапах его развития?
- Какие у ребенка есть потребности?
- Что движет им в его самосовершенствовании?
Существует мнение, что ребенок при рождении — это белый лист, на котором мы, взрослые, сами можем писать его историю. Ребенка сравнивают с пластилином или с какой-то мягкой субстанцией, которой родители при помощи своего воздействия могут придать желаемую форму. Но это ошибочное представление о ребенке, и оно порождает конфликты между взрослыми и детьми в будущем.
Задача родителей — изменить взгляд на ребенка и посмотреть на него с точки зрения отдельной личности, у которой есть свои потребности, свой план развития. Цель воспитания в данном случае — помочь ребенку реализовать этот план, а не проецировать свои ожидания и представления о нем.
Главное — не подавить естественное желание, стремление ребенка к саморазвитию.
Надо сказать, что воспитание малыша начинается с момента его развития.
0–3 года
Ребенок появляется на свет. В этот момент он не имеет возможности встать на ноги и полностью зависит от матери. На протяжении 6–8 недель малыш нуждается в матери постоянно. Этот период особенно важен для формирования базового доверия к миру. Если взаимоотношения с мамой будут иметь позитивную окраску, то есть если внешний мир будет быстро реагировать на потребности малыша, то ребенок получит ощущение благоприятной безопасной среды.
Благодаря такому восприятию в ребенке воспитывается оптимизм, который помогает ему воспринимать мир как чудесное место, где любая проблема имеет решение.
В данный период времени ребенку важно находиться рядом с мамой. Маме необходимо как можно чаще держать его на руках, общаться с ребенком в позитивном ключе, реагировать на любые проявления малыша. Ребенку же важно находиться рядом с мамой, слышать биение ее сердца, чувствовать мамин запах и тепло.
Спустя уже 2 месяца ребенок отличается от новорожденного. В этом возрасте у него сформировалось доверие к окружающему миру, и он способен воспринимать его как безопасное место. На данном этапе отношения с мамой приобретают новый характер. В первые месяцы жизни мама дала столько любви и заботы, благодаря которым ребенок пережил переходный период, следующий за рождением. Сейчас он получил больше свободы, его взаимоотношения с матерью совершенствуются, он постепенно становится на путь отделения от мамы.
Ребенку требуется гармоничная естественная среда, позволяющая ему исследовать мир благодаря своим органам чувств. Если у ребенка будет достаточно пространства для беспрепятственного движения, а также будут удовлетворены его базовые потребности в любви, заботе, в соблюдении биологического ритма, то малыш будет развиваться гармонично и естественно.
К полугоду встает необходимость ввода прикорма. Как это связано с поддержанием его самостоятельности и независимости? Сбои в этом процессе в дальнейшем могут привести к нарушениям пищевого поведения: плохому аппетиту, отказу от еды, страху пробовать новую пищу. Как поддержать ребенка в этот момент, чтобы избежать проблем в будущем?
Малыш быстро растет, и материнское молоко перестает полностью соответствовать его потребностям. К возрасту 5–6 месяцев появляются первые зубы, ребенок начинает хорошо контролировать движения своих рук, запас железа в организме заканчивается, но появляется фермент, способствующий перевариванию крахмала. Начинается так называемый сензитивный период к освоению новых навыков.
Ребенок демонстрирует интерес к тому, что видит, сидя за столом. Родителям стоит всячески поддерживать этот интерес. Но кормить малыша можно и нужно только в том случае, если он сам открывает рот. С самого рождения ребенок должен иметь контроль над всеми отверстиями своего тела и понимать, что ничто не может попасть в них без его разрешения.
Родители не должны применять насилие при кормлении, потому что пища является источником наслаждения на любом этапе жизни. Зачастую прикорм используется не для помощи ребенку в его росте и развитии независимости, а для того чтобы любыми способами накормить малыша.
Бывает, родители наливают жидкую кашу, например, в бутылочку и продолжают кормить ребенка по-прежнему в кроватке или держа его на руках. Использование бутылочки мешает естественному интересу к вещам, и, когда период чувствительности к отлучению от груди и ввода нового способа получения пищи заканчивается, кормление проходит незамеченным. В дальнейшем, когда родители все-таки наконец решают отучить ребенка от бутылочки и научить его есть как все, появляется множество проблем: малыш становится неусидчивым, не хочет есть и пробовать новые продукты.
Поддержка взрослых заключается в организации определенной образовательной среды для ребенка, и если не знать об особых сензитивных периодах, пропустить их или сделать недостаточно на данном этапе развития, то могут возникнуть сложности в дальнейшем.
Важным этапом формирования самостоятельности и независимости ребенка является развитие координированного движения. Причем это аспект не только физического, но и психологического развития.
В случае с новорожденным первое время мы не видим проявления координированного движения. Движения малыша произвольны, и часто в этот момент родители, не видя «разумного» проявления движений, начинают новорожденного пеленать и использовать кроватку с бортиками, закрывающими обзор.
Оптимальным решением для малыша будет организация кроватки на полу, в отдельной зоне, предназначенной для малыша. Это предоставит ребенку возможность как можно больше находиться в открытом пространстве и не будет ограничивать его свободу движений в возрасте, когда он уже сможет передвигаться. Желательно рядом с ребенком повесить зеркало, чтобы он мог следить за своими движениями, и тяжелый пуфик-мешок, который пригодится, когда малыш будет учиться вставать.
Свобода движения в первый год жизни имеет огромное психологическое значение. Ребенок развивается в такой среде, где может беспрепятственно двигаться, исследовать окружающий мир, получая драгоценный опыт познания.
Также в детской зоне нужно расположить небольшие предметы, которыми ребенок может пользоваться таким образом, чтобы это не доставляло ему разочарований. То есть если это мяч, то он должен быть такого размера, чтобы ребенок мог удержать его в руках, чтобы он не был слишком большим или слишком маленьким.
Если ребенок получает опыт, что этот мир ориентирован на него, безопасен, что этому миру можно доверять, то в такой среде ребенок развивается без ограничений. А вот в ином случае, когда у ребенка был опыт физического ограничения, он становится опытом психологической неспособности осуществить свои желания и реализовать свои интересы.
3 года
3 года — это возраст самопостроения личности. В этот период у него еще действует так называемый впитывающий разум: ребенок еще готов впитывать все, что его окружает, ту среду, которую организует для него взрослый.
Как правило, в этом возрасте ребенок идет в детский сад. Его среда обитания расширяется, появляется больше общения со сверстниками. В этот период родители могут поддержать развитие самостоятельности, предлагая ребенку упражнения практической жизни: определенные рутинные дела по дому, касающиеся заботы о себе и об окружающей среде.
Благодаря тенденции к самосовершенствованию ребенок с большим удовольствием будет ухаживать за собой, будь то одевание-раздевание, вытирание носа и рук, чистка обуви и многое другое.
Взрослым необходимо дать ребенку возможность ухаживать за собой, так организовать среду, чтобы ребенок мог беспрепятственно взять определенные инструменты: например, платочки для вытирания носа или расческу. В специально отведенной для ребенка зоне должно быть все необходимое: зеркало на уровне его глаз, низкие стул и стол, шкаф с его вещами, для того чтобы он мог пользоваться всем самостоятельно.
Стоит почаще привлекать ребенка к совместной деятельности и не отказывать ему, если он вдруг захотел готовить еду вместе с мамой, или подметать, или поливать цветы. Помимо того, что такие занятия помогают ребенку адаптироваться к среде, в которой он родился и существует, они еще позволяют малышу чувствовать свою значимость.
В этом возрасте ребенку становится важно чувство собственного достоинства. Взрослые должны поддерживать его в этом и относиться к нему с уважением, учитывая его стремления и желания.
Поскольку ребенок идет в детский сад, важно научить его взаимодействию в обществе. Малыш должен знать, как здороваться, как представить себя, как закрыть дверь, как попросить о помощи.
При этом не надо читать ребенку лекции. Взрослые могут обучить малыша только собственным примером. При этом важно помнить, что учить ребенка нужно не для того, чтобы ублажить взрослых, а для того, чтобы он мог общаться со своим окружением.
Послушный — это какой?
Послушание — это естественное явление человеческой жизни, но послушание не приходит в один день, проходит определенные стадии развития. На первом уровне ребенок повинуется не всегда и может не выполнить просьбу взрослых.
Но когда ребенок начнет доверять вам и вашим словам, когда ваши слова не расходятся с делом, когда он будет контролировать свои волевые порывы, свою волю, будет координировать свои движения, то станет послушным.
Послушание на этой стадии зависит прежде всего от развития способности ребенка быть хозяином своих действий. Для этого нужно организовать среду, в которой он может проявить все свои лучшие качества. Очень полезны для ребенка целенаправленные практические действия. Например, мытье рук. Ребенок берет мыло, намыливает руки, моет каждый пальчик, выключает воду, берет полотенце, тщательно вытирает руки, кладет на место мыло и полотенце.
Этот ряд логических действий развивает и концентрацию, и способность выполнять целенаправленные действия.
Следуем за ребенком
Независимость — это естественная часть развития. Взрослым стоит изменить взгляд на ребенка и дать ему больше возможностей для проявления себя, своей самостоятельности.
Необходимо создать атмосферу любви, поддержки и принятия в семье. Ребенку нужна атмосфера не конкуренции, а сотрудничества. Взрослый — не учитель, а помощник.
Важно помнить, что дети имеют право на ошибку. И в благоприятной среде они способны справиться с проблемой самостоятельно.
Родителям следует относиться к ребенку адекватно, не предъявлять неоправданных ожиданий и не сравнивать его с другими. Ментальные функции, такие как мышление, память, развитие логики, гораздо важнее, чем умение читать, писать, считать.
Самое главное — не делать что-то за ребенка, а помочь ему сделать это самому.