background picturebackground picture

Ребенок попал в больницу: как его поддержать в ситуации стресса?

Дошкольники

53

Сохранять спокойствие, объяснять, предупреждать заранее, не ругать и не обманывать, быть рядом

В наше время дети не так часто попадают в больницу, как еще 30–40 лет назад: во многих случаях лечиться теперь можно и дома под наблюдением лечащего врача. Но иногда госпитализация необходима. Чаще всего — это тревожное, иногда по-настоящему тяжелое событие для всей семьи. Конечно, больница — это место, где окажут помощь ребенку. Но одновременно больница означает разлуку с близкими, отсутствие привычного окружения, невозможность заниматься повседневными делами, болезненные медицинские процедуры, необходимость находиться в обществе малознакомых людей. Как помочь ребенку пережить это испытание?

Госпитализация может быть экстренной (в случае острых заболеваний, обострения хронических болезней, любых других состояний, угрожающих жизни и здоровью) или плановой (когда сроки госпитализации для проведения диагностики и лечения оговариваются заранее). В любом случае время, проведенное ребенком в больнице, требует напряжения сил и координации действий от всей семьи.

Сможет ли ребенок адаптироваться в больнице, особенно если ему нужно провести там больше недели? Как улучшить качество его жизни там? Что позволит родителям сохранить собственные душевные ресурсы в это время?

Забота о ребенке начинается с заботы о себе

Успех адаптации зависит от ряда факторов: индивидуальных характеристик ребенка, его психологического возраста, физического состояния, тяжести и длительности болезни, предыдущего опыта лечения и пребывания вне дома, социального опыта самого ребенка и членов его семьи. Один из ключевых факторов — эмоциональное состояние родителей.

Именно стабильное эмоциональное состояние близких взрослых будет залогом успешной адаптации ребенка к любым обстоятельствам. От него зависит спокойствие ребенка и его позитивный настрой, особенно когда речь идет о маленьких (младше 7 лет) детях.

Разнообразные чувства родителей (растерянность, гнев, страх, беспомощность, отчаяние), которые считывает ребенок, могут напугать его сильнее, чем то, что с ним происходит в больнице. Для родителей волноваться, тревожиться, чувствовать себя беспомощными вполне естественно в сложной ситуации — мы не можем запретить себе испытывать эти чувства, но можем с ними работать. Полезно поделиться с близкими своими переживаниями, назвать чувства, прояснить для себя их конкретную причину.

С гневом помогают справиться физические упражнения, прогулки. Тревогу можно уменьшить, делая что-то простое и монотонное, соблюдая привычный распорядок дня, позаботившись о том, чтобы, несмотря на сложный период в жизни, достаточно спать и регулярно питаться. Отчаяние могут смягчить воспоминания о счастливых моментах. Чувство беспомощности, растерянности отступает, если найти какие-то сферы жизни, которые можно контролировать, например, выбрать занятия для себя, а также обеспечить комфорт и создать условия для развития ребенка, пока он находится в больнице. Если справиться с эмоциями не получается, важно вовремя обратиться к психологу.

Ребенок до 3 лет: объяснять, отвлекать, быть рядом

В раннем возрасте дети достаточно быстро устают, могут бурно эмоционально реагировать на дискомфорт, не умеют самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение.

Они привязаны к родителям, настороженно относятся к новому. Их речь еще несовершенна, представления о времени не сформированы, главное для них — непосредственный эмоциональный контакт с близким взрослым и сотрудничество с ним.

Учитывая особенности возраста, разговор с малышом о госпитализации лучше начинать за 1–2 дня до планируемой даты. Стоит взять с собой как любимые игрушки и знакомые вещи, так и что-то новое, интересное, что в сложный момент поможет отвлечь, переключить внимание.

Если ребенку еще нет 4 лет, родители имеют право постоянно находиться в больнице вместе с ним. В больнице, по возможности, следует придерживаться привычного для ребенка режима дня, организовать развивающую среду.

Важно помнить о том, что в раннем возрасте лучшее лекарство для ребенка — это эмоциональная близость и забота. Необходимо больше находиться рядом с малышом, использовать тактильный контакт, спокойным голосом и простыми фразами объяснять суть и смысл происходящего. Не следует ругать малыша за капризы и сопротивление медицинским процедурам, однако важно последовательно настаивать на их соблюдении.

Дошкольники: предупреждать, обсуждать, не обманывать

В 3–7 лет ребенок активно и с удовольствием играет, конструирует и рисует, общается со взрослыми и сверстниками; у него есть навыки самообслуживания и самостоятельности, появляется внутренняя регуляция (еще, конечно, несовершенная), развивается воображение.

Дошкольникам требуется время, чтобы принять новую информацию, поэтому важно поговорить с ними о предстоящей госпитализации заранее, за несколько дней до ее начала.

Родителям лучше подготовиться к этому разговору: узнать все необходимое об условиях госпитализации, этапах лечения, правилах пребывания в стационаре, об особых условиях в отделении, возможных ограничениях. Нужно быть готовым к тому, что дети могут многократно возвращаться к этому разговору: так они пытаются переработать полученные знания, встроить их в свою картину мира.

Развитое воображение часто усугубляет страхи ребенка; следует терпеливо выслушивать его опасения, позволять выражать чувства тем способом, который ему доступен, называть его эмоции, рисовать и проигрывать происходящее, демонстрируя различные врачебные манипуляции и объясняя их смысл.

Чтобы облегчить процесс адаптации, важно познакомить малыша с медицинским персоналом и различными помещениями внутри отделения, а до начала незнакомой процедуры — с инструментами и медицинским оборудованием.

Надо иметь в виду, что не всегда в больнице есть условия для того, чтобы с детьми старше 4 лет постоянно находились родители, если для этого нет медицинских показаний. Сообщая неприятную информацию, попытайтесь одновременно сообщить что-то позитивное: например, если взрослому не дают возможность остаться с ребенком на все время лечения, стоит сказать, что вы будете вместе все то время, которое разрешит доктор.

Перед неприятными и болезненными манипуляциями стоит настраивать ребенка позитивно, но не обманывать, например, сказать: «Может быть больно, но ты справишься, а я всегда рядом». Некоторые процедуры можно обыграть в виде сказки или приключения. Контролировать ситуацию и чувствовать себя более уверенно помогут также любимые вещи, книги, игрушки, одежда, возможность заниматься любимыми делами: играть, рисовать, лепить, общаться.

После выписки дети часто возвращаются к теме госпитализации: им требуется время, чтобы справиться с новым опытом и переживаниями; не стоит торопить ребенка поскорее «забыть» о больнице.

Школьники и подростки: поощрять самостоятельность, общение и выражение чувств

Начало школьной жизни означает получение нового социального статуса, расширение социальных связей. Ситуация госпитализации приводит к значительным ограничениям привычной жизни, препятствует общению и учебе, ставит в зависимое положение. Чтобы помочь своему взрослеющему ребенку справиться с возникающими переживаниями, важно сделать его полноценным участником лечебного процесса, оставаясь при этом рядом.

С самого начала будьте с ним максимально честными и искренними, подчеркивайте значимость его личного участия в принятии решений, поощряйте самостоятельное общение с лечащим врачом и медицинским персоналом.

Если школьник или подросток жалуется на страх или боль, важно не отрицать и не обесценивать его чувства, не наказывать, оставляя один на один со своими проблемами, а предложить поддержку, с уважением отнестись к переживаниям, вместе найти решение.

Вместо «Перестань ныть, ты уже взрослый» скажите лучше: «Представляю, как это неприятно/больно; давай подумаем, что можно сделать». Иногда подростки стараются сдерживать свои чувства. Выразить их поможет доверительное общение, ведение дневника или больничного ежедневника, творчество.

В этом возрасте дополнительной проблемой становится отсутствие в больнице личного пространства, поэтому важно найти место для своих вещей, обустроить его, подумать, как сделать процесс переодевания, приема пищи, гигиенические процедуры максимально комфортными и интимными.

Попробуйте организовать ребенку общение с друзьями, одноклассниками, педагогами; он будет себя чувствовать лучше, если сможет рассказать о своем лечении друзьям.

Если есть возможность, пусть в больницу к ребенку приходят учителя (когда состояние здоровья позволяет); любая другая привычная и интересная для него активность тоже может поднять настроение. Постарайтесь наладить общение с другими детьми в отделении; это даст ребенку чувство принадлежности к группе людей со схожими трудностями, возможность поделиться своими страхами, найти поддержку.

И самое главное — прислушивайтесь к себе и своим ощущениям. Ведь родители знают своего ребенка, как никто другой, и совершенно точно найдут нужные слова и действия, которые помогут в трудной ситуации.

   

Текст: Мария Афонина, детский и семейный психолог

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях