Исследование психологов
Наверное, никого не удивляет, когда чья-то бабушка сетует: «Вот молодежь пошла! И то им не интересно, и это их не волнует! Никакого уважения к нашим ценностям!» Тургеневский Евгений Базаров с непреодолимой настойчивостью как огненный феникс возрождается в каждом молодом поколении. Несмотря на то, что вечное противостояние «отцов» и «детей», аксиома неприятия ими ценностей отдельного поколения, прочно закрепились в умах россиян как данность, исследовательская группа студентов МГППУ под руководством Екатерины Бойкиной, кандидата психологических наук, доцента кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, решила эмпирически проверить смелую гипотезу: представители разных поколений современных россиян имеют одинаковое представление о семейных ценностях.
Важная тема для всех поколений
С самого начала, рассказывает Екатерина Бойкина, исследовательскую группу ожидал приятный сюрприз, так сказать неожиданный положительный эффект. Как правило, при проведении исследования очень трудно заинтересовать респондентов: и тема может быть не интересна, да и время на это потратить надо. А тут, как только исследователи заявили о теме «Социопсихологические представления о семейных ценностях представителей разных поколений», от участников не было отбоя: необходимое количество было набрано буквально за пару дней. Это и представители молодежи, без детей и не в браке (17–24 года), и молодые взрослые в возрасте с 25 до 39 лет, и, конечно, группа семейных взрослых с детьми (40–65 лет). Как потом делились своим мнением участники исследования, «тема откликнулась в самом сердце, ведь это про нас, про нашу жизнь».
Стратегии семейного воспитания
Отвечая на гипотетические частые упреки старшего поколения о том, что более молодые россияне неправильно воспитаны (или неверно воспитывают своих детей), исследователи изучили при помощи психодиагностического инструментария представления трех поколений (молодежь — молодые взрослые — взрослые) предпочитаемые/одобряемые стратегии семейного воспитания. И в данном вопросе представители всех поколений россиян сошлись только в одном: индифферентный стиль воспитания, характеризующийся как полным попустительством в отношении своих обязанностей, так и практическим безразличием к детям, не приветствуется.
Как утверждают психологи, данные установки будущих и уже состоявшихся родителей внушают оптимизм, поскольку индифферентность родителя — это в итоге эмоционально отчужденный, тревожный, замкнутый ребенок, у которого нет доверия к миру.
Вполне прогнозируемым стал выбор молодежи до 25 лет, которые, представляя себя в роли будущих родителей, в подавляющем большинстве видят себя либеральными мамами и папами. Кстати, такой выбор вполне соотносится с характеристиками поколения «айдженеров», которые ценят партнерские и доверительные отношения с родителями, не признают понятие «авторитет», признают за ребенком право голоса наравне с другими членами семьи и открыты к саморазвитию.
Парадоксально, но молодые люди постарше, уже «вкусившие» прелести родительства, и представители старшего поколения более вариативны в своих стратегиях, придерживаются более разнообразных подходов (авторитарный, авторитетный, либеральный). Таким образом, опровергается бытующее мнение о том, что «рожденные в СССР» — сплошь и рядом авторитарные, диктующие свои условия детям и требующие непрекословного подчинения родители.
Так что в вопросе определения ведущего стиля воспитания, как это ни странно, но консервативными (без множественного выбора) оказалась… юная молодежь.
Понятие «крепкая семья»
Отвечая на вопрос интервью «Что для вас означает понятие „крепкая семья“», исследователи выделили ряд ассоциаций, которые составляли так называемое ядро понятия (самые часто называемые характеристики) и периферию (редко встречающиеся описания). И в данном вопросе все три поколения были едины в своей оценке: крепкая семья — это любовь (не только между мужем и женой, но и к детям), понимание, поддержка.
Ученые подметили, что чем старше люди, тем больше «уточняющих» характеристик придается пониманию этого понятия. Так, молодые взрослые внесли фактор «полная семья», а взрослые от 40 до 65 лет добавили обобщающие категории «вместе, единство» (совместное преодоление трудностей, сохранение семейных традиций, общение всех членов в семье, единомыслие, общие ценности, планы, интересы и т. д.) и «длительность» (без развода, вместе в горести и радости).
Угрозы институту семьи
Результаты контент-анализа на исследовательские вопросы «Как вы считаете, находится ли сейчас „институт семьи“ в России под угрозой? Если да, то какие основные угрозы вы бы выделили?» показывают, что 35,56% респондентов в подгруппе самых молодых (до 25 лет) не признали наличие такой угрозы. Оставшаяся часть испытуемых среди наиболее значимых угроз назвала:
- падение престижа семейной жизни;
- тенденции к семье с одним родителем;
- экономические факторы (рост цен на продукты);
- влияние враждебной идеологии (обесценивание союза мужчины и женщины, пропаганда ЛГБТ (движение, запрещенное в Российской Федерации), чайлдфри (пропаганда чайлдфри запрещена в Российской Федерации);
- политическую обстановку;
- гедонизм.
17,39% молодых взрослых также не признают наличие угрозы институту семьи («Нет, базовые ценности остаются неизменными»). Среди основных угроз они называют:
- экономические факторы;
- фактор погруженности в виртуальную среду;
- политическую обстановку;
- упрощенное отношение к институту брака, непонимание его сакральных смыслов.
Среди представителей старшего поколения угрозы институту семьи не видят 20%; остальные 80% отметили:
- влияние вопроса деторождения (чайлдфри, поздние роды, один ребенок в семье, предпочтение карьеры);
- политическую обстановку;
- размытие понятия «семейные ценности»;
- экономические факторы;
- деградацию института семьи из-за внедрения виртуальной жизни в реальную.
Толерантность к новым потенциальным угрозам институту семьи
Продолжая тему угроз институту семьи, исследователи сформулировали еще один вопрос в адрес своих респондентов, выбрав наиболее актуальную проблематику: «Считаете ли вы квадробинг опасной тенденцией в воспитании детей? Обоснуйте свое мнение, пожалуйста». И вот в этом аспекте понимания общих семейных ценностей исследователи зафиксировали наиболее значимые различия. Так, представители юношества и молодежи в подавляющем большинстве (66,67%) не признали новый тренд «квадробинг» опасным («Нет, так как каждый вправе заниматься чем угодно, если это не приносит вреда окружающим»; «Мне непонятно это движение, но ничего плохого я в нем не вижу»; «Нет, это же просто детское увлечение»; «Нет, это просто модная игра, которую слишком „расфорсили“»).
8,7% молодых взрослых ответили, что вообще не в курсе, что такое квадробинг, а кто знает, те в 34,78% случаев не признают его в качестве угрозы («Нет, конечно. Пора прекращать акцентировать внимание на детских играх и заняться серьезными вещами»; «Не считаю. Это дети и их увлечения. Оглядываясь назад, в детстве мы также делали много вещей, которые порицались старшими поколениями»).
Среди старшего поколения до 60 лет о данном тренде не имеют понятия 26,67% («Не знаю, что это. Изъясняйтесь по-русски»). 8,7% респондентов угрозы не видят, а остальные 64,63% признали высокую степень опасности («Да. Считаю это психически нездоровым поведением»; «Да. Это деградация»; «Да, ни к чему хорошему это не приведет. Если раньше человек хотел быть ближе к природе — многие ходили в поход. И там, находясь в тишине, слушали пение птиц, рассматривали следы диких животных и т. д. Квадробинг — это деградация, притупление мозга, нет никакого развития»).
Так разные ли у «отцов» и «детей» семейные ценности?
Ученые из МГППУ, основываясь на комплексном анализе результатов данного исследования, пришли к заключению, что несмотря на различия в возрасте, наша молодежь и взрослые разделяют ключевые аспекты в области понимания семейных ценностей — налицо ряд общих признаков (любовь, поддержка, понимание).
Стоит отметить, что у взрослого поколения отмечены сильные тенденции в понимании неразрывности, нерушимости брака. У самых молодых участников исследования такие ценности не указывались. Видимо, данная ценность формируется в процессе брака. Возможно также, что на момент развития общества данная характеристика у молодежи к ценностям брака и семьи не причисляется.
Некоторую динамику различий в исследуемых представлениях можно наблюдать в оценках представителей разных поколений в отношении угроз институту семьи. Здесь можно говорить о некоторой закономерности: чем старше человек, тем более негативно он оценивает актуальное состояние семьи. Интерпретация данных результатов может быть неоднозначной, поскольку это может быть как влияние субъективного опыта семейной жизни, так и установок личности.
Наибольшие различия исследование обнаружило в блоке прогнозирования угроз: молодое поколение отрицает наличие проблематики (на примере феномена квадробинга), но отлично осведомлено о данном явлении. Взрослые негативно и аргументированно оценивают рассматриваемый феномен в качестве фактора риска воспитания, при этом часть данной подгруппы никогда о нем не слышали. Возможно, в данном случае можно говорить о недооценке более молодыми людьми различных рисков современности в области воспитания, семьи.
В части, касающейся оценки стратегий воспитания, результаты в принципе ожидаемы и скорее могут быть интерпретированы авторами как закономерный процесс развития представлений о роли родителя в семье. Стоит отметить, что в зону значимости не попала «инфантильная стратегия», что свидетельствует о разных, но активных позициях родительства, которые выбирают россияне.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.