background picturebackground picture

Ребенок не отрывается от гаджетов: надо ли регулировать экранное время на карантине

Цифровая среда

134

Когда меняется образ жизни, старые договоренности придется пересмотреть

На второй месяц самоизоляции иногда кажется, что его название можно дополнить: «самоизоляция в гаджетах». Пока взрослые поглощены своими заботами и тревогами, дети проводят наедине с экранами еще больше времени, чем раньше. Особенно это заметно по школьникам, у которых в Сеть перешла почти вся жизнь: и школа, и домашняя работа, и дружеские отношения. Стоит ли сейчас ограничивать экранное время и реально ли это сделать в условиях «дня сурка»?

Что говорят специалисты

В условиях самоизоляции время, которое члены семьи проводят перед экранами, практически неизбежно увеличивается. Многих родителей беспокоит, сколько экранного времени в день допустимо для детей разного возраста, а тем более — как соблюдать правила цифровой гигиены, когда многие привычные занятия офлайн недоступны.

Специалисты отдают себе отчет в том, что родители и дети столкнулись с новым вызовом, и предлагают свои варианты смягчения проблемы. Эксперты Американской академии педиатрии признали, что во время пандемии объем детского экранного времени растет. При этом педиатры все же предлагают ориентироваться на рекомендованные нормы.

Как сделать общение с гаджетами максимально эффективным и безопасным? Педиатры дают несколько рекомендаций родителям.

  1. Поддерживайте связь с учителями и воспитателями, чтобы быть в курсе расписания ребенка и представлять себе объем домашней работы, — тогда вы будете понимать, сколько времени перед экраном она потребует.
  1. Ребенку, который скучает по друзьям и родным, нужно дать возможность общаться с ними и поддерживать связь с помощью видеозвонков и соцсетей. Составьте с ребенком примерный график такого общения, чтобы не сильно увеличивать нагрузку на глаза.
  1. Чтобы у ребенка не было соблазна воспользоваться телефоном ночью, договоритесь, что ночью гаджеты заряжаются за пределами детской комнаты.
  1. Старайтесь выбирать для ребенка качественные игры, мультфильмы, видео и другой контент, который пойдет ему на пользу.
  1. Попробуйте найти онлайн-занятия, интересные и взрослым, и детям, — например, посмотрите вместе фильм.
  1. Экраны не должны отнимать время у сна, физической активности, чтения или семейного общения.

Что говорят и чувствуют родители

«Экранов в жизни стало больше»

Апрельское международное социологическое исследование, в котором приняли участие 1519 родителей, показало, что объем детского экранного времени заметно вырос.

В среднем дети участников опроса провели у экранов телевизоров, компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов более 5 часов в пятницу, предшествующую опросу.

По сравнению с обычной «докоронавирусной» пятницей этот показатель вырос на 38%. Больше всего среднее экранное время ожидаемо увеличилось у подростков — до 6,2 часа. Кстати, большинство родителей (58%) признали, что и сами стали проводить больше времени с компьютерами и смартфонами.

«У меня есть соблазн ослабить контроль»

Следовать рекомендациям специалистов нелегко даже в обычное время, не говоря уже о карантине. К тому же у нас нет серьезных научных данных, которые могли бы подтвердить реальный вред от экранов: результаты последних крупных исследований говорят только о «небольших связях между ежедневным использованием цифровых технологий и благополучием подростков».

И все же гаджеты вызывают у родителей обоснованное беспокойство, и прежде всего потому, что они слишком легко замещают собой другие «формы жизни». Почему-то у нас редко возникают вопросы о вреде длительных прогулок на свежем воздухе, работы по дому или чтения. Да и родительский опыт показывает: стоит ребенку на полчаса дольше посидеть за мультиками или игрой, как он становится более раздражительным и капризным. А подросток после нескольких часов, проведенных в соцсетях, не чувствует себя счастливее и вряд ли назовет это время продуктивным.

«Мои дети сидят в интернете, значит, я недостаточно хороший родитель»

В глубине души мы знаем: многие часы, которые ребенок провел с гаджетом, могли бы быть потрачены с большей пользой даже в условиях домашней изоляции. Возможно, именно в этом главная причина чувства вины, которое часто испытывают мамы и папы, позволяя детям больше экранного времени, чем обычно.

Что полезнее для развития: многопользовательская игра или чтение книги, серфинг в соцсетях или подвижные игры (пусть даже в четырех стенах), новое видео, снятое для TikTok, или эссе, написанное для школьного конкурса? Родители уверены, что знают правильный ответ, но не могут устоять перед детскими просьбами в стиле «Ну пожалуйста, еще чуть-чуть!»

Но есть и хорошие новости: многие школьники (конечно, не все) на карантине становятся более самостоятельными, проявляют инициативу, осваивают искусство планирования, начинают более ответственно относиться в своему времени.

На это изменение обратила внимание в ходе круглого стола «Дети в карантине» на ММСО-2020 профессор МГПУ, доктор педагогических наук Татьяна Ковалева. По ее мнению, есть некоторый тип способностей, который дети могут только сами у себя обнаружить. Попав сейчас в уникальную ситуацию, в неструктурированную среду, многие дети, возможно, впервые сами осознали, что им не хватает навыков самоорганизации, умения ставить себе задачи, брать на себя ответственность, — это то, о чем им всегда говорили взрослые, но сейчас они впервые почувствовали это сами, на своем опыте!

Что делать родителям, чтобы повлиять на поведение ребенка

В ситуации длительного стресса (например, нынешнего режима самоизоляции) организм — как взрослый, так и детский — постепенно переходит в «режим энергосбережения» и экономит ресурсы. В это время лучше сконцентрироваться на необходимом и важном. Для детей и подростков это прежде всего учеба и отношения с близкими и друзьями. А значит, и использование гаджетов лучше подчинить этим задачам.

Выработать режим использования цифровых устройств для всех членов семьи помогут рекомендации Фонда развития интернет.

Установите время пребывания в сети для всех членов семьи

Для этого сделайте с ребенком упражнение: нарисуйте на листе круг, разделите его на 24 части по количеству часов в сутках. Какая часть дня сейчас занята онлайном, а какая офлайн-занятиями? Вместе с ребенком определите баланс между ними. Определите время дня и зону в доме, которые будут свободны от гаджетов. Взрослым придется выработать правила цифровой гигиены и для себя самих, иначе никакие ограничения не будут работать.

Чередуйте время в интернете с офлайн-активностью

Если вы с маленьким ребенком не можете выйти на улицу, то подберите занятия, не связанные с гаджетами. Это могут быть чтение, головоломки, конструктор, зарядка, приготовление еды или обычная неструктурированная игра. Подумайте также, к каким домашним делам можно его приобщить, что полезного он мог бы освоить за это время. Переключаться нужно не только детям, но и всем членам семьи.

Используйте инструменты управления временем

Самый простой из них — отдельный таймер для каждой онлайн-задачи. Он помогает сохранять концентрацию и не отвлекаться, например, во время выполнения домашних заданий. В зависимости от возраста ребенка можно выбирать разные отрезки времени: для подростков это 20–25 минут, а для младших школьников и дошкольников достаточно 10–15 минут, после чего можно заняться чему-нибудь другим, но уже в офлайне.

Обсуждайте с ребенком то, что он делает в Сети

Время от времени спрашивайте, какие чувства он испытывает во время серфинга. Попросите показать, что ему нравится — любимые каналы на Youtube, аккаунты в соцсетях. Обсудите, что его там привлекает и почему. Так вы будете в курсе его увлечений и сможете найти больше общих тем для разговора. Главное — удержаться от критических и обесценивающих комментариев.

Направляйте его цифровую активность

То, чем ребенок занят у экрана, гораздо важнее того, сколько времени он перед ним проводит. Предлагайте ребенку развивающие онлайн-ресурсы, отвечающие его интересам.

Проводите вместе время в офлайне

Например, выделите вечером время для приготовления семейного ужина, рассказывания историй, игр, доверительных разговоров или даже пикника на балконе. Обсудите то интересное, что вы узнали за день, в том числе и из онлайн-источников. Пусть трудности карантина вас сближают, а не отдаляют друг от друга.

  

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях