background picturebackground picture

Ребенок-левша: преимущество или недостаток?

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Особые дети

13086

В чем особенность левшей

Завтра, 13 августа, отмечается Международный день левши. Это неофициальный праздник людей, которые предпочтительно пользуются левой рукой. Кто такие левши, как с ними себя вести и стоит ли их переучивать, как родителям определить, леворукий ли у них ребенок, — обо всем этом рассказывает старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства ФГБОУ ВО МГППУ, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ Екатерина Клопотова.

Кто такие левши?

Традиционно левшой называют человека, у которого активность левой руки преобладает над правой, соответственно, в процессе использования он отдает ей предпочтение.

Левши составляют 5–15% населения планеты Земля. В нашей стране по разным данным их насчитывается порядка 15–18 миллионов человек. Есть мнение, что увеличиваться это число стало после 1985 года. До этого времени детей упорно переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой, использовать столовый прибор и заниматься спортом, используя правую руку. Большинство старшего поколения левшей испытали это на себе.

Многие российские знаменитости в своих интервью неоднократно рассказывали о подобной проблеме. Так, актер Виктор Сухоруков вспоминал, что учительница, пытаясь заставить писать его правой рукой, даже била линейкой по кистям. На съемочной площадке Максима Аверина некоторые режиссеры заставляли в кадре быть правшой. Но это выглядело неестественно, и они понимали бесполезность этого занятия. А вот певице и актрисе Елке (Елизавете Иванцив) повезло. В начальной школе она показала характер и отказалась писать правой рукой. Ее мудрая мама нашла медицинскую литературу, где были рекомендации не переучивать левшей, и показала эти советы директору. Так Елка стала единственной левшой в школе, которую оставили в покое.

Причины рождения левшей

Сегодня можно сказать, что к этому существует генетическая предрасположенность. Как правило, если ребенок левша, значит, и кто-то из родителей или бабушек (дедушек) тоже левша. Но это не обязательно. Подтвержденных факторов леворукости выделяют три:

  • генетический;
  • травматический;
  • фактор среды (подражание, вынужденность, переученность и др.).

В литературе приводят данные, что у праворуких родителей рождаются порядка 2% детей-левшей, если один родитель праворук — 17%, у двух левшей — 46%.

Ученые, занимающиеся вопросами левшей и правшей, публикуют интересные факты. Например, на наскальных рисунках, стенах пещер и египетских пирамид изображены люди, которые делают что-то правой рукой. Орудия труда и изделия древних оружейников эпохи палеолита тоже предназначались для использования их правой рукой. Однако есть и другие работы, которые доказывают, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети.

Кстати, наблюдения за новорожденными детьми показывают, что чаще всего они хватают всё левой рукой. Интересен и факт, что правши могут что-то выполнять и левой рукой.

Сравнение правши и левши

На счет преимущества левшей всегда существовало много мифов. Самым распространенным является тот, что левши более успешны в творческих видах деятельности, более эмоциональны и чувствительны. Но никаких достоверных данных о творческом превосходстве левшей над правшами на сегодняшний день нет. Конечно, левши отличаются некоторыми особенностями. Написать «Алису в Зазеркалье» и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, возможно, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому придет в голову.

О преимуществах левшей совершенно точно можно говорить в парных или командных видах спорта. Леворукий противник — нетипичный противник, его действия и движения более сложно предсказуемы для правшей, которых большинство. Это дает ему несомненное преимущество.

Стремление сравнить левшей и правшей обусловлено обыденным представлением о разном функционировании полушарий головного мозга и доминировании у правшей левого полушария, а у левшей правого. На сегодняшний день уже доказано, что работа головного мозга гораздо более сложно и тонко организована и такого рода разграничение необоснованно.

На основании проведенных исследований сегодня можно говорить о том, что дети-левши достаточно часто начинают говорить позже своих сверстников, у них чаще бывают сложности с развитием моторики, в начальной школе чтение и письмо им даются с большим трудом, у них достаточно много логопедических проблем.

Но также существуют данные о том, что многие левши, имевшие проблемы с успеваемостью в начальной школе, позже становились даже более успешными, чем их сверстники. Связано это с тем, что ребенку-левше для обучения приходится прикладывать больше усилий, чем правше: учитель все действия показывает для правшей, все прописи сделаны под правшей, даже косая вертикальная линейка в тетрадях — для правшей, левшу она сбивает. Леворукий ребенок вынужден трудиться больше своих сверстников. У него вырабатываются способы освоения материала, которых нет у других детей, и он ими в дальнейшем успешно пользуется всю жизнь, имея некоторое преимущество перед правшами.

Есть много примеров, когда левша с незаурядным талантом после переучивания его работать правой рукой терял все эти способности. Но если вернуть его к своей природе, то к человеку возвращалось и дарование.

Рекомендации родителям

В воспитании ребенка-левши необходимо придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • не заостряйте его внимание на том, что он левша;
  • приучайте ребенка пользоваться обеими руками, это можно сделать с помощью развлечений с мячом, лепки, игры на музыкальных инструментах;
  • правильно обустройте рабочий уголок ребенка — свет должен падать справа; в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой, чтобы ему не мешала правая рука соседа;
  • учитывайте, что левша мыслит образно, во время подготовки ребенка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия;
  • во время чтения предложите ребенку воспользоваться закладкой, линейкой или просто листком бумаги: левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку;
  • предупреждайте всех специалистов, работающих с малышом, — воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе;
  • следите, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка;
  • помните о медлительности в обучении левшей чтению и письму — не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой;
  • будьте лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Главное, что надо понимать родителям и объяснять ребенку: левша — это не патология!

Переучивать или нет?

Родителям, которые стоят перед таким выбором, необходимо понять, что ведущая рука (если это не следствие какой-то травмы) закладывается еще при рождении и обусловлена функционированием головного мозга.

Если вы принимаете решение переучить ребенка, необходимо понимать, что вы вмешиваетесь в работу головного мозга. Ярким примером является часовой механизм, где все шестеренки связаны между собой и обеспечивают синхронную работу. Если одну шестеренку попробовать провернуть в обратном направлении, работа всего механизма разладится. Так и с левшой. Если у малыша ведущая рука левая и, выполняя действия правой рукой, он делает это медленнее и менее успешно, нужно понимать, что его организм (весь организм!) успешно функционирует, когда действия совершаются левой рукой.

Переучивая ребенка, мы нарушаем работу головного мозга. Последствия этого, как правило, достаточно неприятные. В первую очередь это может затормозить нормальный процесс развития. Огромные ресурсы ребенка будут потрачены на адаптацию к ситуации, которая противоречит логике его развития. Основные нарушения, которые появляются у переученных левшей, связаны с нарушениями развития когнитивных процессов, нарушением речи, моторики и нервной системы. В когнитивной сфере нарушаются процессы обработки и запоминания информации. В развитии речи появляются логопедические проблемы. Появляются более устойчивые и выраженные трудности, по сравнению с «обычными» левшами, в ориентации в пространстве и на листе бумаги. Переучивание практически всегда влечет за собой нервные тики и заикание.

Как определить, что ваш ребенок левша?

Как правило, к 5 годам большинство детей уже определяются с ведущей рукой. Просто наблюдая за ребенком, взаимодействуя с ним, родители в большинстве случаев видят, какой рукой он совершает действия чаще и успешнее.

Есть группа детей, которые одинаково успешно пользуются обеими руками, — так называемые амбидекстры. Родителям таких детей советуют в процессе взаимодействия ориентировать ребенка на правую руку, но, если ему удобнее левой, не настаивать.

С 1 года до 1,5 лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

В пятилетнем возрасте можно провести проверку с помощью различных тестов, которых немало в интернете. Приведем один из них.

Ребенок выполняет, взрослый фиксирует результат.

  1. Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой — П.
  2. Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл левый глаз, пишем на листе бумаги букву П, если правый — Л.
  3. Скрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука, пишем на листе букву П, если левая — Л.
  4. При аплодисментах леворукие дети обычно бьют левой рукой о правую (пишем Л), если наоборот правой по левой руке, пишем П.

Если вы записали на листе ПППП, то ребенок на 100% праворукий, если ЛЛЛЛ, то, соответственно, он на 100% леворукий.

Если в ответе присутствуют обе буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий головного мозга.

Знаменитые левши

Ребенку необходимо приводить примеры известных леворуких личностей, которые добились мирового признания. Это гениальные Александр Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, Лев Толстой, Аристотель.

Музыканты и композиторы: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Фредерик Шопен, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев.

Художники-левши: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Рубенс, Пикассо.

«Леворукими» учеными были Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов, супруги Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри.

Известно, что левшами были Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна д'Арк, Наполеон Бонапарт, Бенджамин Франклин, Фидель Кастро, Уинстон Черчилль и др.

Страстью легендарного актера Чарли Чаплина была игра на скрипке. Чтобы наслаждаться любимым занятием, звездному левше приходилось перетягивать струны на инструменте в обратном порядке. «Наоборот» держит гитару и знаменитый «битл» Пол Маккартни.

Немало левшей и среди спортсменов, взять хотя бы Пеле, Олега Блохина. Знаменитый аргентинский футболист Диего Марадона за свою спортивную карьеру забил более трехсот голов, но всего три из них — правой ногой.

А теннисистка Мария Шарапова — случай уникальный. Она не левша, а амбидекстр, одинаково эффективно действующая как правой, так и левой рукой.

Если подобные примеры приводить своему ребенку, особенно подбирая истории из области его интересов, это даст ему дополнительную мотивацию.

Поделиться в соцсетях