background picturebackground picture

Психологическая безопасность детей

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

560

Для чего она нужна и как ее обеспечить

Ощущение безопасности и защищенности — одна из базовых потребностей человека. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Волгоградского государственного социально-педагогического университета Наталья Зотова рассказывает о том, что делать родителям, чтобы удовлетворить эту потребность у своего ребенка.

Немного теории

Психологическая безопасность — это состояние защищенности личности, одно из главных условий, обеспечивающее ее жизнедеятельность и возможности развития в условиях взаимодействия с миром.

Жизнеспособность личности связана с проблемой психологической безопасности и проявляется в способности сохранять устойчивость в среде с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям.

Психологическая устойчивость представляет собой сложное качество личности, в котором объединены уравновешенность, соразмерность, стойкость, стабильность, сопротивляемость.

Психологическое благополучие напрямую влияет на жизнестойкость, от которой зависит реакция человека (и взрослого, и ребенка) на различные жизненные обстоятельства.

Что помогает в сложной ситуации

Жизнестойкость — это основание психологической безопасности личности в кризисных ситуациях. Она ответственна за успешность преодоления жизненных трудностей и включает в себя вовлеченность в процесс жизни, уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать.

За формирование жизнестойкости у ребенка несут ответственность родители. Дети перенимают манеру поведения взрослых, впитывают внутрисемейную атмосферу, следуют примеру мам и пап. Поэтому очень многое в поведении и состоянии ребенка зависит от стиля воспитания, настроя родителей, заложенных и усвоенных способов взаимодействия с миром. С учетом всего перечисленного ребенок выбирает определенную стратегию поведения в кризисной ситуации — адаптивную или неадаптивную.

Стратегии поведения

Адаптивные
  • Поведение человека адекватно кризисной ситуации и его личности.
  • Сопровождается долговременным позитивным эффектом.
  • Стратегия нацелена на поиск решения проблемы, направлена как на внутренний ответ, так и на внешние проблемы.
  • Действия предпринимаются своевременно и в целом направлены на взаимодействие с людьми.
  • Стратегия оказывает благоприятное влияние на здоровье — психическое и физическое.
  • Поведение в данном случае повышает устойчивость человека к стрессу.

Адаптивные стратегии выхода из кризиса способствуют купированию симптома нездорового реагирования на ту или иную ситуацию путем решения проблем по мере поступления, позволяют научиться адекватно реагировать на подобное в будущем.

Неадаптивные
  • Поведение не адекватно кризисной ситуации и личности человека.
  • Успокаивающий эффект непродолжителен, отдаленные последствия всегда отрицательны.
  • Стратегия ориентирована на саму реакцию человека, направлена на коррекцию эмоционального состояния в данное время, а не на внешние обстоятельства.
  • Поведение носит деструктивный и манипулятивный характер.
  • Стратегия поведения оказывает негативное влияние на психическое и физическое состояние, а также в целом на благополучие человека.
  • Поведение снижает устойчивость к стрессу.

Выбор стратегии поведения зависит от психологического здоровья личности, которое складывается из двух факторов: психологической безопасности и благополучия личности.

Как оценить степень психологической безопасности

Понять, как чувствует себя ребенок, ощущает ли он себя в безопасности, можно при помощи мультисистемного анализа факторов риска и защиты на разных уровнях жизни.

Индивидуальный уровень «Здоровье»
Факторы риска:
  • наличие заболеваний, передающихся по наследству, родовая травма, ОВЗ;
  • психические заболевания (при наличии диагноза соответствующего специалиста);
  • эмоциональная неустойчивость;
  • неправильное, нерегулярное, однообразное питание;
  • депрессия, страхи, проблемы со сном;
  • низкая физическая активность;
  • недостаточный запас слов, слабо развита речь, трудности в понимании прочитанного;
  • употребление ПАВ, курение.
Факторы защиты:
  • интеллектуальные способности в пределах возрастной нормы;
  • адекватная самооценка, идентичность;
  • уверенность в собственных силах (активное отношение к жизни, чувство ответственности, уверенность, что трудности преодолимы);
  • самоконтроль, эмпатия;
  • способность справляться с изменениями, поставить себя на место других;
  • разнообразное, регулярное питание;
  • соблюдение гигиенических правил;
  • структура ценностных ориентаций соответствует возрасту;
  • высокая познавательная активность, эрудиция.
Индивидуальный уровень «Поведение»
Факторы риска:
  • принятие норм асоциального поведения;
  • девиантное, делинквентное поведение;
  • протестные, неадекватные реакции;
  • агрессия по отношению к себе, окружающим, склонность к риску.
Факторы защиты:
  • самостоятельность в разных сферах жизни;
  • творческие способности;
  • наличие увлечений, хобби;
  • активность, энергичность, оптимизм;
  • хорошая социальная подготовленность (открытость, готовность к сотрудничеству, дружелюбная манера общения);
  • наличие позитивных жизненных ориентиров;
  • коммуникабельность, отзывчивость;
  • способность выполнять социальные требования в семье и школе;
  • знание норм поведения в различных ситуациях;
  • толерантность.
Уровень «Семья»
Факторы риска:
  • низкий социально-экономический уровень;
  • плохие условия проживания;
  • частая смена места жительства;
  • нестабильная семейная обстановка;
  • недружественные и неэффективные способы воспитания;
  • слабая или слишком жесткая система контроля в семье;
  • плохой присмотр, домашнее насилие;
  • противоречивое воспитание, гипо- или гиперопека;
  • злоупотребление родителями алкоголем;
  • кризис брака, частые конфликты.
Факторы защиты:
  • полная семья;
  • доверительные и открытые отношения хотя бы с одним из родителей;
  • забота со стороны взрослых;
  • теплые, стабильные и длительные отношения между родителями;
  • хорошие отношения с братьями и сестрами;
  • принятие родителями друзей ребенка, в том числе в дом;
  • крепкая связь ребенка и родителей;
  • единые жизненные взгляды и убеждения у членов семьи;
  • помощь другим, когда они в этом нуждаются;
  • четкие правила дома;
  • сосуществование ценностей, свойственных разным поколениям, сохранение и поддержание семейных традиций;
  • высокий уровень образования родителей.
Уровень «Окружение»
Факторы риска:
  • неблагоприятная социальная и экономическая среда;
  • нестабильность социума;
  • переезды с места на место;
  • нет поддержки со стороны соседей;
  • криминальная субкультура;
  • доступность ПАВ, социальная «близость» с потребителями ПАВ;
  • подросток является членом неформальной молодежной организации;
  • общение с девиантными, асоциальными приятелями;
  • трудности в установлении близких отношений;
  • отсутствие стремления к общению с социально адаптированными приятелями;
  • друзья ребенка намного старше его по возрасту.
Факторы защиты:
  • участие в общественных организациях;
  • развитая сеть социальных контактов;
  • четко выраженная реакция окружающих;
  • участие в общественной деятельности;
  • наличие друзей и других важных людей в жизни ребенка или подростка и принятие их родителями;
  • прочные связи с социально адаптированными приятелями;
  • наличие социально адаптированного лидера, авторитета.
Уровень «Школа»
Факторы риска:
  • прогулы, низкая успеваемость;
  • отсутствие у ребенка дружеских связей в школе;
  • плохой контакт между представителями школы и родителями;
  • прерванная учеба;
  • частая смена школ;
  • незаинтересованность в получении образования;
  • отрицательное отношение к подростку в школе;
  • конфликт с учителями;
  • конфликт со сверстниками.
Факторы защиты:
  • старание, способность концентрироваться;
  • нацеленность на учебу, направленность на получение образования;
  • ребенок пользуется популярностью, имеет друзей в школе;
  • комфортная ситуация в школе, контакты с друзьями и взрослыми, помощь при необходимости;
  • признание таланта, способностей;
  • посещение школы, хорошая успеваемость;
  • есть возможность изучать окружающий мир, оказывается помощь в развитии новых интересов, досуга;
  • участие в школьном самоуправлении;
  • хорошие отношения с учителями;
  • наличие связи между семьей и школой.

Анализ факторов вполне возможно провести самостоятельно. Проанализируйте жизнь вашего ребенка, отметьте все факторы риска и защиты и посмотрите, каких больше, а каких меньше. Так определится направление работы по коррекции ситуации.

Многое зависит от возраста

Дети разного возраста выбирают разные типы реагирования на трудную ситуацию. В связи с этим родителям стоит подобрать адекватную тактику помощи.

Дошкольный возраст
Симптомы:
  • Беспомощность и пассивность.
  • Тревожная привязанность (отказывается остаться один).
  • Поведенческая регрессия (энурез, лепетание).
  • Расстройства сна.
  • Соматические жалобы.
  • Повторяющиеся проигрывания случившегося.
Помощь:
  • Обеспечить отдых, комфорт, хорошее питание, возможность играть, рисовать.
  • Оказывать постоянную заботу и уход.
  • Не ругать, перетерпеть эти временные явления.
  • Поощрять рассказы о том, что снится, посидеть с ребенком перед сном.
  • Помочь снять мышечное напряжение, восстановить дыхание, идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения.
  • Помочь в вербализации чувств и жалоб, того, что беспокоит ребенка. Дать возможность проговорить травматические события.
Младший школьный возраст
Симптомы:
  • Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями.
  • Пересказы и проигрывание события.
  • Забота о своей безопасности, безопасности других.
Помощь:
  • Помочь в выражении воспоминаний, тревог, беспокойств.
  • Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны.
  • Помочь поделиться беспокойством, тревогами, успокоить реалистической информацией.
Подростковый возраст
Симптомы:
  • Стыд, вина.
  • Тревожное осмысление своих страхов, эмоциональных реакций, страх казаться ненормальным.
  • Посттравматические срывы (злоупотребление алкоголем, ПАВ, конфликтное поведение).
  • Резкие изменения в межличностных отношениях.
Помощь:
  • Побуждение к обсуждению события, связанных с ним чувств.
  • Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх — это признак взрослости.
  • Поощрение понимания и поддержки в среде сверстников.
  • Помощь в понимании того, что такое поведение — это попытка блокировать свои реакции.
  • Помощь в осознании реакций, расширение представлений о формах совладающего поведения.
  • Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей.

Памятка для родителей

В кризисной ситуации у детей могут наблюдаться различные реакции.

Физические

Возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли, необычные жалобы, обострение хронических заболеваний.

Поведенческие

Изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).

Трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется). Снижение академической успеваемости.

Когнитивные и личностные

Изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей — физиологических (вода, питание) — в безопасности, защите, удар по чувствам доверия, открытости, безопасности, сужение перспективы будущего, ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым. Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло.

Действия взрослых
  1. Одна из самых важных задач — справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева.
  2. Вторая задача — поддержка, восстановление чувства безопасности и доверия. Нужно помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания.
  3. Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда важно просто быть рядом.
  4. Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас ребенок чувствует совсем другое.
  5. Дать ребенку понять, что вы всерьез относитесь к его переживаниям.
  6. Создать атмосферу безопасности и доверия (обнимайте ребенка чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх, помогайте реализовать планы).
  7. Помочь ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).
  8. При необходимости обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту, неврологу).

Куда обратиться за помощью

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях