Как создать ребенку комфортные условия для освоения нового и чем с ним можно заниматься дома
Стимулом для развития маленького ребенка может стать совместное творчество, «разговор» с щенком из книжки или помощь по дому. О том, как помогать малышу осваивать новое, как приучать к книге и почему не стоит перегружать его занятиями, рассказывает психолог Российской государственной детской библиотеки Надежда Потмальникова.
Дать свободу и не торопить
Мы стремимся с ранних лет дать детям как можно больше знаний и навыков. Спешить не стоит: информация, которую получает ребенок, должна ложиться на подготовленную почву. Тогда она будет в связке со знаниями, полученными раньше.
Важно, чтобы ребенок успел переварить информацию до того, как поступит новая. Когда жизнь маленького ребенка перегружена (с утра в планетарий, в обед в музей, вечером в гости), он просто не успевает переработать огромное количество новых впечатлений и знаний.
Малыш по-настоящему готов воспринимать новое, только если его дни проходят неспешно, если он предвкушает те или иные события. Подготовить его можно так: «Завтра после завтрака мы соберемся, выйдем из дома и поедем на автобусе в музей, а там увидим скелет динозавра, представляешь?»
Если ребенок полон впечатлений, нельзя «вырывать» его из них и резко переключать на новое занятие. Обсудите с ним увиденное и услышанное. В Вальдорфской системе воспитания новые впечатления сравнивают со вдохом, а обсуждение и возможность их «переварить» — с выдохом. Ребенку важно рассказать о своих ощущениях маме или папе, выразить пережитое в игре или в творчестве.
Иногда «выдох» может предшествовать «вдоху». Книги могут подготовить ребенка к восприятию новых впечатлений, нового опыта. Например, перед походом в цирк можно почитать ребенку детские книги о нем, чтобы дать общее представление.
Жаль тех детей, которым взрослые пытаются дать побольше информации или впечатлений, но не думают о том, как они укладываются у ребенка в голове. Вначале у таких детей горят глаза, но в какой-то момент наступает пресыщение, и больше они уже ничего не хотят. Наступает отторжение нового, их трудно чем-то удивить. Родителям, чтобы поддерживать интерес ребенка, приходится постоянно «повышать планку», обеспечивая ему новые впечатления.
В жизни малыша и так много неожиданных моментов, которые для нас, взрослых, порой незаметны. Например, приход нового человека в гости — это целое событие, и к нему ребенка тоже лучше подготовить, рассказать, кто придет и зачем.
Жизнь 2–3-летнего ребенка должна быть неспешной, предсказуемой и упорядоченной. Он должен знать, что у него есть свое безопасное пространство — комната или кроватка; свое неструктурированное время (ежедневные прогулки, время для свободной игры, когда есть возможность подумать самому себе занятие), ритуалы (дневной сон и игры с папой, пришедшим с работы).
Помощь по дому, игры, рисование и книги
Многие бытовые ситуации — прекрасная база для развития ребенка. Предложите малышу одеться самому — это позволит ему познакомиться поближе с пуговицами, застежками-липучками и молниями, что полезно для мелкой моторики. Ребенок может помогать взрослым мыть посуду, раскладывать столовые приборы к ужину, развешивать белье.
Совместное чтение — неиссякаемый источник новых знаний и впечатлений. Бывает, конечно, что родители жалуются: он (она) не слушает то, что я читаю, ему (ей) неинтересно. У таких родителей, как правило, очень трепетное отношение к книге: они не дают ее в руки ребенку. Но ведь для него книга — это в первую очередь предмет, с которым можно играть. Вначале дети рассматривают картинки, потом слушают урывками, запоминают знакомые слова и фразы, проникаются ритмом. А уже затем, «освоив» рассказанную в книге историю и полюбив ее, дети просят читать им эту книгу по множеству раз.
Старайтесь, чтобы книжные истории были близки к реальности ребенка. Ему гораздо интереснее слушать про мячик, упавший в реку, чем про космические путешествия Незнайки: в таких историях маленькому ребенку слишком многое еще непонятно.
Свои впечатления дошкольники обрабатывают в играх, песнях, рисунках. Малышам вообще нужно много рисовать — так они выражают свою фантазию. Но нередко, давая маленькому ребенку раскраску, взрослые твердят: «Не заходи за края!» Для них это показатель развития моторных навыков. Но это становится важно ближе к школе, для 5–6-леток. А для малышей до 3 лет главное — свобода творчества. Если ребенок хочет сделать головной убор Красной Шапочки зеленым или придать ему другую форму — почему бы не отнестись к его желанию с уважением?
Учимся общаться по картинкам
В дошкольном детстве ребенку важно научиться общаться. Речь не о коммуникабельности во взрослом понимании, не об умении завязывать контакты. Задача в другом: осознать ценность общения с другим человеком, развить не только умение выражать себя, но и желание слышать собеседника, эмпатию.
Ситуацию общения можно разыграть и с героями книги. Например, рассматривая иллюстрацию, на которой изображена собака, мы можем сказать ей: «Привет! Вижу, ты виляешь хвостом, у тебя хорошее настроение!»
Так же можно поступать, когда мы рисуем вместе с ребенком. Например, нарисовали птичку, спросили ее: «Ты голодна, хочешь зернышек поклевать?» — и нарисовали точки-зернышки. Детская фантазия вполне позволяет «войти в контакт» даже с нарисованными персонажами. Так мы показываем ребенку пример заботы о других.
Как выбрать хорошие занятия
Многие родители с раннего возраста отдают детей на групповые развивающие занятия, где тех учат английскому языку, музыке или рисованию. Такие занятия полезны уже потому, что в группе малыш должен считаться с интересами окружающих. Он уже не центр мира, как это часто бывает в семье. Пока преподаватель раздает краски или кисточки, ему нужно ждать своей очереди и вырабатывать выдержку, договариваться со сверстниками.
Однако занятия занятиям рознь. Например, вызывает подозрение, когда родителей просят ждать их окончания за дверью. Во-первых, детей до 3 лет еще рано оставлять наедине с незнакомыми людьми, в новой обстановке. Во-вторых, присутствуя на занятиях, родители видят, что делает ребенок, нравится ли ему здесь, могут оценить квалификацию и подход педагога.
Настораживает, когда на занятиях для самых маленьких вместо осязаемых предметов используются экраны гаджетов. Что такого нужно обязательно показывать 2–3-летнему ребенку на экране, чего нельзя показать наглядно? Если мы рассказываем о медведях, можно дать в руки игрушечного плюшевого мишку или показать рисунок в книге. Да и сами занятия с гаджетами тренируют лишь ограниченный круг навыков.
Например, чтобы раскрасить рисунок на планшете, достаточно ткнуть пальцем два раза: один раз на палитру и второй — на контуры фигурки, и она тут же «заливается» нужным цветом. Если то же самое делать карандашом на бумаге, то нужно контролировать нажим, а еще здесь нет кнопки «отмена». Словом, работа с осязаемыми предметами требует большей самоотдачи и имеет больший развивающий эффект.
Выбирая занятия для ребенка, полезно понимать, какого результата мы в итоге хотим добиться. Хотим, чтобы он больше общался со сверстниками и научился работать в команде? А может, мы хотим, чтобы признавал авторитет не только членов семьи, но и педагогов? Или для нас важно научить его следовать правилам, видеть образ действий, отличающийся от того, который принят в семье?
Есть непоседливые дети, которым трудно усидеть на месте. Не стоит пытаться усадить такого ребенка за дело, требующее концентрации и усидчивости. Максимум, чего добьются взрослые, — конфликта на пустом месте. Лучше попробовать снова через полгода-год. Главное — помнить, что для маленького ребенка весь мир — развивающая среда. А те или иные занятия — лишь один из форматов, помогающих ему осваивать новое.
Источник:
Лекция психолога отдела творческого развития читателей Российской государственной детской библиотеки Надежды Потмальниковой «Развивающие занятия для детей: как выбирать, чтобы не навредить»
Фото: Коллекция/iStock