background picturebackground picture

С какого возраста можно отпускать ребенка в школу одного

Школьники

8957

И как сделать переход к новому этапу самостоятельности плавным

Когда ребенок начинает ходить в школу, помимо множества других вопросов перед родителями встает еще один: в каком возрасте он сможет ходить на учебу и возвращаться домой без сопровождения? Родителям не стоит торопиться с этим шагом, но постепенно приучать ребенка к автономности нужно с раннего возраста.

Что говорит закон

«Если смотреть с юридической стороны, на федеральном уровне в России нет закона, который бы указывал, с какого возраста можно отпускать детей на улицу без сопровождения, — отмечает эксперт по детской безопасности Екатерина Шумякина. — Но есть региональные нормативные акты, которые регулируют нахождение детей на улице без взрослых».

Например, в Москве и Московской области детям до 16 лет нельзя находиться на улице с 22:00 до 6:00, а подросткам до 18 лет — с 23:00 до 6:00. А в Краснодаре до 7 лет ребенок не может выходить на улицу без сопровождения взрослого в любое время суток. Детям до 14 лет краевой закон разрешает находиться на улице до 21:00, а подросткам до 18 лет — до 22:00. При этом вне зависимости от региона мама и папа по закону все равно продолжают нести ответственность за безопасность ребенка, когда он не в школе — неважно, рядом они или нет.

«В принципе, родители первоклассника могут написать записку или заявление на имя учителя или директора школы, что ребенок будет уходить после уроков самостоятельно, — отмечает Екатерина Шумякина. — На утренний приход в школу даже такое заявление не требуется».

Тренировать самостоятельность и оценивать готовность

Однако не стоит форсировать события. Отпускать ребенка одного или нет, зависит от множества факторов: характера ребенка, степени его адаптации к школе, размера населенного пункта, расстояния до школы, наличия дорог, пустырей или других потенциально опасных мест на пути.

Одно дело, когда школа находится во дворе и вход в нее виден из окна, и совсем другое — когда туда приходится идти пешком дольше нескольких минут или добираться на общественном транспорте.

«В своей практике я всегда рекомендую родителям отпускать ребенка одного из дома (неважно, в школу, магазин или на детскую площадку) уже после окончания начальной школы, с 10–11 лет, — говорит Екатерина Шумякина. — Делать этого раньше не стоит, ведь в начальных классах большинство детей еще не умеет правильно рассчитывать время и может, например, „застрять“ на детской площадке вместо уроков. Но главное — в этом возрасте детям еще недостает жизненного опыта, чтобы критически воспринимать ситуацию и распознавать опасность в словах и действиях других людей».

Нужно также хорошо оценить физическую и психологическую готовность ребенка. Например, достает ли он до домофона или до нужной кнопки в лифте, хватает ли ему сил разобраться с ключами и замком? О психологической готовности могут говорить следующие признаки:

  1. ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в пространстве;
  1. он знает район, в котором живет, и адаптировался к школе;
  1. ему хорошо знакома дорога до школы и обратно;
  1. он проявляет достаточно самостоятельности и рассудительности в других сферах жизни.

Приучать к безопасному поведению заранее и на регулярной основе

В любом случае, отмечает эксперт, готовить ребенка к самостоятельности нужно постепенно и поэтапно, начиная с первого класса. Например, вначале разрешить выйти на 10 минут поиграть на детской площадке под окнами. Вряд ли он с первого же раза вернется вовремя. Однако с каждым таким «сеансом самостоятельности» ребенок раз за разом будет тренировать волю и учиться управлять своим временем.

Затем попробуйте несколько раз вместе пройти знакомой дорогой до ближайшего магазина. По пути обращайте внимание ребенка на потенциально опасные места (такие как густые заросли или стройплощадки, например) и учите их избегать.

То же самое можно делать и по пути в школу. Проговаривайте правила поведения в лифте или на светофоре, выработайте вместе с ребенком самый безопасный маршрут (даже если он длиннее) и ходите именно этой дорогой, каждый раз заново отмечая «сложные» точки. Когда вся эта информация будет усвоена, попробуйте ходить не рядом, а в метре позади ребенка. Отмечайте возможные ошибки и затем разбирайте их дома.

Когда станет понятно, что школьник усвоил всю необходимую информацию, обсудите сложные ситуации, которые могут возникнуть по пути. Например, что делать, когда обижают старшеклассники (дорогу перегородила большая собака, на улице подошел чужой человек и просит о помощи или говорит, что он от мамы с папой)?

Предложите варианты действий в каждой из таких ситуаций. Например, в случае со старшеклассниками не реагировать на угрозы, а вернуться в школу и рассказать о ситуации учителям или другим взрослым. А незнакомого человека попросить назвать секретное кодовое слово, о котором будете знать только вы и ребенок.

«К сожалению, невозможно „пройти“ с ребенком правила безопасности в городе один раз и успокоиться. Они требуют регулярного повторения, и желательно в игровой форме, — подчеркивает Екатерина Шумякина. — Словесные запреты дети воспринимают абстрактно и не относятся к ним серьезно. Гораздо большего эффекта можно добиться, если одни игрушки будут „объяснять“ правила безопасности другим на конкретных примерах».

При такой подаче у ребенка будет ниже уровень тревожности, к тому же он быстрее запомнит, что, например, взрослые решают свои проблемы со взрослыми и насторожится, если к нему обращается незнакомый человек. А еще будет знать, что в таком случае нужно сразу же уходить туда, где есть другие люди, и обязательно сообщить о произошедшем родителям.

Создавать атмосферу доверия в семье

Безопасность ребенка во многом зависит и от того, как родители привыкли выстраивать общение с ним, как они реагируют на его слова о чем-то плохом или неприятном.

«К сожалению, во время моих выступлений в школах на тему безопасности часто возникает следующая ситуация: дети по очереди буквально на ухо рассказывают о сложных и даже опасных ситуациях, в которые попадали или продолжают попадать по дороге в школу и обратно. На мой закономерный вопрос „Почему ты не расскажешь об этом родителям?“ они отвечают: „Не могу — потому что они будут меня ругать или скажут, что я сам(а) виноват(а)“».

Поэтому, подчеркивает эксперт, в любой ситуации родителям нужно стараться быть на стороне своего ребенка и пытаться помочь, а не обвинять. Ведь для того чтобы он смог вовремя сообщить об опасности, он должен не бояться маму с папой, а доверять им.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях