background picturebackground picture

Ребенок сомневается в себе

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

82

Как поступать родителям в такой ситуации

Каждый родитель желает видеть своего ребенка уверенным, активным, инициативным, самодостаточным. И это естественное желание мам и пап, чтобы их чадо было одним из лучших среди сверстников. Но дети все разные: кто-то более активный и инициативный, кто-то менее. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не очень. Кто-то всегда в первых рядах, кто-то всегда чуть позади. Такая разница в поведении детей часто становится предметом обсуждения и переживаний родителей, и им хочется как-то помочь своему ребенку. Но чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, какой у вас ребенок, что с ним, как вам кажется, не так. Нина Чупракова, психолог, психотерапевт, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, рассказывает, как поступать в такой ситуации.

Разбираемся, скромный или неуверенный у вас ребенок

Как понять, скромный у вас ребенок или застенчивый и неуверенный? На первый взгляд по поведению такие дети не отличаются. Они не очень любят находиться в центре внимания, не ждут, что их похвалят за очередной успех, не проявляют инициативу. На самом деле это разные дети, и в одном случае помогать им измениться нецелесообразно, в другом случае, наоборот, сомневающимся, неуверенным детям необходима помощь и поддержка. Так как же отличить скромность от сомнений в себе?

Скромность — это своего рода тактичность, то есть когда вы можете что-то сделать, но считаете это неуместным на данный момент, не хотите что-то делать напоказ, когда нет тщеславия, гордыни, нет сомнений, что что-то вы делаете не так. Скромные люди, как правило, уверенные и самодостаточные. Скромность не мучает, она воспринимается естественно, как данность, как само собой разумеющееся.

Застенчивость и неуверенность, в свою очередь, наоборот, бывает очень мучительна для ребенка, так как часто он что-то не делает не из-за того, что считает это неуместным (ему бы очень хотелось как-то проявить себя), а потому, что боится быть неправильно понятым, оцененным не так, как ему хотелось бы или представляется.

Происхождение застенчивости и неуверенности

Откуда появляются, как зарождаются в ребенке застенчивость и неуверенность? Детский психолог Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» писала: «В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких».

У маленького ребенка образ себя строится извне. Каким его видят значимые взрослые, что и как они о нем говорят, таким ребенок и начинает себя видеть и воспринимать.

Вот почему так важно, чтобы его любили, уважали, понимали и признавали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы он был успешен в делах, чтобы мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Ребенок ждет от близких ему людей подтверждений того, что он хороший, самый лучший, что его любят не за что-то, а просто за то, что он есть, что он может справляться с простыми, а иногда и со сложными делами. Именно на этом строится и формируется базис уверенности и самодостаточности у ребенка.

Формула развития уверенности проста: что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов!

В каком возрасте нужно в ребенке развивать уверенность? С самого рождения и на протяжении всего его взросления. Да и во взрослой жизни любой человек чувствует себя более гармонично, если есть поддержка и понимание близких, значимых для него людей.

Рекомендации родителям

Очень важна позитивная коммуникация с ребенком. При каждом обращении к детям — словом, жестом, интонацией, мимикой и даже молчанием — мы сообщаем им не только о себе и своем состоянии, но и о них самих, даже в большей степени о них.

Не менее важно при взаимодействии с ребенком поддержание его самооценки или чувства самоценности, и тогда он будет в гармонии с самим с собой и с окружающим его миром.

Что еще важно учесть при выстраивании отношений с ребенком, чтобы он был уверенным, самодостаточным, не сомневающимся в себе, с адекватной самооценкой и с ощущением самоценности.

  • Любить его, принимать его таким, какой он есть.
  • Быть с ним в контакте, слушать его переживания и не игнорировать его потребности.
  • Заниматься и играть с ребенком, чтобы вы общались и взаимодействовали в совместной деятельности (читать, играть, заниматься, трудиться и т. д.).
  • Быть рядом, когда ему сложно с чем-то справляться, и не вмешиваться в его занятия, если он справляется сам.
  • Не отказывать, когда просит о помощи, и быть рядом в его успехах.
  • Доверять своему ребенку. Делиться своими чувствами.
  • Учить конструктивно разрешать конфликты, а не бояться, не избегать их.
  • Общаться и взаимодействовать с ребенком приветливо и доброжелательно.
  • Улыбаться, говорить ребенку, что вы его любите, и обнимать почаще — 4–5, а лучше 8 раз в день.

Результаты будут ошеломительные. Ребенок будет расти спокойным, уверенным в себе, самодостаточным. А еще таким же доброжелательным, коммуникативным, в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях