background picturebackground picture

Ребенок и горевание: как справиться с трудной ситуацией

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

537

Облегчаем страдания при потере близких

Трагические события, смерть родных переживаются нелегко всеми членами семьи и старшими, и младшими. Но взять на себя ответственность за печальные переживания и помочь ребенку — задача взрослых. О том, как это сделать правильно, рассказывает психолог сектора экстренного реагирования и психологического консультирования Отдела экстренной психологической помощи ФКЦ МГППУ Виктория Радченко.

Самое важное

Ребенок может пройти через все, если только ему говорят правду и позволяют поделиться с любящими его близкими естественными чувствами, которые люди испытывают, страдая.

Мы часто лишаем детей шанса начать схватку с их потерей и их представлениями о смерти из-за наших собственных внутренних запретов — поскольку нам трудно понимать и принимать смерть, мы убеждаем себя, что смерть недоступна детскому пониманию.

С одной стороны, мы отрицаем то, что дети — это чувствующие и потенциально страдающие человеческие существа, и вместо этого воображаем себе, что они недостаточно развиты, чтобы переживать настоящее горе.

С другой стороны, мы боимся той глубины, с которой дети могут страдать от потери, и мы хотим пощадить или защитить их от страданий.

Кроме того, вокруг ситуаций с потерей близкого человека существует очень много мифов. Они опасны тем, что могут усугубить страдания. Попытаемся их развенчать.

Нужно как можно дольше скрывать факт смерти или гибели близкого, так как это сильно травмирует ребенка

На самом деле: чем дольше молчание взрослых, тем интенсивнее травмирующий опыт для ребенка.

Важно честно и откровенно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, сообщить о смерти близкого.

Будет лучше оградить ребенка от информации о смерти, от участия в похоронах

На самом деле: «высылка» детей из семьи и из ситуации горя или игнорирование их переживаний показывает неуважение к их чувствам и отрицает их право на печаль.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя частью чего-то большого. Это ему помогает. Гораздо тяжелее переживается изгнание: «Меня кинули, меня оставили одного, меня исключили, это я виноват». А если ребенок будет вместе с семьей, то у него появится надежда: «Мне грустно, но я знаю, что мне могут помочь».

Не стоит плакать при ребенке, так как это сильно его травмирует

На самом деле: опыт показывает, что ребенок чувствует себя лучше, когда родители пытаются описать свои чувства. Тогда ребенку легче понять реакции своих родителей, легче показать свои чувства и мысли.

Детские реакции на смерть отражают не только их собственное горе и тоску, но также и реакции родителей.

У родителей, переживающих горе, остается меньше сил на своих детей. Они легко становятся нетерпеливыми и сердитыми, когда дети требуют их внимания, и пытаются скрыть свои реакции, чтобы защитить ребенка.

Если говорить «мягкими» словами, то можно уменьшить болезненные переживания

На самом деле: важно использовать слова, которые отражают реальность, — «умер», «погиб».

Не бойтесь слов «умер» или «мертвый». Например, вы можете сказать: «Случилось что-то очень, очень печальное. Папа умер. Его больше не будет с нами, потому что его больше нет в живых. Мы его очень, очень любили, и мы знаем, что он тоже любил нас. Мы будем по нему очень, очень скучать».

Избегайте эвфемизмов, обозначающих смерть, таких как «мы его потеряли», «он ушел от нас», «ушел в иной мир». Эти выражения питают страхи ребенка: он боится, что его покинут.

Никогда не говорите, что близкий человек «уснул». Ребенок станет бояться засыпать.

Часто дети спрашивают, что означает «умер»? Объясните это простыми, честными словами: «Его тело больше не живет. Он больше не может ходить, дышать, есть, спать, разговаривать, слышать и чувствовать».

Вот как может выглядеть рисунок переживающего ребенка.

Достаточно поговорить о потере один раз и больше не затрагивать эту тему

На самом деле: важно говорить об умершем, о чувствах в связи с произошедшим в тот момент, когда у ребенка есть желание это обсудить.

Также важно спрашивать о погибшем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются.

Дети ничего не понимают: «Ну что он там может переживать, он еще маленький!»

На самом деле: дети достаточно развиты, чтобы испытывать сложные эмоции; часто переживания детей не замечаются или обесцениваются взрослыми.

Многие взрослые также считают, что не следует ни им самим, ни их детям афишировать свои чувства и рассказывать о своих переживаниях кому бы то ни было.

Взрослые боятся, что в таком случае у детей появятся болезненные переживания, будто дети бесчувственны. Выражение самых разных эмоций вовсе не вредно для ребенка, переживающего горе. Действуя таким способом, ребенок лучше выявляет свое внутреннее состояние.

Обозначайте словом, особенно с маленькими детьми, чувства, которые они испытывают, например: «Тебе грустно», «Тебе страшно», «Ты печалишься» и т. п.

Ребенок ведет себя как ни в чем не бывало: играет, занимается своими хобби, это значит, что он не горюет

На самом деле: каждый выражает горе по-разному.

Иногда может создаваться впечатление, что ребенок равнодушен, и это нормально. Привычный образ жизни может помогать ребенку справиться со сложными эмоциями.

Дети быстро забывают

На самом деле: фактически к этому высказыванию взрослые склонны прибегать, когда боятся встретиться с детьми, потерявшими близких, и поддержать их.

Переживая утрату, пребывая в проблемах, взрослые часто говорят, что они должны помочь детям забыть то, что случилось в прошлом.

Но в реальности детский опыт переживания горя практически в точности повторяет переживание горя взрослыми.

Спустя один-два месяца жизнь станет прежней, этого времени достаточно

На самом деле: не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям в течение года. Ребенок спал один и в темноте, а теперь требует включить свет и постелить ему с родителями.

Создайте для него безопасную среду, позаботьтесь, чтобы ребенок знал, куда вы уходите и когда вы вернетесь. Если вы уходите на несколько часов, время от времени звоните, чтобы сообщить, что с вами все в порядке.

Снизьте уровень требований к ребенку — требуйте от него простых вещей.

Будьте терпеливы, если в поведении ребенка наблюдаются не свойственные возрасту проявления (он грызет ногти, сосет палец и т. п.).

Вообще, существуют разные признаки того, что ребенок переживает. Одни из них находятся в пределах нормы, другие могут вызывать опасения. Признаки бывают как внешними — заметными, так и внутренними — скрытыми.

Нормальные признаки переживаний

Заметные
  • Агрессивное поведение по отношению к сверстникам
  • Сложности с концентрацией внимания
  • Снижение успеваемости
  • Срывы уроков
Скрытые
  • Тревога из-за неизвестности
  • Злость на взрослых
  • Ощущение одиночества
  • Ощущение покинутости
  • Ощущение ненужности
  • Состояние неопределенности

В любом случае родителям важно помнить, что переживание горя будет. Не бывает так, чтобы ребенок не пропускал произошедшее через себя, через свой внутренний мир. И задача взрослых — прежде всего, позаботиться о себе, привести свои мысли и чувства в подрядок, для того чтобы иметь все возможности помочь ребенку.

Горевание — это естественный процесс медленного изменения картины мира.

В процессе проживания горя происходит разрушение старой картины мира, в которой был умерший человек, и становление новой картины мира — без умершего человека.

Фазы горевания

Процесс горевания делится на разные фазы, продолжительность которых зависит от индивидуальных особенностей человека.

Первая фаза

Отрицание, изоляция, протест. Ребенок отвергает и сопротивляется идее смерти и потере.

Вторая фаза

Гнев. Дети в отличие от взрослых могут более открыто выражать гнев после утраты.

Третья фаза

Фаза сделки. Дети пытаются изменить реальность (например, обещают хорошо себя вести всегда).

Четвертая фаза

Депрессия. Гнев детей может обращаться на самих себя. Ночные кошмары, потеря веса, аппетита.

Пятая фаза

Фаза адаптации. Принятие потери, окончательное прощание.

Помимо личных психологических особенностей, на проявления горевания влияет и возраст ребенка.

Фазы не обязательно следуют одна за другой. На практике это может выглядеть вот так.

Возрастные особенности восприятия смерти

До 3 лет дети понятие о смерти не понимают и не воспринимают.

От 3 до 6 лет
  • Восприятие смерти как сновидения или путешествия, из которого можно проснуться или вернуться.
  • Постоянство смерти не осознается.
  • Ребенок не в состоянии понять значения слов «смерть», «навсегда» или «никогда больше не вернется».
  • Объясняют мир, учитывая мнения и действия окружающих их взрослых.

Помощь: взрослый постепенно выстраивает надежную эмоциональную связь с ребенком, сохраняет знакомый и понятный для ребенка режим дня.

От 7 до 9 лет
  • Часто задумываются о смерти, потому что они начинают понимать, что смерть неизбежна и окончательна.
  • Способность играть «как ни в чем не бывало» после утраты близкого, так как для детей игра — это доступный им способ справиться со своими эмоциями.
  • Тема смерти может проявляться в играх, рисунках.
  • Чувство вины: «Я плохо себя вел, поэтому папа погиб», «Я буду вести себя хуже, и меня накажут за мою вину».

Помощь: важно не изолировать ребенка, физический контакт с самыми близкими и участие в семейных обрядах являются утешением для ребенка.

От 10 до 12 лет
  • Возникает более реалистичное понятие о смерти как о неминуемом биологическом процессе.
  • Важно давать детям точную и подробную информацию о смерти и разрешать им задавать вопросы.

Помощь: важно создавать атмосферу, в которой ребенок захочет поделиться воспоминаниями об умершем.

От 13 до 18 лет
  • Реакции горя у подростков похожи на реакции и взрослых, и детей.
  • При сильном стрессе их реакции могут быть больше похожи на детские, при этом так же, как и взрослые, подростки ищут смысл в происходящем.
  • Могут быть больше заняты своим поведением или одеждой, чем переживанием потери, отрицая утрату и вызывая смущение или раздражение окружающих.
  • Часто подростки могут искать помощи не в семье, а у сверстников.

Помощь: важно включать подростков в дела и обсуждения, касающиеся смерти, и предлагать помощь, и лучше, когда это звучит как вопрос, а не как принуждение: «Мне важно тебе помочь. Как я могу это сделать?»

Когда обращаться за помощью

Иногда справиться с трудной ситуацией не получается. Если в поведении ребенка становятся заметными следующие проявления, лучше обратиться за помощью к психологу.

  1. Ребенок горько плачет в течение долгого времени.
  2. У него случаются частые и продолжительные приступы гнева.
  3. Происходят резкие изменения в поведении.
  4. Заметно снижаются школьные успехи и оценки.
  5. Ребенок надолго замыкается в себе.
  6. Он теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые прежде любил.
  7. Ребенку снятся кошмары и нарушается сон.
  8. Появляются частые жалобы на головные боли и другие недомогания.
  9. Ребенок резко худеет, перестает есть, появляются нарушения пищевого поведения.
  10. Ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни.
  11. Видит будущее в мрачном свете или вообще не проявляет интереса к этой теме.

Полезные приемы

Совместная деятельность и контакт со взрослым способны в значительной степени облегчить страдания ребенка. Что можно предпринять?

Книга памяти

Родные могут совместно вести книгу памяти погибшего члена семьи. Эта книга может включать историю семьи и семейных событий, фотографии, напоминающие об умершем, стихи и рисунки разных членов семьи, включая детей: «Личные вещи», «То, что мы делали вместе», «То, чему он (она) научил(а) меня», «Он (она) в моей личности и наше физическое сходство».

Это занятие может помочь вспоминать и в конце концов начать оплакивать более реальный образ умершего человека.

Кроме того, дети могут снова и снова возвращаться к этой книге и интегрировать утрату в меняющуюся жизнь растущего человека.

Письмо

Неоконченные дела, события, о которых никогда не говорили, — это могло бы быть описано в письме к погибшему. В этом упражнении ребенок может выразить переживания, которые, будучи зафиксированными на бумаге, проясняют мысли, делают их более легкими для понимания.

Дети помладше, возможно, выразят желание, чтобы взрослые помогли им написать письмо, или, вероятно, обратятся к рисованию. Упражнение индивидуально, в нем проявляется связь с ушедшим человеком. Следует обсудить планы детей: что они хотели бы сделать с письмом впоследствии. Кто-то предпочтет зарыть его в землю, кто-то — сжечь и развеять пепел по воздуху или бросить в воду.

Детская система поддержки

В этом упражнении дети представляют самих себя в виде круга в центре листа, затем рисуются возле круга «Я» окружности, где были бы изображены люди, значимые для этого ребенка. Следует спрашивать: «Кто может поговорить с тобой, когда ты будешь нуждаться в поддержке?», «Кто необходим тебе?»

Часто дети даже не догадываются, что есть рядом с ними те, кто действительно может помочь и утешить их. Упражнение проясняет ребенку подобную ситуацию. Он видит, что он вовсе не одинок.

Вебинар Виктории Радченко можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях