Зная об особенностях своего ребенка-левши, родители смогут лучше понять и развить его таланты и способности
Левши отличаются от большинства людей не только привычкой чаще пользоваться левой рукой, но и способом восприятия и взаимодействия с окружающим миром. Родителям придется с самого начала учитывать особенности своего ребенка и стараться сделать неудобный для него мир правшей более комфортным.
Каждый пятый школьник — левша
До недавнего времени праворукие люди составляли около 90% популяции, в то время как леворукие — до 8%, а амбидекстры (люди, которые одинаково хорошо пользуются обеими руками) — около 2%. Однако в последние десятилетия в Европе количество леворуких выросло в 3–4 раза. Сейчас в России примерно у 20% (4,6 млн) детей школьного возраста именно левая рука является ведущей, то есть каждый пятый школьник — левша.
Несмотря на такой высокий показатель, еще совсем недавно леворукость считали недостатком и даже дефектом, который любыми способами необходимо было исправить. Впрочем, общество относилось к левшам неоднозначно во все времена. Древние греки считали их особой кастой, приближенной к богам, а в средневековой Европе, наоборот, левшей сжигали на кострах как посланников дьявола.
В советское время детей-левшей переучивали родители, воспитатели и учителя, заставляя пользоваться ложкой, а затем и писать правой рукой. Такое «перевоспитание» доставляло много проблем и ребенку, и взрослым. Действительно, леворуким людям всегда было не очень комфортно в праворуком мире. Весь мир ориентирован на праворуких людей, начиная от ножниц и дверных ручек и заканчивая расположением элементов управления в автомобиле.
Однако в последние годы стало формироваться более цивилизованное отношение к отличиям, появилось стремление не «переделывать» леворукого ребенка, а понять, как сделать для него привычные действия более комфортными и эффективными. Во всех странах Европы появились специальные ручки, ножницы, точилки и другие предметы для леворуких школьников, инструменты для леворуких парикмахеров, хирургов и представителей любых других специальностей. Отказ от единого стандарта в обучении и учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка приводят к тому, что число людей с ведущей левой рукой растет.
Новый взгляд на леворукость
Сегодня отношение к необычным людям поменялось: левши не хуже и не лучше правшей, они просто другие. Современные ученые полагают, что ведущая левая рука (а также глаз, ухо, нога) не считается признаком физического или психологического неблагополучия.
Левши существовали на протяжении всей истории человечества, а это значит, что леворукость не является «эволюционной слабостью», как полагали многие исследователи прошлого. Это не патология, а индивидуальный вариант нормы.
Известно несколько механизмов возникновения леворукости. В процессе развития мозга чаще всего левое полушарие постепенно становится доминирующим. Именно в нем представлены основные речевые центры, и именно оно иннервирует работу правой половины тела человека, в том числе и правой руки. Однако бывает и так, что структура и функции мозга развиваются несколько иначе, и таким людям удобнее работать левой рукой. Обычно эта особенность передается генетически, и тогда можно говорить о леворукости как об индивидуальном варианте нормы. Примерно половина российских школьников-левшей сегодня — дети с наследственной леворукостью.
Но также существуют случаи приобретенной формы леворукости вследствие нарушения работы определенных участков мозга, которое могло произойти на разных этапах его развития — как до, так и после рождения. Возникновению этих нарушений способствует изменение экологической обстановки и ухудшение состояния здоровья в целом.
Еще один вариант приобретенной формы леворукости — следствие травм правой руки. Если ребенок получил травму в раннем или дошкольном возрасте, а процесс реабилитации занимает много времени, он начинает вынужденно использовать левую руку, а затем привыкает к этому. Переучить его потом бывает крайне сложно, хотя с точки зрения мозговой организации он остается правшой.
Какой бы ни была причина леворукости ребенка, переучивание после того, как он уже освоил письмо левой рукой, не проходит без последствий. Задумываться о «смене руки» можно только в том случае, если ребенка уже переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Во всех остальных ситуациях переучивание принесет больше вреда, чем пользы.
Именно поэтому всем леворуким детям, а также тем, кто еще не определился с ведущей рукой, задолго до начала учебы в школе важно пройти комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Леворукие дети представляют собой очень неоднородную группу, поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.
Родителям нужно стараться создать благоприятные условия своим леворуким детям, которым и так сложно существовать в «праворуком» социуме, и никогда не выражать отрицательного отношения к леворукости. Следует четко донести до ребенка мысль, что леворукость — это не изъян, а индивидуальная особенность. Важно хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способности. Нельзя на основании леворукости предъявлять к нему завышенные требования и противопоставлять другим детям.
Чем левши отличаются от правшей
Наблюдение за жизнью левшей показало, что доминирование у человека одной из рук связано с определенными физиологическими и неврологическими особенностями развития. Исследователи смогли выделить некоторые уникальные когнитивные и психологические способности левшей.
Иначе принимают решения
Выполняя привычные действия, люди подсознательно и интуитивно выбирают более комфортную для них сторону — сторону рабочей руки. Исследование, проведенное в Стэнфордском университете (США), показало, что левши и правши могут интуитивно отдавать предпочтение своей доминирующей стороне. В ходе исследования участники просматривали две колонки иллюстраций, и их просили оценить, какая из них кажется им более счастливой, честной, умной и привлекательной. Левши интуитивно выбирали иллюстрации в левой колонке, а правши, как правило, выбирали изображения из правой части.
Эксперты предполагают, что выбор человека между «хорошим» и «плохим» частично зависит от того, какую руку он чаще использует. Доминирующей рукой люди действуют легко и свободно, поэтому бессознательно связывают хорошие предметы и понятия именно с ней. Левши интуитивно считают, что хорошие вещи находятся слева, а плохие — справа, даже если язык и культура транслируют им прямо противоположное.
Легче побеждают в некоторых видах спорта
Исследования показали, что левши имеют реальное преимущество в интерактивных видах спорта — таких как бокс, фехтование, теннис или баскетбол. Однако это правило не распространяется на другие спортивные дисциплины — такие, например, как гимнастика или плавание.
Возможно, так происходит потому, что при взаимодействии с другими игроками или соперниками левши одерживают верх из-за своей ускоренной реакции. Другое их преимущество — в неожиданности: например, боксеру-правше будет трудно приспособиться к «неправильному» противнику, у которого и стойка другая, и удары он наносит с непривычной стороны.
Более склонны к творчеству
Многие исследования указывают на связь между леворукостью и творческими способностями. Однозначных доказательств этого утверждения ученые пока не нашли, но все же некоторые выводы из наблюдений сделать вполне возможно. У левшей чаще встречается дивергентное мышление (способность думать о многих решениях одной проблемы), а это качество служит когнитивным признаком креативности. Однако важно отметить, что исследования показывают только корреляцию между этими явлениями, но не причинно-следственную связь.
Если посмотреть на процент левшей среди известных людей творческих профессий, то некоторая закономерность все же станет заметной. Левшами были Моцарт, Бетховен, Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Лев Толстой, Чарли Чаплин и многие другие выдающиеся представители культуры и искусства.
Как организовать рабочее место для левши
Леворукому ребенку нужно создать определенные условия не только дома, но и в школе. При этом необходимо учитывать его повышенную эмоциональность и впечатлительность, а значит, взрослым нужно быть с ним особенно чуткими и доброжелательными.
В классе за партой ребенок-левша должен сидеть слева, чтобы не сталкиваться при письме с соседом локтями. Как правило, у левшей доминирует не только левая рука, но ведущими являются и левый глаз, и левое ухо, поэтому такому ребенку следует находиться как можно левее от источника информации. Свет должен падать справа, тетрадь располагаться с наклоном вправо, а правый нижний угол страницы нужно направлять к середине груди.
Домой стоит приобрести специальный стол для левшей или стандартный стол без анатомических выемок. Расположение вещей на столе должно быть зеркально противоположно распорядку вещей для правши. Держать ручку важно правильно, однако писать стоит без наклона, чтобы не загораживать себе рабочую строку.
Сейчас для левшей существуют даже специальные канцелярские принадлежности: точилки с обратным направлением вращения, ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки и карандаши с углублениями под пальцы левой руки.
Важно помнить, что леворукость ребенка не определяет, каким он вырастет и чем будет заниматься в жизни. Поэтому не стоит строить особые планы на будущее в отношении маленького левши. Однако если родители будут обращать внимание на особенности своего ребенка, который чаще пользуется левой рукой, на его привычки и способ мышления, они помогут ему в полной мере раскрыть свой потенциал.
Наш консультант: Александра Герасимова — научный сотрудник лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Фото: Коллекция/iStock