10 вопросов специалисту
По мнению специалистов, нежелание детей читать — одна из самых частых проблем, которую озвучивают родители. У нашего эксперта Марии Блохиной — педагога, автора прописей-картинок «Фишки для подготовишки», мамы двоих детей — тоже были переживания насчет того, справится ли она с обучением детей читать. Сегодня она делится своим опытом, отвечая на наши вопросы.
Ребенок не хочет читать! С чего начать?
Понятно, что с мамой дети ведут себя иначе, чем с репетиторами, воспитателями и учителями. Поэтому прежде необходимо ответить на вопросы: «Как не отбить желание читать? Как не испортить отношения с ребенком? Как не „передавить“ темпом обучения, который родителю кажется правильным?»
Попробуем разобраться, какие важные понимания должны быть сформированы у мамы прежде, чем ей взяться за это непростое занятие. Может быть, мой опыт обучения своих детей и репетиторства и размышления на эту тему будут близки родителям и помогут сделать этот непростой процесс позитивным, продуктивным, а главное, добрым и мягким для ребенка!
Что такое, по сути, умение читать и что оно дает детям при переходе из детского сада в школу?
Это умение дает детям колоссальные возможности и позитивную самоидентификацию среди других детей: «Где я? Я в отстающих или в ведущих среди одноклассников?»
Для меня чтение стоит в топе важнейших умений, поскольку вообще весь наш мир строится на слове (наличие языка отличает нас от животных, а чтение — это использование языка, зафиксированного на бумаге, — вот и делайте выводы о его значимости в современном мире людей).
Почему так важно научить ребенка читать до школы?
Хочется, чтобы каждый ребенок приходил в школу самоутверждаться, чувствовать себя успешным и способным, а не отстающим и непонимающим. «Ты уже и читать умеешь! Какой ты молодец!» — самые желанные слова для первоклашки.
Почему родители после работы вечером должны учить ребенка читать? Разве это не задача школы?
Бесспорно, есть родители, которые считают, что учить читать ребенка должны в школе, что отчасти нам всем привычно: «Нас-то в школе научили и никто с нами не сидел над книжками в 5 лет». Однако такая родительская стратегия создает дополнительное давление на ребенка, с которым тяжело справиться вчерашнему шестилетке.
Какую эмоциональную и моральную нагрузку ощущает на себе будущий первоклассник?
Огромную! Мы же понимаем, что, придя в первый класс, ребенок испытывает стресс: меняется режим дня, коллектив, место пребывания. Нет воспитателей, к которым ребенок так привык… И в дополнение к этому стрессу у ребенка нет важного умения, за которое бы его похвалили, — умения читать.
Чем могут помочь ребенку родители на этом этапе?
Родители могут высвободить все его силы на адаптацию (привыкание к новому школьному миру), а учебные нагрузки первые полгода вообще не должны сильно беспокоить ребенка. Умение прочитать 10–15 слов в минуту является нормой для первоклассника. Неужели сегодняшние «супермамы» не справятся с этой конкретной и понятной задачей? Конечно, справятся!
Нужно ли насильно заставлять ребенка читать?
Конечно, нет. Ребенок не хочет делать то, чего не понимает. «Садись, сынок, будем учиться читать», — самые страшные для него слова. «Учиться» для ребенка — абстракция, и совершенно не понятно, когда это «учение-мучение» закончится (иногда урок заканчивается на сто тридцать четвертой минуте, когда мама выдохлась или находится в нервном припадке по поводу того, что «два часа бьюсь с ним, а он так и не научился…»).
Занимайтесь не более 10 минут в день — больше не надо. Главное — регулярно и позитивно!
Как сделать домашние уроки не мучением, а радостью?
Чтение состоит из двух важных этапов. Чтобы излишне не усложнять, опишем их так.
- Знание букв (узнавание букв и наделение каждой буквы правильным звуком): «Что это за буква? — А, Л, П, М и т. д.».
- Само чтение — умение оперировать звуками, которые выражены символами (буквами), и строить из них различные конструкции (слоги и слова).
Не пройдя первый этап, нельзя двигаться дальше — отобьете все желание у ребенка.
Как помочь ребенку быстро и позитивно выучить все буквы алфавита?
Итак, первая и самая важная задача — выучить буквы. С этого и надо начать — все буквы нужно выучить. Не А, Б, В и Г, как мы любим («Смотри, А — арбузик, Б — бегемотик, В — волк и Г — гусь»), а все буквы. Учите весело, в игре! Сейчас множество пособий, интерактива, игр, нацеленных на это. Если не можете учить с ребенком без раздражения — делегируйте полномочия учителя (репетитору, обучающим программам на компьютере, бабушке, папе). Букв всего 33, а не 200, вы их точно сможете победить. Порадуйтесь, кстати, тому, что мы не в Японии. Вот там родителям гораздо сложнее!
Как быть в ситуации, когда ребенок знает все буквы, а читать у него не получается?
Дать время, не давить. А чтобы у вас было это время, необходимое конкретно для вашего ребенка, учитесь читать до поступления в первый класс. Заниматься можно по 5 минут вместо 10. Маленькими шажочками ребенок будет понимать, как буквы складывать в слоги или короткие слова.
Вообще, я сторонница глобального чтения — когда ребенка учат читать сразу лексическую единицу — слово. Это гораздо больше мотивирует ребенка, ведь он прочитал не какие-то непонятные ему «жи-ши», а целое слово. Я, например, делала маленькие карточки, с одной стороны которой написано слово, а на обратной стороне — картинка, отображающая прочитанное. Например, на карточке написано «кот». Ребенок прочитал, потом переворачивает карточку и видит котика. Так сразу и проверил себя!
Родители, конечно, должны поддерживать детей словами: «Вот видишь, ты правильно прочитал, это действительно был кот! Умница ты мой!» У такой деятельности есть результат, это очень приятно малышу! Давайте ребенку сначала всего пять карточек. Через несколько дней — шесть, еще через пару дней — семь, восемь и т. д. Но все же не переусердствуйте, более 5 минут не занимайтесь, а то ребенок заподозрит в этом вашу заинтересованность и начнет саботировать чтение. Двигайтесь аккуратно, как тот самый котик, «на мягких лапках». И, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за то, что он у вас есть, и за то, что он так старается!
Во всех учебных процессах я придерживаюсь «принципа двух»: позитивность занятий и регулярность. Главное — не ждите результатов сразу: все-таки обучение имеет накопительный эффект.
Попробуйте, и у вас обязательно все получится.
Удачи в школе и пусть учеба будет в радость!