background picturebackground picture

Психическое развитие ребенка от 0 до 12 месяцев

Младенцы

1169

На становление психики влияют не только отношения с матерью

Психическое развитие и процесс индивидуализации происходят на протяжении всей человеческой жизни, но их основы закладываются в первый год после рождения. Более подробно о психике младенцев рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.

Опыт самых ранних отношений — важнейшая часть жизни человека, особенно его психологической составляющей. Благодаря исследованиям прошлого столетия и становлению самой психотерапии стало известно, что жизненные события могут стать позитивным опытом и послужить развитию личности — или стать своего рода стоп-краном, после которого прежняя скорость развития, а иногда и сам путь, меняются.

Законы развития психики

Можно привести в пример психоаналитический подход, в котором специалистами выделены закономерности развития психики человека. Примечательно то, что развитие и переработка опыта начинаются с самого рождения (или даже с внутриутробного периода). Развитие детской психологии, в частности аналитического направления, позволяет составить представление о том, как же это происходит.

Опираясь на исследования Маргарет Малер, Фреда Пайна и Анни Бергман, можно составить картину психического развития ребенка за первый год жизни по месяцам. Поскольку ими выделены стадии развития без распределения помесячно, мы использовали как практические примеры психологов из вышеприведенных исследований, так и труды детских аналитических психологов и опыт практической работы с детьми для более точной календарной разбивки развития психических функций человека в первый год его жизни.

Этапы психического развития

Поскольку маленький ребенок очень зависим от матери и отношения с ней для него будут (отчасти!) формировать отношение к себе и к миру, то необходимо рассматривать развитие психики малыша в контексте диады с матерью. Эти отношения важны, но индивидуальные особенности характера ребенка все же более значимы. Иначе можно было бы составить подробный план, что можно и чего нельзя делать с ребенком и к чему это приведет.

Но подобное невозможно — разные у детей не только время развития и созревания головного мозга, не только физический рост, но и психическое развитие. Поэтому предложенная ниже периодизация усреднена, и наступление стадий развития может несколько отличаться по времени у конкретного ребенка.

Кроме того, важно помнить, что стадии плавно перетекают одна в другую, развитие движется постепенно, и поэтому ниже оно представлено тезисно, с указанием новых открытий и достижений маленького человека за каждый месяц жизни.

Первый месяц

Первые недели после рождения ребенок выполняет важнейшую задачу — достижение гомеостатического равновесия в новой, воздушной среде. Ресурсы организма направлены на его переход в новые условия и приспособление к ним. Большую часть времени малыш проводит в сонном состоянии, реакция на внешние стимулы очень снижена.

Мать практически не воспринимается в известном нам смысле. При этом ею выполняется важнейшее дело — своей заботой, предупредительностью, угадыванием желаний малыша мать снимает избыточное напряжение (от голода, холода, влажности и тому подобное) и дает возможность снова погрузиться в сон, набирать силы. А ребенок находится в состоянии всемогущества, когда потребности удовлетворяются сами собой при одном желании и крике. Мама не выделена из общего фона непонятного мира.

Второй месяц

У малыша понемногу меняется восприятие матери. Ребенок начинает движение в сторону симбиотического слияния с ней. Мать выделяется из остальных объектов. Ребенок начинает постепенно понимать, что его желания удовлетворяет именно она, и потребность в ней — абсолютна.

Психика ребенка только формируется и пока опирается на психику матери. То есть нет различия между собой и матерью, внутренним и внешним, забота матери является продолжением мысли малыша о желании заботы. Неприятные болевые ощущения (в теле ребенка, в действиях его матери) проецируются на мир за пределами их диады. Поэтому мать не может быть плохой, какими бы ее действия ни были. Малыш вытеснит это вовне, и опасным станет мир.

Третий месяц

Ребенок узнает лицо матери, трогает его и получает огромное удовольствие от такого контакта. Увеличивается важность контакта глазами. Идет освоение своего тела, малыш в своем восприятии начинает отличать стимулы, идущие изнутри его организма и поступающие извне, более через тактильный контакт с кожей. Формируются телесные границы, а следствием этого будет начинающийся процесс понимания, что есть Я (ребенок), а есть остальной мир (уже не только мать, а еще разные другие объекты, пока не люди).

Четвертый месяц

Пик симбиотической фазы, полного и счастливого единения с мамой. Начинается телесная интегрированность; благодаря осваиванию тела меняется важность ощущений: с внутреннего мира организма и ощущений малыша на сенсорное восприятие внешнего мира через свое тело.

Ощущение первичного всемогущества претерпевает изменения: из тотального (поскольку в первые месяцы жизни образ собственного тела не сформирован) оно трансформируется, концентрируясь на теле, то есть всемогущество уже «сужается», чтобы к концу первого года жизни человека «разбиться» о реальность.

Пятый месяц

Малыш улыбается своей маме, демонстрируя особенную связь между ними. Удовольствие от этих отношений дарит чувство безопасности. Развивается внешнее сенсорное восприятие, что стимулирует внимание к объектам внешнего, за пределами диады «мать — дитя», мира. Малышу очень интересна игра в «ку-ку» как некая практика ухода и возвращения мамы в рамках безопасной близости и контакта.

Шестой месяц

Поскольку у малыша развивается память, то ребенок нуждается в матери еще и для избавления от «плохих» воспоминаний — например, если мама ушла, когда он в ней нуждался. Речь идет не об оставлении на долгое время, а о сиюминутном выполнении требований ребенка, которые он озвучивает на своем языке.

Также младенец меняет поведение и переходит от тесного контакта с мамой, когда он просто льнул к ней всем телом, к ее исследованию: он хватает мать за волосы, лицо, а кроме того, отстраняется от нее для исследования того, что происходит вокруг. Начинается дифференциация, выделение себя из симбиотического единства «мать — дитя». Еще малыш перенимает некоторые элементы маминого успокаивающего поведения, например, повторяющиеся действия или поглаживания для самоуспокоения.

Седьмой месяц

Пик исследования уже не только тела, но и одежды матери, возможно, кулона, сережек и так далее. Появляется переходный объект — некий предмет, мягкий, теплый и пахнущий мамой, взаимодействуя с которым ребенок успокаивается и легче переживает расставание с ней, а также помогающий переключению от материнской груди.

Этот период коррелируется с прикормом иными продуктами взамен единственного рациона ранее — молока. Все вместе вносит свою лепту в начинающийся процесс отделения от симбиотического слияния — сепарацию.

Восьмой — девятый месяцы

Малыш начинает проводить различия между мамой и другими людьми. Может появиться страх незнакомца, возможно как следствие ранних симбиотических отношений. Некоторые дети с удовольствием исследуют взаимодействие с чужими людьми, будто опираясь на внутреннюю безопасность. А другие дети могут заплакать даже от контакта глазами с незнакомым человеком. Также детишкам свойственная некая «перепроверка» мамы, когда они словно сравнивают лицо матери с другими людьми или со своим внутренним представлением о нем.

Десятый месяц

Малыш ползает, карабкается и готовится научиться ходить, познает мир, что тоже вносит сильный вклад в сепарацию. У ребенка раздвигаются границы доступного ему мира, и он может самостоятельно регулировать дистанцию между собой и мамой.

Малыш отползает, изучает что-то и возвращается к матери, словно подзаряжаясь от близости с ней. Если мама спокойно отпускает своего ребенка, находясь в контакте с ним по его потребности, возможно просто поддерживая этот контакт глазами, это способствует спокойному познаванию окружающей среды.

Одиннадцатый месяц

Активное ползание влечет за собой и ощущение всемогущества, и разочарование, когда интересующий объект находится за пределами досягаемости маленького человека. Тогда всемогущество ребенка неизбежно начинает рушиться о реальность. Всемогущей остается мать, которая может то, чего физически не способен сделать ребенок. Пока что он — центр мира, а мама — очень важный человек, который исполняет его желания.

Двенадцатый месяц

Ребенок начинает ходить, и новые возможности открытия и познания мира его словно окрыляют. Вкладывается много энергии в исследование мира через свое тело и новые возможности. Эти достижения служат сепарации ребенка как долгому процессу отделения от мамы. А помимо сепарации, происходит процесс индивидуации, который в дальнейшем будет идти всю жизнь человека и служить его полному осознанию своей уникальности. Но начало его закладывается именно в первый год жизни.

   

Фото: Unsplash

Поделиться в соцсетях