Способ привлечения внимания, попытка самоутверждения, сигнал о проблемах в семье или что-то еще?
Ребенок взял чужое. Истоки такого поведения могут быть самыми разными. Вместе с клиническим аналитически ориентированным психологом Ниной Куляевой разбираем, почему ребенок начинает воровать, и ищем решения проблемы.
Считается, что до 3 лет ребенок не ворует: он еще только исследует пространство и мир вещей, формирует понимание о границах, о правилах, о таких понятиях, как «свое» и «чужое». О воровстве как таковом можно говорить, начиная с 4 лет: если оно начинается, можно предположить, что что-то в в воспитании ребенка идет не так. Если не отследить такое поведение в этом возрасте, то где-то в 6–8 лет привычка к воровству закрепляется.
Единственная медицинская причина — клептомания
Причины воровства могут быть самыми разными. Если попробовать их классифицировать, то нужно сразу отсечь от всех остальных медицинскую причину — так называемую клептоманию. Это болезнь, которая сегодня считается врачами нарушением влечения. Характерные признаки клептомании укладываются в три фазы: вначале — навязчивое желание что-нибудь украсть, затем человек (в данном случае — ребенок) получает удовольствие от самой кражи, у него выделяются гормоны радости. А когда гормоны закончили свою работу, остается горькое чувство вины и стыд.
Но эта болезнь встречается крайне редко — среди маленьких воришек таких детей не больше 1–2%. Помочь в такой ситуации может психиатр или психотерапевт, либо детский психолог, который специализируется на работе с навязчивыми состояниями.
Размытые границы
Бывает, что в некоторых семьях границы между членами семьи, между понятиями «мое» и «твое» довольно размыты. В таком случае взрослые не следят за соблюдением правил или не оговорены рамки поведения внутри семьи.
На фоне этой размытости границ, правил и рамок ребенок берет вещи, которые ему не принадлежат, и не понимает, почему, собственно, он не может этого сделать.
В таком случае членам семьи нужно сесть за стол переговоров и сформировать свод правил и границ: что можно, а чего нельзя, и почему; какие санкции могут быть за нарушение правил; какие будут поощрения за их соблюдение.
Наверняка ребенок будет протестовать против правил: дети, которые уже привыкли к тому, что границы размыты, тяжело принимают новые ограничения, противятся им. Так что это продолжительная по времени, постепенная работа. Поэтому нужно решить, кто из взрослых будет следить за их соблюдением.
Привлечение внимания
Нередко воровство происходит в ближнем круге: его жертвами становятся родители, бабушки и дедушки, тети, дяди, либо же друзья семьи. В таком случае, возможно, имеет смысл говорить о попытке ребенка привлечь к себе внимание. То есть для него даже негативное внимание лучше, чем никакое.
Причем вовсе не обязательно речь идет о том, что на ребенка действительно никто не обращает внимания. Он, например, может быть накормлен, одет и обут, но при этом у взрослых не хватает времени на то, чтобы уделять достаточно времени его эмоциональным потребностям. И тогда он может реагировать по-разному, в том числе начать воровать, хотя внешне, казалось бы, с ребенком все хорошо.
В такой ситуации необходимо обратиться к семейному психологу, потому что нужно работать со всей семьей. И в целом, если вы заметили, что ребенок ворует, это всегда повод пойти к детскому или семейному психологу, а иногда даже к детскому психиатру. Специалист поможет понять, в чем корни проблемы, и подскажет, как действовать дальше.
Тревожное (невротическое) воровство
Если ребенок испытывает тревогу — не по какому-то определенному поводу, а такую, которую не может сформулировать, — он выражает этот страх с помощью воровства. При этом, воруя, он не испытывает удовольствия, а делает это только для того, чтобы заглушить чувство тревоги, переключить свое внимание на другие ощущения. Иногда в результате это тоже может становиться зависимостью — так же, как и в случае с клептоманией.
Что могут сделать в этой ситуации родители? Нужно отслеживать, что предшествовало акту воровства. Что происходило с ребенком и как он себя чувствовал за полчаса, за час, за день перед тем, как совершил кражу? Таким образом можно определить причину тревоги и, соответственно, противоправного поведения ребенка, поговорить, обнять, успокоить, утешить. И, конечно, здесь тоже нелишней будет помощь специалиста.
Попытка скрепить семью
Иногда бывает так, что негативное поведение ребенка парадоксальным образом служит скрепляющим фактором — «цементом», объединяющим взрослых вокруг общей проблемы. Так происходит, если родители часто конфликтуют между собой или находятся на грани развода. Один ребенок в такой ситуации вдруг заболевает, а другой — начинает воровать, но у обоих одна подсознательная цель: заново сделать свою семью единым целым. Это повеление не отслеживается сознанием и реализуется ненамеренно.
Жизнь в дефиците
Воровство может начаться еще и тогда, когда ребенку почти ничего не покупается из-за того, что в семье много ограничений или мало средств, когда у него нет «своего» (например, в многодетной семье или семьях с размытыми границами, о которых мы говорили выше) или он донашивает и доигрывает за старшими детьми.
Он уже привык дома, что «все вокруг общественное, все вокруг мое». И этот реальный дефицит вещей может стать причиной для воровства. Но это тоже бывает редко — все-таки гораздо чаще мы видим скрытые мотивы, связанные с отношениями с близкими людьми.
Жертва манипуляции
Иногда происходит так, что ребенка подначивают что-то украсть другие дети. На него надавливают сверстники или старшие ребята. Говорят, мол, ты что-то укради и принеси нам, а мы тебе простим долги. Здесь тоже необходимо разбираться в ситуации, объяснять ребенку, что он имеет право отказываться и говорить нет, имеет право обращаться за помощью к взрослым, что у него всегда есть возможность выбора.
Попытка завоевать авторитет
Бывает и обратная описанной выше ситуация: ребенок (чаще всего — начиная с 8–9 лет) совершает кражу, пытаясь доказать, что он «свой», что ничего не боится и санкции взрослых ему не важны. Такое демонстративное провокационное поведение — способ набрать себе очки среди сверстников.
Обычно в этом случае речь идет о какой-то единичной краже, но иногда такое поведение тоже может закрепиться. Ведь если один раз удалось, то почему бы не попробовать еще раз? Также если статус подростка в компании начнет падать, то он может подкрепить его очередной кражей.
Разбираемся с последствиями кражи
Если вы заметили, что ваш ребенок склонен к воровству, то лучше не допускать ситуаций, которые могут его спровоцировать. Триггером для воровства может стать, например, поход в гости или приглашение гостей к себе. Лучше не ставить ребенка в ситуацию, когда ему сложно сделать другой выбор. А если вы уже пригласили гостей, имеет смысл заранее обговорить правила присмотра за личными вещами и проговорить, что ребенок может взять что-то без спроса.
Если вы обнаружили дома незнакомые или чужие вещи, не нужно ругать за это ребенка или грозить ему. Нужно спокойно объяснить, почему его поступок неправильный и почему больше никогда нельзя так делать. Тут можно апеллировать и к моральным законам, и к государственным, к пониманию «мое — чужое».
Также нужно вернуть украденную вещь. Если он слишком стыдится, то необходимо пойти вместе с ним. Например, возвращая кошелек Марии Ивановне, нужно в его присутствии сказать что-нибудь вроде: «Я отдаю вам ваш кошелек, который Ваня у вас взял без спроса. Он бы очень хотел извиниться, но ему стыдно. Поэтому я буду говорить за него. Он очень жалеет о содеянном, и этого больше не повторится».
Есть и другие варианты — ребенок может написать письмо, позвонить по телефону. Однако он должен обязательно ощутить свою ответственность за проступок.
Если возможно возложить на него хоть какую-то ответственность за содеянное, надо ее возложить. Это поможет предотвратить воровство в будущем. Но здесь родителям достается очень деликатная роль: с одной стороны, нужно оставаться на стороне ребенка. Но при этом он должен видеть последствия своего поступка и разделить ответственность за него.