background picturebackground picture

Реабилитация ребенка после кохлеарной имплантации

Особые дети

357

Что нужно знать родителям детей с нарушенным слухом (беседа четвертая)

Ежегодно 3 марта во многих странах мира отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха, инициатором которого выступила в 2007 году Всемирная организация здравоохранения. Даже самое небольшое снижение слуха отрицательно сказывается на развитии ребенка и, прежде всего, на формировании речи. О том, как важно вовремя обнаружить проблему и как с ней справиться, рассказывают специалисты ФГБНУ «ИКП РАО» — сурдопедагог, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха кандидат педагогических наук Наталия Шматко и сурдопедагог, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Мария Маркович.

С первых дней

Проблемы со слухом важно выявлять с самого раннего возраста. В настоящее время первое обследование слуха должно быть проведено, в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения РФ, еще в роддоме — универсальный аудиологический скрининг новорожденных. Согласно рекомендациям, в роддомах должно проводиться обследование слуха всех новорожденных, а также выявление детей с факторами риска по тугоухости и глухоте.

В роддоме всем новорожденным на 3–4-е сутки жизни проводится регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ). Это обследование, которое безвредно для ребенка, занимает от 5 до 10 минут и позволяет выявить подозрение даже на небольшое снижение слуха — с 25–30 дБ.

Процедура обследования проста. Ребенку в ушко вводится специальный электроакустический зонд, на который надет индивидуальный ушной вкладыш. Зонд оснащен миниатюрным телефоном и высокочувствительным микрофоном и соединен со специальным прибором для регистрации ЗВОАЭ. Младенец должен быть неподвижным и спокойным. Желательно, чтобы во время процедуры он спал, а в комнате было тихо.

На экране прибора высвечивается результат обследования: «прошел» тест — при отсутствии подозрений, «не прошел» тест — при подозрении на снижение слуха, в этом случае еще в роддоме обследование будет проведено повторно.

В выписке из роддома при подозрении на снижение слуха должны быть отмечены результаты аудиологического скрининга: малыш не прошел тест при регистрации отоакустической эмиссии, имеет факторы риска по тугоухости и глухоте. Эти данные сообщают матери и объясняют ей необходимость углубленного обследования слуховой функции малыша в специализированном медицинском учреждении — центре реабилитации слуха по месту жительства.

Кому показано углубленное обследование

В обследовании слуховой функции в центре реабилитации слуха нуждаются младенцы:

  • которые не прошли скрининг по отоакустической эмиссии в роддомах;
  • имеют факторы риска развития тугоухости и глухоты даже в том случае, если ребенок в роддоме успешно прошел аудиологический скрининг;
  • по состоянию здоровья или другим причинам не были обследованы в роддомах;
  • родились вне роддомов.

Своевременность выявления нарушения слуха или снятия подозрения на него напрямую зависит от действий семьи, от того, насколько быстро родители обратятся за углубленным аудиологическим обследованием.

Не следует мучить себя сомнениями, искать виноватых. Ведь подозрение на снижение слуха может и не подтвердиться. Наличие же факторов риска по тугоухости и глухоте не означает обязательного нарушения слуха, но оно требует повышенного внимания к становлению и развитию слуховой функции ребенка, а также особой настороженности к применению антибиотиков, назначаемых во время болезни.

Если проблема существует

Ранее мы начали говорить о первоначальном этапе психолого-педагогической реабилитации ребенка после проведения ему кохлеарной имплантации (далее — КИ), подключения и настройки речевого процессора. Этот период очень ответственный и важный, потому что именно сейчас родители под руководством опытного сурдопедагога могут помочь ребенку с КИ не только научиться пользоваться обретенными слуховыми возможностями, но и по-новому выстроить его взаимодействие с ранее неизведанным звучащим и говорящим миром, сделать его для малыша интересным и значимым.

Если первоначальный период реабилитации будет пройден успешно, ребенок с КИ сможет максимально полно и эффективно использовать свои слуховые возможности, начнет понимать речь, говорить и общаться с другими людьми.

В наших предыдущих публикациях мы рассказали о том, каким образом после проведения ребенку КИ близкие могут наладить эмоциональное взаимодействие с ним, вызвать интерес к разнообразным звучаниям, активизировать голосовые реакции малыша. Обсудили, как научить ребенка прислушиваться к звукам окружающего мира и адекватно реагировать на услышанное, тем самым формируя у него естественное слуховое поведение — так, как оно в естественных условиях развивается у нормально слышащего ребенка первого года жизни.

Сегодня мы поговорим еще об одном, очень важном направлении педагогической работы в первоначальный период реабилитации — о формировании у ребенка с КИ понимания речи.

Родители, как правило, очень ждут момента, когда их ребенок сможет не только реагировать на услышанные звучания, но и понимать обращенную к нему речь. Без понимания малышом речи продолжение по-настоящему интересного взаимодействия со взрослым становится невозможным.

Формированию понимания речи у ребенка с КИ способствует развитие эмоционального взаимодействия малыша с близкими взрослыми, появление у него устойчивого интереса к различным звукам. Поэтому крайне важно отдавать себе отчет в том, насколько ценным и значимым является каждое, даже самое маленькое, казалось бы, незаметное достижение в слухоречевом развитии малыша с КИ.

Каждое проведенное занятие, грамотно организованная игра, проявленная ребенком эмоция в ответ на ваше к нему обращение — это уверенный шаг вперед на пути к главной цели, воплощению в жизнь заветной мечты — к пониманию малышом устной речи и формированию у него собственной речи.

Следует продолжать развивать эмоциональный диалог с малышом с КИ, всеми возможными способами побуждать его к проявлению инициативы во взаимодействии с близкими взрослыми. В этот момент в общении с ребенком нужно не только использовать яркие эмоции, но и речь. Важно принимать и поощрять каждую адекватную ответную реакцию малыша. При этом все неречевые реакции и действия ребенка должны быть «оречевлены», проговорены взрослым.

Понимание звучащей речи у малыша с КИ формируется, как и у слышащего ребенка, в ходе естественного общения с ним — в быту, в играх. Родители под руководством сурдопедагога создают игровые ситуации, обязательно доступные и интересные ребенку. К примеру, взрослый кладет перед малышом юлу и предлагает: «Покрути юлу». Или перед ребенком находятся машинка и игрушечный мишка, взрослый говорит: «Покатай мишку». Подобным образом можно обыгрывать действия с самыми разными, привлекательными для ребенка игрушками и предметами. Важно поддерживать интерес ребенка, чтобы он с удовольствием выполнял эти несложные игровые действия.

Речевые инструкции взрослого постепенно будут усложняться: от простых фраз («Брось мячик», «Покорми Лялю», «Дай зайку», «Закрой глазки», «Принеси машинку» и т. д.) до все более сложных («Покажи у мишки носик», «Положи куклу в кроватку спать», «Убери зайку в большую красную коробку», «Иди на кухню, возьми яблоко с блюда и принеси мне» и т. д.).

Правила поведения для взрослого

1. Развивать понимание ребенком речи следует в каждодневных естественно складывающихся бытовых ситуациях (неожиданное падение предмета, приход гостя, заинтересовавшее ребенка событие и т. д.), в ходе выполнения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, прогулка и т. п.), в совместной деятельности с ребенком (конструирование, рисование, лепка, различные игры). Взрослый при этом должен общаться с ребенком не отдельными словами, а соответствующей возрасту и интересам малыша фразовой речью.

2. Необходимо внимательно отслеживать каждую реакцию ребенка на обращенную к нему речь. Если малыш не понял или недопонял высказывание взрослого, фразу следует повторить, по возможности упростить, использовать звукоподражания и естественные жесты и не забывать проявлять яркие, соответствующие ситуации эмоции. Например, предлагая ребенку поиграть с игрушечной собачкой, взрослый протягивает ему тарелку и ложку и говорит: «Покорми собачку». Если ребенок не понял просьбу, взрослый упрощает фразу: «Покорми ав-ав. Ав-ав ам-ам», используя соответствующие естественные жесты. Когда ребенок правильно выполняет предложенное игровое действие, взрослый еще раз проговаривает: «Собачка ест. Ав-ав ам-ам. Вкусно!», сам «кормит» игрушку и снова предлагает ребенку «покормить» собачку.

3. Со временем малыш научается по просьбе взрослого находить различные предметы, с удовольствием указывает на них в ответ на вопросы: «Где окно?», «Где диван?», «Где мячик?», «Где собачка?» и т. д. Он понимает и с готовностью выполняет требования и поручения взрослого в знакомых ситуациях, например: «Надень шапку», «Принеси чашку», «Пойдем гулять», «Вымой руки», «Будем рисовать» и т. д.

4. Постепенно речь взрослых, обращенная к ребенку, становится все более сложной, а игровые ситуации расширяются. При этом поощряется использование малышом естественных жестов и движений собственного тела (подобно тому, как в аналогичной ситуации использовал бы их слышащий ребенок). Так, взрослый может попросить ребенка изобразить, как едет машина, летит самолет, тикают часы, прыгает зайчик и т. д., обязательно сопровождая каждое действие малыша соответствующим речевым комментарием.

Подтверждением того, что вы все делаете правильно и у ребенка формируется понимание обращенной к нему речи, становится выполнение малышом адекватных действий в ответ на данные вами словесные просьбы и поручения.

Поделиться в соцсетях