Ответы на основные вопросы, касающиеся ПМПК
В нашей стране при Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии. Их часто сокращенно называют ПМПК. Зачем нужна такая комиссия, какие вопросы она не решает, кто может направить ребенка на ПМПК, какие для этого необходимы документы, как проходит обследование, какие специалисты его проводят — на эти и другие вопросы мы попросили ответить наших экспертов из Московского государственного психолого-педагогического университета — кандидатов педагогических наук, доцентов кафедры специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Александру Данилову и Елену Подвальную.
Зачем нужна такая комиссия?
Психолого-медико-педагогическая комиссия призвана дать рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка, у которого имеются особенности развития и поведения. Также эта комиссия может уточнить и изменить ранее выданные рекомендации.
ПМПК дает рекомендации по организации государственной итоговой аттестации (экзамены в 9-м и 11-м классах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов.
Консультации и обследования комиссия проводит бесплатно.
Какие вопросы не решает ПМПК?
Психолого-медико-педагогическая комиссия не принимает решения:
- о необходимости обучения на дому;
- об изменении (увеличении) сроков обучения и воспитания на уровне дошкольного образования;
- о необходимости повторного обучения (оставление ребенка на второй год обучения в том же классе);
- о зачислении ребенка в тот или иной детский сад или школу;
- об увеличении времени выполнения школьником контрольных работ;
- о сокращении учебного плана (например, исключение уроков иностранного языка, физики, химии и т. п.);
- об изменении расписания учебного дня (сокращение количества уроков в день);
- об отмене государственной итоговой аттестации.
А также ПМПК не устанавливает инвалидность.

Кто и когда может отправить ребенка на ПМПК?
Сотрудники детского сада или школы могут лишь рекомендовать пройти ребенку с особенностями в развитии и поведении обследование на ПМПК. Но только родитель (законный представитель) принимает решение об обращении в комиссию.
Своевременное обращение в комиссию и полученные во время ее работы рекомендации по организации обучения и воспитания ребенка могут существенно помочь ему в успешном освоении учебных программ, положительно повлиять на его психологическое состояние.
Адекватные условия обучения, программа, подобранная с учетом возможностей ребенка, предоставление необходимой помощи от специалистов (логопеда, дефектолога, психолога) предупреждают формирование у ребенка тревожности, нелюбви к школе, неуверенности в себе.
В комиссию можно обратиться за консультацией, которая поможет родителям в принятии решения о дальнейшем пути развития ребенка.
Все действия комиссии, результаты обследования, а также любая иная информация, связанная с обследованием ребенка, а также с предоставлением в комиссию документов (психолого-педагогических и медицинских), является конфиденциальной.
Какие документы нужны для прохождения обследования в ПМПК?
Для прохождения обследования в ПМПК нужны:
- заявление о проведении обследования в ПМПК родителя обследуемого ребенка;
- копия документа, удостоверяющего личность родителя;
- копия свидетельства о рождении (для лиц, не достигших 14 лет) или копия паспорта (для лиц, достигших 14 лет);
- медицинское заключение, в котором будет содержаться информация о состоянии здоровья ребенка (считается действительным для предоставления в комиссию в течение 6 месяцев после того, как было оформлено);
- копия документа, подтверждающего опеку или попечительство (для ребенка, который находится под опекой или на попечительстве);
- направление образовательной организации, медицинской организации или организации, которая осуществляет социальное обслуживание (при наличии);
- представление психолого-педагогического консилиума детского сада, школы (при наличии);
- копия ранее полученного заключения ПМПК (если ребенок проходил обследование в комиссии ранее).
Если у ребенка оформлена инвалидность и индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида, то предоставляются копии и этих документов.
С образцами ряда документов (заявление, представление психолого-педагогического консилиума, образец психолого-педагогической характеристики, образец медицинского заключения, образец заключения ПМПК и др.) родители ребенка могут ознакомиться заранее в спокойной домашней обстановке, найдя их на официальном сайте комиссии.
Хорошо, если родитель подготовит и представит членам комиссии выполненные ребенком самостоятельно рисунки, аппликации, рабочие тетради (по основным учебным предметам), копии контрольных работ, диагностических работ. Это поможет членам комиссии выявить сильные и слабые стороны освоения ребенком учебного материала, определить, в какой помощи нуждается обучающийся, какие оптимальные условия обучения и воспитания ему нужны.
При оценке развития речи ребенка может быть полезно показать логопеду видеофрагменты, на которых ребенок читает стихотворение, пересказывает сказку, сочиняет рассказ, беседует с родителями и др. Особенно это полезно в том случае, если ребенок испытывает трудности в установлении контакта с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке.
Какие специалисты входят в состав ПМПК?
В состав комиссии входят педагог-психолог, учителя-дефектологи (являются специалистами в вопросах обучения и воспитания, коррекции и развития детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, детей с расстройствами аутистического спектра), учитель-логопед, социальный педагог. В ряде субъектов Российской Федерации в состав ПМПК могут входить и врачи (например, педиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-психиатр и др.). Комиссию возглавляет руководитель, документация ведется секретарем.
Как проходит обследование?
Обследование может проходить:
- в помещении, где размещается сама комиссия;
- на дому (по месту проживания);
- в медицинской организации (по месту лечения);
- в детском саду или школе (по месту обучения).
В последнее время получил широкое распространение дистанционный формат обследования. Желание родителя о проведении обследования в дистанционном формате выражается с помощью заявления. Дистанционная форма обследования делает более доступной процедуру диагностики для маломобильных детей и подростков.
Процедура обследования ребенка может быть организована по-разному. В одном случае обследует один специалист, остальные члены комиссии наблюдают за процедурой диагностики, фиксируют результаты, делают выводы. В другом случае ребенка обследуют последовательно все члены комиссии.
Время обследования может быть разным, продолжительность обследования зависит от его задач, а также от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Родитель (или законный представитель) обязательно присутствует при обследовании ребенка.
Процедура обследования всегда проходит в доброжелательной спокойной атмосфере. Члены комиссии учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка, стремятся найти подход к нему, заинтересовать его заданиями, при необходимости поддержать. Специалисты никогда не будут оказывать давления на ребенка, заставлять его выполнять упражнения, задания. При необходимости будут использоваться доступные для ребенка средства коммуникации. Члены комиссии понимают то волнение, которое испытывают родители в процессе обследования их ребенка, они всегда готовы разъяснить непонятные моменты, дать устные рекомендации и советы. Зачастую родители получают психологическую помощь и поддержку, специалисты помогают родственникам в осознании важности создания для ребенка специальных образовательных условий, перевода на обучение по адаптированной образовательной программе.
Наблюдение за ребенком в процессе общения с членами комиссии, анализ документации, предоставленной родителями (образовательной организацией), результаты выполнения ребенком диагностических проб обсуждаются специалистами, и выносится общее решение, которое оформляется в виде заключения комиссии.
На заседании ПМПК родители ребенка имеют право высказать свое мнение относительно тех рекомендаций, которые дают члены комиссии.
Подробную информацию об организации деятельности ПМПК, о месте расположения комиссии, о графике работы, о необходимых документах, которые нужно подготовить заранее, родители ребенка могут найти на официальном сайте комиссии, действующей на территории проживания семьи.
Как подготовить ребенка к обследованию?
При подготовке к обследованию нужно разъяснить ребенку, что ему предстоит выполнить в ходе посещения комиссии. Полезно рассказать ребенку о том, что с ним будут беседовать. Важно будет слушать взрослого, который будет задавать вопросы, и стараться отвечать на них. Ребенка нужно предупредить, что его могут попросить выполнить какие-то задания (например, нарисовать что-то, написать, посчитать, прочитать).
Ни в коем случае не нужно «натаскивать» ребенка. Во-первых, нельзя предугадать, какие вопросы и задания ему могут предложить, во-вторых, процесс такой подготовки может ввести в заблуждение членов комиссии, сформировав у них неточную картину об уровне развития ребенка, об имеющихся у него проблемах и трудностях.
Как вести себя родителям во время обследования ребенка?
Нужно заранее рассчитать время, необходимое на дорогу до комиссии. Будет правильно, если родитель с ребенком приедет немного раньше назначенного времени. Важно, чтобы ребенок был здоров. Даже легкие проявления простуды, небольшое повышение температуры повлияют на ход обследования: ребенок не сможет продемонстрировать в полной мере свои знания и умения, показать свои возможности. Перед обследованием нужно убедиться, что ребенок не хочет пить, не хочет в туалет.
Убедитесь, что на комиссию был взят полный пакет документов.
Продумайте заранее свои запросы, а также те вопросы, которые вы, как родители, хотите решить при посещении комиссии. Их можно зафиксировать в блокноте и при необходимости обратиться к нему. В процессе обсуждения результатов обследования родитель может наиболее важные рекомендации записать. Если что-то непонятно, возникают дополнительные вопросы, их стоит задать специалистам. Не надо стесняться этого делать.
Во время обследования родителю не стоит отвлекать ребенка или пытаться ему подсказать, помочь. Всю необходимую помощь ребенку обязательно окажет специалист. В отдельных случаях член ПМПК может обратиться к родителю с той или иной просьбой (может попросить выполнить что-то вместе с ребенком; успокоить ребенка; разъяснить что-то ребенку и пр.).
В ходе процедуры не нужно делать замечания ребенку о его поведении, общении, способах выполнения предложенных заданий и результатов их выполнения. Не стоит излишне хвалить ребенка. Это можно и нужно будет сделать после завершения обследования.
Не комментируйте действия ребенка в процессе выполнения им задания, также не стоит пытаться их объяснить комиссии. В случае если члены комиссии будут нуждаться в разъяснении, они обратятся к вам сами. В то же время будьте готовы рассказать по запросу о ряде действий ребенка в домашних условиях или в условиях детского сада (школы) (например, как ребенок общается со взрослыми дома, как он общается со сверстниками; как выполняет домашнюю работу — сам или с вашей помощью, сколько времени она занимает; чем любит заниматься в свободное время и т. д.).
Во время обследования будьте спокойны, ведь ваша тревога может передаться ребенку.
После завершения обследования похвалите ребенка, скажите ему, что он вам дорог и вы его любите (независимо от результатов, которые он показал).

Что такое заключение ПМПК и для чего оно нужно?
В заключении ПМПК фиксируется рекомендованный вариант адаптированной образовательной программы и перечисляются основные специальные образовательные условия (оказание помощи ребенку специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, специальные технические устройства, специальные коррекционные курсы, при необходимости специальные учебники и др.).
Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер, только родитель принимает решение о необходимости представления его в детский сад, школу.
Если родитель передал в образовательную организацию заключение ПМПК, то детский сад или школа должны создать для ребенка специальные образовательные условия, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и успешному обучению и воспитанию. Для подростков, которые обращались на ПМПК для решения вопроса по организации сдачи ими государственной итоговой аттестации, будут созданы необходимые условия для ее успешного прохождения.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
