Врач развеивает мифы о раке молочной железы
За последние 40 лет в лечении этого заболевания достигнут значительный прогресс, смертность от него сократилась на 40%. Сегодня рак молочной железы — одна из самых изученных опухолей и онкологических заболеваний среди женщин, однако мифов, связанных с этой болезнью, достаточно много. Развеем несколько из них в беседе с Алексеем Волченко, доктором медицинских наук, маммологом, онкологом, реконструктивным хирургом отделения онкологии хирургического профиля, руководителем Центра онкопластической хирургии ФГАУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава России.
Миф 1. Мобильные телефоны, если их носить в верхней части тела, могут вызвать рак груди
Никаких научных подтверждений тому, что использование мобильного телефона повышает риск онкологических заболеваний, нет.
Миф 2. Антиперспиранты повышают риск развития рака молочной железы
Не повышают. Нет серьезных научных доказательство данного факта.
Миф 3. Можно силой мысли вызвать у себя рак, притянуть его
Нет, нельзя. Рак — это мультифакторное системное заболевание, это комплекс факторов: образ жизни, окружающая среда, хронические заболевания, наследственная предрасположенность. Мнительность не вызывает рак. Конечно, жизнелюбие, позитивное отношение к жизни влияют на поведение, и к примеру, такие женщины ответственнее относятся к себе, следят за собой и своим здоровьем.
Миф 4. Если у родителей или в семье были случаи рака, то болезнь обязательно передастся по наследству
Вовсе не обязательно. Даже если у женщины имеется один или несколько факторов риска, это не значит, что у нее будет рак. Определить наличие наследственной предрасположенности к раку молочной железы и яичников позволяет генетический анализ на мутации BRCA1/2. При отрицательном результате в среднем вероятность заболеть РМЖ на протяжении жизни составляет 5,6 %, при положительном - этот процент повышается до 70%. Результат анализа дает информацию о том, что это генетически детерминированная форма (она более агрессивная) и является поводом проверить ваших родственников.
Даже если у женщины определен один или несколько факторов риска, это не значит, что у нее будет рак. Как и отсутствие этих факторов не гарантирует защиту от болезни.
Миф 5. Предрасположенность к раку молочной железы может передаваться только со стороны семьи матери
Шансы передать поврежденный ген потомству составляют 50%. Носителями могут быть и мужчины, и женщины, то есть вероятность носительства мутации не зависит от пола. При обнаружении мутации BRCA1 или BRCA2 всем кровным родственникам рекомендуется пройти тестирование. Его можно сдать самостоятельно, обратившись в любую лабораторию.
Миф 6. Вне зоны риска те, у кого в роду никто не болел раком молочной железы
Наличие у близких родственников диагноза увеличивает шансы заболеть, но не является основным. Генетические дефекты передаются по наследству от родителей детям, они становятся причиной рака примерно в 15% случаев.
Напомню основные факторы, которые больше всего влияют на возникновение РМЖ: возраст старше 45 лет; онкологические заболевания в семейном анамнезе; носительство мутации BRCA1/2; травмы груди; атипичная гиперплазия молочной железы (это доброкачественное образование молочной железы с высоким относительным риском трансформации в рак); заболевания эндокринной системы; контакт с канцерогенами; лишний вес; употребление алкоголя.
Поэтому, так важны ранняя диагностика и сочетание методов исследований. Золотой стандарт обследования молочных желез:
- В возрасте до 35-40 лет на 5-12 день цикла 1 раз в год выполняется УЗИ, после 35-40 лет — маммография и консультация маммолога 1 раз в год. Если у вас стоят импланты, необходимо делать УЗИ планово и в качестве уточняющего метода проходить мрт и консультацию маммолога 1 раз в год.
- Регулярное самообследование груди 1 раз в месяц на 5-12 день цикла.
Миф 7. РМЖ молодеет
Рак молочной железы не молодеет, просто методики диагностики становятся более современными, женщины становятся более информированными. Они обращаются к врачу не тогда, когда опухоль уже развалила всю ткань молочной железы, а когда в ней только появился небольшой, например, узелок. В некоторых случаях РМЖ обнаруживается, когда у женщины еще нет каких-либо симптомов, — во время посещения маммолога или процедур УЗИ, маммографии.
Миф 8. Маммография провоцирует рак и метастазы из-за излучения и из-за сжатия опухоли
На сегодняшний день проведение маммографии считается абсолютно безопасной процедурой и не дает никаких осложнений.
Миф 9. Любое образование в груди превращается в рак
Это не так, только листовидная фиброаденома имеет высокий риск озлокачествления. Большинство новообразований в груди являются доброкачественными. Это не рак и не предраковое заболевание. Но с любым новообразованием в груди следует посетить врача и сделать УЗИ.
Что должно насторожить женщину, чтобы обратиться к специалисту?
- Появление любого уплотнения возле соска или в другой части молочной железы.
- Изменение контуров молочной железы (увеличение или уменьшение).
- Втянутость соска «внутрь».
- Увеличение лимфатических узлов подмышкой.
- Какие-либо выделения из молочной железы.
- Любое покраснение или изменение цвета молочной железы.
- Появление необычного прыщика, язвочки около соска или ареолы.
Миф 10. При раке молочной железы всегда возникает болезненный узел, который можно нащупать. Если не прощупывается никакое уплотнение, рака нет
Это не всегда верно. Начальный рак сложно заметить при пальпации, особенно у молодых женщин с упругой грудью. Обусловлено это маленькими размерами опухоли и отсутствием четких контуров (границ).
Миф 11. Вне зависимости от типа опухоли, методы лечения всегда одинаковы — удаление молочной железы
Не верно. В зависимости от типа опухоли, методы лечения отличаются. Есть методы, которые комбинируются между собой, некоторые идут в монорежиме, поэтому лечение рака молочной железы зависит все-таки от типа, иммунофенотипа опухоли.
Если говорить об удалении молочной железы, то в своей практике я всегда иду на сохранение сосково-ареолярного комплекса (САК), так как это неотъемлемая часть эстетики груди, и в моей практике в 98–99% случаях это удается. Я руководствуюсь европейским стандартом, по которому расстояние от опухоли до САК должно быть не менее 0,5 см и нужно обязательное подтверждение срочного гистологического исследования, что в оставленном САК нет опухолевых клеток. Если эти условия выполняются, то САК удается сохранить.
Если не удалось сохранить САК, то есть способы ее воссоздать. Сосок можно восстановить с помощью собственных тканей, то есть листового материала кожи, подкожно-жировой клетчатки, силиконовой имитации соска и медицинского татуажа. Реконструкцию надо рассматривать не ранее чем через 8 месяцев после проведенного лечения.
Когда шов полностью зажил и стал белым, можно делать татуаж. Пока ткани не зажили, пигмент будет ложиться в травмированные нестабильные ткани неравномерно. На мой взгляд, именно медицинский 3D-татуаж — это самое оптимальное решение. Предвижу вопрос: не приведет ли татуаж к рецидиву? Нет. Не приведет.
Миф 12. Нельзя одновременно выполнять мастэктомию и устанавливать импланты
Многие онкологические клиники до сих пор не делают одномоментную реконструкцию при раке молочной железы. Пациентка приходит на операцию, ей удаляют грудь и говорят: «Мы вам спасли жизнь. Идите живите и радуйтесь». А как радоваться, если женщина чувствует себя искалеченной?
Минусы удаления груди без реконструкции следующие: если вам удаляют первичную опухоль вместе с грудью, а потом планируют ее восстанавливать, то это означает по меньшей мере три операции, три наркоза, три периода восстановления, рубцы от трех операций и 2–3 года вашей жизни. И эстетический результат после реконструкции несопоставим с тем, что получает женщина, которой приходится заново восстанавливать грудь.
У нас другой подход: у 99,9% пациенток мы во время одной операции удаляем опухоль и восстанавливаем внешний вид. Когда наша пациентка просыпается после наркоза, она полностью реабилитирована и социально адаптирована. Женщина не должна страдать при таком диагнозе ни физически, ни эстетически, ни социально. При этом одномоментная реконструкция онкологически безопасна. Полностью. Она не влияет на проведение адъювантного лечения. Поэтому я всегда говорю пациентам, что у них есть право выбирать другое мнение, врача, клинику.
Миф 13. В России, в сравнении с другими странами, неблагоприятная ситуация с лечением РМЖ, поэтому россияне уезжают в больницы за рубеж
Рак молочной железы занимает лидирующие позиции в структуре заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований во всем мире, не только в России. Это характерно и для стран Европы, и для Северной Америки, то есть и там проблема номер один среди женского населения такая же. Согласно статистике нашей страны, выявляемость заболевания сопоставима с некоторыми ведущими странами. Об этом свидетельствуют данные, которые озвучиваются на международных симпозиумах, форумах, конференциях, конгрессах по обмену передовыми технологиями и методами лечения. В мероприятиях мирового масштаба активное участие принимают российские врачи. На сегодняшний день опыт наших отечественных медиков ничем не отличается от опыта западных коллег, только, возможно, есть отличия в области парамедицины, то есть это палаты, уход, реабилитация. Хотя во многих частных клиниках все идентично, если сравнивать с опытом и возможностями европейских коллег, а в некоторых случаях даже превосходит. Поэтому, на мой взгляд, искать удачи за границей — не всегда единственно правильный вариант. Учитывайте и языковой барьер.
Миф 14. Импланты вызывают рак груди
Нет, это не так. У рака груди и имплантов нет никакой связи. Женщины, у которых стоят импланты, более дисциплинированно проходят обследования, что повышает шансы обнаружения рака. Из-за этого может возникать впечатление, что причиной рака стала маммопластика.
Миф 15. Импланты нужно менять каждые 5–10 лет
Сейчас мы используем уже 4-е и 5-е поколения имплантов, и специальная замена их не требуется. Современные импланты безопасны и никак не воздействуют на окружающие их ткани молочной железы. Но бывают жизненные ситуации, которые приводят со временем к необходимости замены.
Миф 16. Рак молочной железы не лечится. Диагноз «рак молочной железы» — это автоматически смертный приговор
Абсолютно не так. Диагноз «рак молочной железы» — это не приговор. Сейчас лечение РМЖ совсем не такое, как было пять и тем более десять лет назад. Появилось множество современных методов: операции, химиотерапия, лучевая терапия. Благодаря этому прогнозы заболевания становятся все более благоприятными. И вместе они дают прекрасный результат для наших пациентов. Главное, помните, что чем раньше будет обнаружена опухоль, тем больше шансов сохранить грудь и ваше здоровье!
Я считаю, что важно говорить об этом как можно чаще. Люди боятся неизвестного и находятся в страхе, столкнувшись с диагнозом. Самое первое, что я стараюсь сделать на консультации, — это успокоить.