background picturebackground picture

Развиваем фонетическую речь первоклассника

Дошкольники

Школьники

117

Как услышать окружающий мир и для чего это нужно

Что такое фонетические знания? Какие фонетические успехи должен иметь ребенок в первом классе? Что делать родителям, чтобы помочь дошкольнику, а потом и школьнику научиться разбираться в звуках и буквах? На вопросы отвечает учитель начальных классов высшей квалификационной категории Светлана Нечепаева.

В начале  звук

Слова первоклассника «мне надо сделать фонетический разбор» часто пугают не только детей, но и родителей. Хотя по своей сути фонетическая структура языка — это естественное состояние человека. Мир вокруг наполнен звуками, которые издают все и всё.

Услышать эти звуки, уметь их различать — первое подготовительное действие к тому, чтобы начать разбираться в фонетической структуре родного языка.

Знаменитый советский психолог Даниил Эльконин о важности фонетических знаний говорил, что, если ребенок будет хорошо разбираться в звуковой структуре родного языка, это позволит ему стать грамотным человеком. Не только разбираться в звуках и буквах, которые составляют любое слово, когда мы его воспринимаем на слух, но и в дальнейшем поможет ребенку освоить грамматические и орфографические навыки родного языка. То есть фонетические знания и умения — одни из самых основных для будущего первоклассника.

К сожалению, на такую фонетическую отработку знаний в первом классе отводится не очень много времени. Не всегда уделяется должное внимание тому звучанию, которое ребенок должен усвоить, потому что в самые первые дни у школьника очень много разных задач, связанных с периодом адаптации. И когда первоклассник приходит домой, родителям не до разбирательств с тем, что делалось на уроке именно по учебной части.

Взрослых, как правило, интересуют отношения ребенка с другими детьми и учителем и то, как прошел день. Но как раз в первые дни в классе идет обучение фонетическим знаниям, и, если оно упущено, в дальнейшем ребенку будет очень сложно понять работу с лентой букв, которая расположена над доской.

Ребенку будет трудно осознать, зачем ему фонетический разбор, для чего раскрашивать в разные цвета структуру слова. Такое непонимание — для чего я это делаю и зачем — создает у ребенка ощущение отторжения, и поэтому ему очень сложно разобраться в этой непростой сфере языка.

Между тем важность данного вопроса велика, потому что ребенку, который не слышит звуков речи, в дальнейшем будет сложно и читать, и писать.

Показателем готовности к обучению чтению и письму является четкое произнесение ребенком каждого отдельного звука.

Чему должен научиться ребенок перед школой

  • Четко произносить звуки речи.
  • Выделять звук из произнесенного слова. Например, называть в слове «мама» первый звук [м] или последний [а]. Это будет означать, что ребенок четко слышит, в какой части слова находится звук.
  • Различать гласные и согласные звуки. При этом не обязательно называть их гласными и согласными. Достаточно отличать звуки, которые мы протягиваем, поем, и произносить звуки, которые протянуть невозможно. Это будет уже строй языка, и ребенок в результате познакомится с так называемой градацией: одни звуки — такие, а другие — такие. Углубляться сильно в теорию о разделении звуков на гласные и согласные, а согласных, в свою очередь, на твердые, мягкие, звонкие и глухие, не нужно. Важно просто называть все звуки, которые ребенок слышит.
  • Если вы все-таки решились учить ребенка чтению, то начинать следует со звуков речи, а затем переходить к буквам, чтобы у ребенка не создалось в голове путаницы.

С чего начать

Начните с простого: если ребенок может воспроизводить звуки, которые его окружают, — это отлично. Называйте слова, которые ассоциативно могут помочь разделить эти звучащие звуки.

Неплохо заранее познакомить ребенка с тем, что в школе звуки будут обозначаться разными цветами. Красным — гласные, синим — твердые согласные, зеленым — мягкие согласные. Если ребенок этого не знает до школы, не страшно, хотя на сегодняшний день индустрия знакомства с подобными схемами начинается еще на этапе ранней подготовки к обучению.

Особое внимание уделите в начале первого класса или даже еще до поступления в школу тому, что звуки мы слышим, а буквы видим и пишем. Ребенку очень сложно заниматься аналитико-синтетической деятельностью. Анализ, синтез, классификация ему подвластны слабо, поэтому считалку «Звуки мы слышим, а буквы мы пишем» стоит выучить, как стихотворение, сначала просто наизусть. В будущем ребенок к этим сведениям подойдет осознанно и значки-буквы не будет путать со звуками, которые на письме будут заключаться в квадратные скобки.

Если не уделить должного внимания фонетике в первом классе (ребенок должен уметь отделять звуки друг от друга и видеть их в слове), то в дальнейшем пострадает орфография — ученик будет допускать большое количество ошибок на письме: смешение парных и звонких согласных звуков, неправильные обозначения мягкости согласных и др.

На ленте букв из букваря гласные верхнего ряда означают твердость согласных, а нижнего — мягкость согласных. От этого зависит написание слов. Когда у ребенка искаженное восприятие звуков, его ждет большое количество ошибок. Если же, начиная с букварного периода, с самого первого дня, ребенок произносил, слышал, разделял, подбирал нужные слова к тем звукам, на которые ориентировал его учитель и которые вы повторяли дома, проблем не возникнет.

Незнание фонетики может потянуть за собой ошибки в чтении. Например, пропуск рядом стоящих согласных (вместо «марка» — «мака», вместо «бочка» — «бока»). То есть, прочитывая, ребенок видит букву, воспринимает ее, но нечетко вычитывает.

Или, наоборот, ребенок может вставлять гласные между согласными (вместо «пасла» — «пасала», вместо «девочка» — «девочека»), и получаются нечетко вычитанные слова. Если не обратить на это внимание, то и на письме ребенок сделает то же самое. Поэтому читать важно обязательно вслух.

Старайтесь развивать одновременную работу зрительного и слухового восприятия. Назовите слово, попросите ребенка повторить и соотнести произнесенный звук с буквой.

Хорошо, если ребенок умеет проводить фонематический анализ, то есть расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, четко представлять себе его звуковую структуру. Тут имеют значение возрастные особенности.

В 4 года ребенок уже может дифференцировать все звуки, то есть у него уже может быть сформированное фонематическое восприятие. В 5–6 лет наступает высокий уровень развития фонематического восприятия. В 7–8 лет у ребенка происходит развитие фонематического анализа, то есть узнавание звука на фоне слова, выделение первого и последнего звуков из слова, определение последовательности количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.

Как понять, что проблема существует?

Ребенок не различает отдельные звуки, которые вы произносите или просите повторить, смешивает их, не может подобрать картинку под звук, путает слова. Подобные проблемы может решить логопед.

К сожалению, бывают и более сложные ситуации, нарушение органов артикуляционного аппарата, низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание. Но в каждом конкретном случае причину определит специалист.

Очень важно помнить о том, что в первом классе ребенку предстоит огромная фонетическая работа. Он должен научиться определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, проводить анализ количества гласных и согласных, понимать, на каком месте — в начале, в середине или в конце — стоит гласный или согласный звук, который интересует учителя, считать количество гласных и согласных в слове.

Это все не страшно, если ребенок слышит звуки. Нельзя смотреть на слово и называть звуки, надо закрыть глаза и звуки слушать. И если ребенок научен слушать, у него обязательно все получится.

Вебинар Светланы Нечепаевой можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях