background picturebackground picture

Ребенок переедает или ест мало: как отрегулировать пищевое поведение

Раннее детство

1052

Свобода выбора формирует здоровые отношения с пищей эффективнее, чем ограничения или принуждение к еде

Пищевой опыт, который маленький ребенок получает в раннем детстве, во многом определяет, как он будет питаться, став взрослым. О том, как избежать распространенных родительских ошибок в питании маленьких детей, рассказывает психолог, консультант по грудному вскармливанию Александра Слаутина.

Есть вместе и поощрять пищевой интерес

В возрасте 1–3 лет дети постепенно переходят за общий стол и приучаются к той пище, которую едят в доме, — будь то овощи на пару или чипсы с колой. Переход на твердую пищу занимает время, и в результате обычно (но не всегда) формируется пятиразовый режим питания — три приема пищи и два перекуса в течение дня (плюс прикладывание к груди по желанию ребенка и мамы).

Причем в этой схеме важен не какой-то определенный график кормления по времени, а скорее общая структура приемов пищи в течение дня. Их может быть чуть больше или меньше, но ребенок должен знать: если он захочет, его покормят.

Распознавать чувство голода и насыщения дети учатся достаточно поздно — ближе к 3 годам. До этого времени главная причина, по которой они едят, — так называемый пищевой интерес. Наблюдая за тем, как едят взрослые, ребенок начинает интересоваться пищей, еще не осознавая собственный голод, и пытается имитировать их поведение. Поэтому важно, чтобы по возможности взрослые собирались за обеденным столом, чтобы поесть всей семьей.

Если родители поддерживают сложившуюся структуру питания и дают малышу свободу в выборе еды, то со временем пищевой интерес сменяется здоровым пищевым поведением — ребенок ест, когда голоден, и заканчивает прием пищи, когда насытился.

Разрешать играть с едой

Игры с продуктами и блюдами играют важную роль в формировании пищевого поведения малыша. Контактируя с едой разными способами, он постепенно ее изучает и начинает воспринимать как безопасную. Если же такого не происходит (например, малыша кормят новой едой с ложечки, не давая ее понюхать и потрогать), кормление воспринимается как угрожающая процедура.

С точки зрения ребенка это выглядит примерно так: «Мне дают что-то неизвестное и непонятное, то, что я еще недостаточно изучил(а), я боюсь и не хочу это есть». Для такого состояния есть даже специальный термин — пищевая неофобия: ребенок вроде бы готов есть, но считает пищу небезопасной и поэтому ее избегает.

Старайтесь спокойнее реагировать на ситуации, когда малыш сам трогает и мнет пальчиками еду, размазывает ее по тарелке или даже столу, рассматривает, кладет в рот, а затем достает обратно. Все это — естественные элементы пищевого поведения.

Чем больше в жизни малыша такого взаимодействия с разными продуктами, тем с большим удовольствием он будет есть их впоследствии. Конечно, это не повод давать полную свободу: если ребенок начинает разбрасывать пищу по полу, то лучше мягко, со словами: «Ты, наверное, уже наелся», — убрать ее и закончить прием пищи.

Давать свободу выбора и разделять ответственность

Главный механизм формирования нарушений пищевого поведения можно сформулировать так: если ребенка заставлять есть (пищевое принуждение), он будет отказываться от еды и в целом есть меньше. И напротив, если ограничивать его в еде, он начинает переедать.

Особенно часто беспокоятся по поводу недоедания родители недоношенных детей. Их пытаются кормить насильно: с помощью уговоров, укоров, а то и угроз. В итоге вместо того, чтобы набирать вес, и без того худенький ребенок начинает есть еще меньше.

Родители пухлых малышей, напротив, пытаются ограничивать их в еде, опасаясь проблем с лишним весом и здоровьем в будущем. Для постоянно голодного ребенка еда обретает особую ценность, и он действительно приучается постоянно переедать и набирает вес. Эти паттерны поведения затем, как правило, переходят и во взрослую жизнь.

Более грамотный подход — стараться формировать вокруг ребенка здоровое пищевое пространство. Анализировать, как организованы приемы пищи, есть ли совместные трапезы, есть ли у ребенка свобода в том, что, как и сколько есть. Чем раньше родители пересмотрят подход к кормлению ребенка, тем быстрее будет заметен результат.

Сформировать здоровые отношения с едой также помогает принцип разделения ответственности: родители отвечают за то, что, где и когда ест ребенок. А он, в свою очередь, отвечает за то, что именно из предложенного ему есть и есть ли вообще.

Когда этот принцип соблюдается, то обычно проблем с пищевым поведением не возникает. Взрослые передают ребенку часть ответственности, и он начинает есть столько, сколько ему необходимо, причем именно ту еду, потребность в которой испытывает сейчас.

Не делать из сладкого награду

Сладкий вкус (грудного молока) — первый, с которым ребенок знакомится в жизни. И все же на этапе знакомства с пищей маленьким детям сладкое лучше не давать. Сейчас ответственность родителей — познакомить ребенка со всем разнообразием «взрослой» пищи, привить здоровые вкусовые привычки.

Чаще всего маленькие дети начинают переедать сладкое, когда им не хватает сложных углеводов. В этом случае обратите внимание и на рацион, и на структуру питания: возможно, перерывы между приемами пищи слишком долгие для малыша. А в момент, когда он тянется за конфетой, можно «подловить» его и предложить альтернативу. Например, банан, который, кстати, тоже сладкий.

Самый верный способ сделать сладости очень желанными для ребенка — прятать их и выдавать в качестве награды. И наоборот: когда тот или иной тип пищи не выделяется взрослыми среди других, он не более «особенный», чем остальные.

Попробуйте легализовать в семье «неправильную» еду — например, поставьте на стол вазочку со сладостями, которая раньше была вне пределов досягаемости малыша. Первое время он будет есть их много — наберитесь терпения. В относительно короткие сроки (1–2 недели) сладкое перестанет интересовать его так же, как раньше.

Когда конфеты и вафли в психологическом смысле равны овощам, то вскоре ребенок будет выбирать более здоровую пищу, а не гоняться за сладким. Или, возможно, после конфет наступит период хлопьев для завтрака, а уже затем придет черед брокколи. Если нет особых противопоказаний по состоянию здоровья, то в принципе в семье допустимы любые эксперименты с едой.

Задавать правильные вопросы

Уже примерно с двухлетнего возраста нужно приучать ребенка принимать самостоятельные пищевые решения. Например, давайте ему смотреть, сколько еды вы накладываете в тарелку, и спрашивайте: «Столько достаточно или положить еще немного?» Таким образом он научится определять свою норму. С этого же возраста малыш может регулировать состав своей порции — просить положить больше одного продукта, а другого — меньше. Идите навстречу этим просьбам.

Задача ребенка (а не родителя) — определять, сколько ему сейчас нужно съесть. Малыш поел и на тарелке еще осталось немного еды? Не нужно его за это корить — каждый такой случай помогает ему формировать здоровое пищевое поведение. Лучше сделайте мягкий акцент на этом в следующий раз: «Помнишь, тогда было слишком много и ты не доел? Можем положить сейчас поменьше, а если захочешь еще, есть добавка».

В 2–3 года родители могут также начать учить ребенка вовремя отмечать чувство голода или насыщения. Если стало заметно, что он устал, капризничает или, например, пришел на кухню из другой комнаты, — можно задать вопрос: «Ты голоден, хочешь есть?», а потом для лучшего понимания уточнить: «У тебя пустой животик?» Если ответ утвердительный, предложите ему варианты из того, что есть в доме.

Во время приема пищи ребенок резко перестает интересоваться едой, разбрасывает ее по полу или просто расслабился и у него покраснели щечки? Это верные признаки того, что он наелся и пора убирать от него тарелку. Но перед тем как это сделать, спросите ребенка: «Ты сыт, или животик еще пустой»? Такие вопросы учат ребенка есть, когда это необходимо, и вовремя останавливаться, не переедая. А этот навык — залог здорового пищевого поведения во взрослом возрасте.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях