Что делать родителям?
О том, что такое замкнутость, каковы ее причины и пути преодоления, рассказывает кандидат психологических наук Екатерина Бойкина, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Интересную закономерность подметила психолог Джин М. Твенге в своей книге-исследовании «Поколение I» (Jean M. Twenge «iGen»), посвященной айдженерам — поколению современных подростков и молодых людей, выросших вместе с айфонной электроникой. Опираясь на данные статистики, ученый делает вывод о снижении уровня преступности в среде айдженеров: они стали меньше вовлекаться в преступные деяния, с одной стороны, и значительно реже сами становятся жертвами преступлений разного рода, с другой. И причину Дж. М. Твенге называет сверхбанальную: современные дети по большей части просто торчат дома!
Для родителей 70–90-х годов прошлого столетия такое положение вещей наверняка бы стало голубой мечтой и манной небесной, а вот современные родители несовершеннолетних и молодых взрослых, пожалуй, начинают серьезно беспокоиться: все хорошо в меру, а что делать, если ребенок не стремится идти гулять со сверстниками, если он все глубже погружается в себя, игнорируя само понятие «общение», все больше и больше замыкаясь в себе?
Замкнутость: что это?
Если сесть на диванчик с чашкой чая и в хорошей компании обсудить проблематику замкнутости современного молодого поколения, то вполне можно душевно провести время, обмениваясь охами и ахами и сетуя на то, что «а вот мы были другими, более активными, общительными». Но при более серьезном подходе, когда возникают вопросы о детерминации данного явления, непонимание начинается уже с самого термина «замкнутость». Давайте разберемся.
Прежде всего, понятие «замкнутость» в научном психологическом дискурсе весьма размыто, говоря научным языком, «не концептуализировано». Это означает, что нет четких теорий, концепций, моделей и иных крупных единиц познания, которые бы выделяли «замкнутость» в определенный феномен. Хотя попытки дать определение данному явлению, конечно, есть:
«Замкнутость — это постоянное качество личности или временное состояние, выражающееся в снижении коммуникативной активности и сознательном ограничении контактов с другими людьми».
Однако, как показывает обзор научных публикаций на эту тему, различные исследователи рассматривают понятие замкнутости порой с совершенно разных точек зрения, указывают на то, что понять причины и механизмы данного явления можно через познание других психологических феноменов. А зачем это надо нам с вами, дорогие родители? Все просто: поскольку «застенчивость» так многолика, то и сценарии ее преодоления, если это характеризуется как проблема, тоже будут разнообразными.
Наверное, ни у кого не возникает сомнения в том, что процессы дигитализации человечества, помноженные на всемирную пандемию коронавирусной инфекции, «подарившую» людям богатый опыт дистанционного общения и давшую мощный толчок развитию новых дистанционных бизнес-технологий, во многом определяют то, как наши дети взаимодействуют со своим окружением сегодня. Именно этим причинам — дигитализации и возможностям дистанционного мира — статистически наиболее часто приписывают «вину» за то, что современные дети, подростки и молодежь все чаще отказываются от непосредственного «лицом-к-лицу» общения. И такие опасения небезосновательны. Многие процессы развиваются в глобальном масштабе, соответственно, самая эффективная стратегия преодоления их деструктивного влияния — это знание о них, понимание общей концепции.
Социальная атомизация — эпидемия замкнутости планетарного масштаба
Как объясняет это понятие словарь социальной западной социологии, «Социальная атомизация — это процесс углубляющегося обособления людей друг от друга, возникающего в связи с распадением непосредственно-личностных связей между ними и заменой их связями опосредствованными, безличными, принимающими форму „вещи“». Метафорически говоря, наше общество становится обществом робинзонов, где человек (и дети не исключение!) проживает жизнь на своем собственном необитаемом острове, подстраивая свой быт и удовлетворение базовых физиологических потребностей под условия предпочитаемой самоизоляции и отдаления от реального, лицом-к-лицу, взаимодействия с социумом. Социально атомизированный современный человек, как герой Тома Хэнкса в фильме «Изгой», может сублимировать свою базовую потребность в общении через суррогат (в фильме это был мяч Wilson). И в данном случае стоит ли удивляться, что ваш ребенок все реже общается с семьей и сверстниками?
Пути преодоления: в данном контексте, понимая эту глобальную тенденцию, прежде всего стоит посмотреть на себя: а мы сами не являемся ли образчиками атомизации общества — атомами в безграничном космосе? В данном случае, в лучших традициях теорий социального научения Альберта Бандуры, наши дети могут просто копировать наше с вами поведение, научаться ему, мимикрировать под то общество, которое они видят: все вместе, но поодиночке.
Теории социальной изоляции молодежи
На волне проблематики социальной атомизации человечества все громче звучат голоса ученых, которые выделяют в отдельное направление исследования ряд теорий социальной изоляции молодежи. И в данном отношении идет речь о ряде культурно-психологических явлений, которые имеют разные причины, но примерно одинаковы по своему проявлению: ребенок закрывается в комнате (иногда на месяцы и годы), прекращает (сводит к минимуму) общение с друзьями и родственниками, иногда оставляет себе «лазейку» в общении в сети «Интернет».
Прежде всего в данном отношении показательно понятие «хиккикомори», «хикки» — (яп. 引きこもり, букв. «нахождение в уединении»). В конце ХХ века японский психиатр Тамаки Сайто выпустил книгу «Социальное затворничество: бесконечная юность», в которой описал данный феномен применительно к японской культуре: хикки — это люди, которые добровольно подвергают себя социальному затворничеству — запираются в своей комнате, перестают общаться с окружением, часто не имеют работы и живут на иждивении родственников. Часто родственники хикки в силу разных причин (страх осуждения, стыд) скрывают данный факт от ближайшего окружения.
Еще одно понятие, которое нам подарила японская современная культура анимэ и манги, — отаку. Изначально термин применялся исключительно для обозначения себе подобных среди фотографов-любителей, которым со стороны других приписывалась роль социофобов, затворников и вообще фанатиков своего хобби. Сегодня отаку — это молодой человек или девушка, который(-ая) живет дома, на работу не ходит, общается исключительно с людьми из круга своего хобби и только лишь с парой людей, которые это хобби не поддерживают.
В своем обзоре исследователи Т. М. Ли и П. В. Вонг отмечают, что эпидемия разновидностей социальной (само)изоляции молодежи шагнула далеко за пределы Страны восходящего солнца. В Великобритании это NEET — Not in Education, Employment, or Training (англ.) — не обучающиеся, не трудоустроенные, не получающие профессиональное образование; в КНР (Гонконг) NEY — Non-Engaged Youth (англ.) — безработные молодые люди, не стремящиеся к дальнейшему обучению; в США slacker, twixter, adultolescent (англ., понятия, описывающие молодых людей, проживающих совместно с родителями и отказывающихся от взросления). В России данная тематика безусловно актуальна и обсуждается в терминах инфантилизма и вечного детства Питера Пэна.
Пути преодоления
Феномен социальной (само)изоляции молодежи анализируется учеными с разных точек зрения.
Клинический подход: понимание самоизоляции как психического заболевания
В случае если у родителя возникают подозрения, что замкнутость ребенка — это его характерная черта, следует обратиться к специалистам (психологам, психиатрам, другим медицинским специалистам), поскольку спектр причин тут весьма широк: бредовое расстройство, шизофрения, аутизм, депрессия, психопатии, тревожные расстройства и др. В данном случае тревожные сигналы возникают, как правило, с самых ранних лет жизни: ребенок старается сократить контакты со сверстниками уже «в песочнице», часто не очень любит тактильных контактов («обнимашек»), избегает визуального «глаза-в-глаза» контакта, проявляет эмоциональную холодность и др.
В данном случае решение о том, как лучше и возможно ли вообще помочь ребенку ресоциализироваться в общество, должен принимать квалифицированный специалист, поскольку это может быть как психотерапия, различные тренинги по межличностному общению и прочие мероприятия, так и комплексное лечение основного недуга, вызвавшего симптом.
Теория привязанности Дж. Боулби: в контексте ненадежного типа привязанности
Здесь мы говорим о таком типе взаимоотношений ребенка и родителя (не только матери!), который развился по мере его взросления в результате травматичных переживаний в детстве. В теории различают три вида ненадежной привязанности: избегающая, амбивалентная и дезорганизованная.
В контексте проблематики замкнутости ребенка нам необходимо понимать механизм развития именно избегающего вида привязанности. В качестве демонстрационного примера можно привести портрет сверхтребовательного родителя, который вроде и заботится о своем чаде, но при этом крайне нетерпелив, избыточно стимулирует процесс развития ребенка: не успел малыш сказать первое слово — читай стихи, стоя на табуретке; спел первую песню кузнечика — марш за победой на вокальный конкурс. Со временем такое избыточное стимулирование делает нервную система ребенка слабовосприимчивой. В качестве защитной реакции такие дети закрываются как улитка в ракушке: сводят свои потребности к минимуму, сокращают количество контактов с внешним миром, подавляют эмоции, чтобы их не зацепили и не принудили к чему-то помимо их воли.
При таком развитии сценария ребенок демонстрирует полную самодостаточность и избегает постоянных социальных связей, которые воспринимаются им как угроза («Вдруг опять какое героическое задание прилетит?»). Хотя именно в этом и кроется «спасение»: если сама потребность в привязанности ассоциируется с опасностью, то ребенку надо дать такой опыт общения, который бы дал ему понимание того, что его взаимоотношения могут быть безопасными. В данном случае это могут быть и родители, которые сами проанализировали свои отношения с ребенком и сделали соответствующие выводы. Это может быть и психотерапевт, который проработает проблему и покажет возможности безопасного взаимодействия. Тут главное, чтобы у ребенка появился новый положительный эмоциональный опыт взаимодействия.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона: закономерные стадии развития
Чуть выше мы уже упоминали об инфантилизации современного поколения, однако интересный факт — это не противоречит положениям психологии развития, а, наоборот, подтверждает их. Эрик Эриксон считал, что со временем, в условиях экстенсивного развития общества и технологий, подростковый возраст будет все больше удлиняться, характеризуясь поиском пути для реализации своих возможностей, а также своей идентичности во всех ее формах — профессиональной, сексуальной и т. д. Еще в 20–30-х годах ХХ века Лев Семенович Выготский писал о тенденции к сокращению периода подросткового возраста в неблагоприятных условиях и о его пролонгировании при более благоприятных социально-экономических условиях. Более того, в ряде близких к первобытным обществах период подростничества вообще не существовал: после обряда инициации ребенок в таком племени сразу переходил в категорию взрослого. Некогда было…
Иными словами, в современной ситуации развития ребенку порой нет необходимости активно включаться в социальное взаимодействие, поскольку прогресс достиг таких вершин, когда вся жизнь протекает «автоматически»: привет маме в соседней комнате можно и в чате написать, а «жареного мамонта» принесет курьер службы доставки. В данном случае рекомендации очень просты: находить возможности непосредственного общения с ребенком, обсуждать его возможности проявления взрослости (это не только о внешнем виде, но и о реализации его самостоятельности и ответственности).
Теория социального остракизма К. Д. Вильямса: не общество остракирует (игнорирует, отвергает) человека, а человек отвергает социум
Если говорить о том, что ребенок сознательно остракирует социум, то, опираясь на модель нарушенных в остракизме потребностей, можно рассматривать явление замкнутости с позиции нарушения потребностей в принадлежности, самоуважении, контроле и осмысленном существовании. И в данном случае мы говорим о ситуативном контексте, то есть такое поведение — это ответ на какой-то внешний раздражитель. Здесь также важно отметить, что данный подход актуален к ситуации, когда ребенок изначально был коммуникабелен, а затем в какой-то момент закрылся, как ракушка, стал избегать общения со сверстниками или семьей.
Соответственно, если у ребенка по причине каких-то внешних событий нарушены те или иные вышеназванные потребности, то и преодоление такой «ситуативной» замкнутости должно строиться не столько на исправлении ситуации воздействия, а через нормализацию этих потребностей. Рассмотрим примеры.
Потребность в принятии
Если ребенка кто-то отверг, то возможные варианты реагирования — это: мимикрия, работа над собой с целью реинтеграции в потерянный социум, также можно найти признание своих заслуг в другой группе. Однако тут важно понимать, что это может быть деструктивное сообщество, поскольку именно на этом механизме «Тебя отвергли — приходи к нам!» держится механизм вовлечения, например, в радикальные группы, секты.
Потребность в самоуважении
Это о сохранении приемлемого уровня самооценки ребенка. В наших силах давать детям и молодым людям достаточно поддержки их заслуг, идей, взглядов.
Потребность в контроле и осмысленном существовании
Важность сохранения уровня потребностей в контроле («Я могу в этой жизни что-то решать!») и осмысленном существовании («Я что-то значу, меня люди слушают и слышат!») хорошо продемонстрирована результатом знаменитого эксперимента в доме престарелых Арден-Хаус (США, Коннектикут), который организовали Э. Дж. Лангер и Дж. Роден. В той группе престарелых пациентов, которым предоставлялась возможность решать, какой фильм посмотреть, где будет стоять фикус, у которых спрашивали мнения по различным вопросам, уровень самочувствия был выше, а уровень смертности ниже, чем в той группе, где пациенты жили «по старинке» — в условиях госпитализма.