Не устранять, а держать под контролем
Причины повышенной тревожности в процессе обучения могут быть разными, но все они требуют внимания и чуткости в оказании поддержки сыну или дочери. Найти ответы на вопросы «Как понять, что учеба вызывает у ребенка повышенную тревожность?» и «Что делать в подобной ситуации?» помогает родителям психолог, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ Константин Уляшев.
Новый этап
Поступление в школу означает переход к новому образу жизни, в связи с чем происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребенка. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребенка меняется, ведущей деятельностью становится учебная.
Характерное для дошкольного возраста бурное реагирование на определенные ситуации еще сохраняется у младших школьников, в особенности у первоклассников. Они чувствительны и эмоционально отзывчивы к окружающему миру. Поступление в школу требует от ребенка усвоения новых правил, которые вызывают новые эмоциональные переживания. Напряжение усиливается, а новая социальная ситуация выступает для младшего школьника как стрессогенная.
В школе происходит стандартизация условий жизни, и некоторые индивидуальные особенности, такие как повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, непонимание норм и правил, которые учитывались взрослыми в дошкольном возрасте, становятся особенно заметными.
Больше всего беспокойство по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, так как тревожность является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, и посещение школы представляет для них принципиально новую форму организации жизни.
При поступлении в школу у младшего школьника происходит противоречие двух мотивов: «хочу», который исходит от самого ребенка, и «надо», который инициируется взрослыми. Ребенок становится подверженным мнению и оценкам окружающих, а осознание негативных замечаний влияет на его самочувствие и самооценку.
Младший школьник зависит не только от мнения родителей и учителей, но и от мнения сверстников, в связи с чем он начинает испытывать страх, что его сочтут трусом, смешным, обманщиком, слабовольным. Все это может быть источником появления тревожности.
Неопознанный страх
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Школьная тревожность — это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Волнение, повышенное беспокойство, отрицательная оценка со стороны педагога или сверстников, вызывающая чувство собственной неполноценности, трудно переносятся школьником, и он начинает испытывать боязнь, ранимость, мнительность и другие симптомы.
Причем, согласно исследованиям, тревожность испытывают дети разной успеваемости и разных возрастных групп, и, по оценкам психиатров, таких детей в младшей школе от 4 до 15%.
Состояние тревожности — это генерализованное ощущение неопределенной угрозы. Ожидание опасности сочетается с чувством неизвестности, в связи с чем ребенок не в состоянии объяснить, чего именно он опасается.
Как проявляется тревожность
Различают две формы тревожности: личностная — персональная характеристика индивида, который воспринимает различные ситуации как угрожающие и отвечает на них определенной реакцией, и ситуативная — состояние, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями.
Такие соматические признаки, как учащенное дыхание и сердцебиение, снижение порогов чувствительности, возрастание общей возбужденности, объясняют, почему ученик, которого, например, вызвали к доске, начинает одергивать костюм, почему у него начинают дрожать руки и мел падает на пол.
Дети в недостаточной степени подготовлены к преодолению тревожных ситуаций, в связи с чем часто становятся застенчивыми, невнимательными, рассеянными, прибегают к фантазиям и лжи.
Отличие тревожных детей состоит в том, что они проявляют беспокойство и тревогу в ситуациях, которые не несут угрозу. Также их отличает особая чувствительность. Довольно часто у таких детей занижена самооценка, из-за чего у них возникает ожидание неблагополучия от окружающих. Чаще всего это проявляется у детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи.
Тревожные дети склонны отказываться от деятельности, которая приносит им определенные трудности, так как они чувствительны к своим неудачам. Они могут вести себя на занятиях и вне занятий по-разному. Если на уроке ребенок напряжен и зажат, при ответе на вопрос учителя голос становится тихим, при этом речь его может быть как замедленной, так и наоборот — быстрой, торопливой, возникает двигательное возбуждение (ученик начинает теребить одежду руками, манипулировать чем-нибудь), то вне урока он ведет себя непосредственно.
У тревожных детей есть склонность к вредным привычкам невротического характера: они сосут пальцы, грызут ногти, выдергивают волосы, так как за счет манипуляций с собственным телом происходит снижение эмоционального напряжения.
Причины возникновения
По мнению профессора Анны Прихожан, причинами тревожности могут являться как внешние, так и внутриличностные источники: семейное воспитание, школьная неуспешность, взаимоотношения с учителем — и внутренний конфликт, определенный эмоциональный опыт.
Факторы семейного воспитания — центральная причина тревожности. В первую очередь это взаимоотношения между матерью и ребенком. При отвержении, непринятии матерью ребенка, в связи с отсутствием возможности удовлетворить потребности в любви, ласке и защите, у него возникает тревога.
В обратной ситуации — при симбиотических отношениях ребенка с матерью, гиперопеке — также может возникнуть детская тревожность. В данном случае мать ограждает ребенка от несуществующих, воображаемых опасностей, таким образом «привязывая» ребенка к себе. Это приводит к тому, что он начинает испытывать беспокойство, волнуется, боится, легко теряется, когда остается без матери. Развиваются пассивность и зависимость взамен активности и самостоятельности.
Помимо гиперопеки и гипоопеки, завышенных ожиданий и требований, которым ребенок соответствовать не может, либо полного попустительства, причинами тревожности могут стать нарушения взаимоотношений взрослых друг с другом и взрослых со старшими детьми.
Переживание, которое вызвано разговором ребенка с раздраженным взрослым, ведет к глубинной, «безобъективной» тревожности. Во время такого разговора ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого чувство вины, причину которой ребенок понять не может.
Внутренний конфликт всегда является причиной возникновения тревожности, когда стремления и желания ребенка противоречат друг другу.
Меры предосторожности
Важно помнить, что ситуативная тревога неустранима. Более того, она является непременным атрибутом ситуации обучения, поэтому и речи не может быть о том, чтобы избавиться от тревожности. Не превышая некоторого оптимального уровня, такое чувство беспокойства способствует мобилизации ресурсов организма для достижения какой-то цели, для решения задачи, то есть имеет приспособительный характер и выступает стимулом к действию.
В то же время если ситуативная тревожность повышена, то результативность деятельности снижается. Значит, задача заключается в том, чтобы не избавляться от ситуативной тревожности, а научиться ее контролировать. Как этого добиться?
Прежде всего, надо понимать, что задача, которую ставят перед ребенком, не должна быть ни слишком простой, ни слишком сложной. Чересчур легкая задача не вызывает рабочего энтузиазма. Трудность — непременный атрибут школьного обучения и фактор, способствующий развитию и движению вперед.
Для профилактики тревожности детей младшего школьного возраста рекомендуется включать их в межличностные отношения со сверстниками, а также создавать ситуации успеха. Они должны иметь возможность для эмоциональной разрядки. Направления профилактики тревожности у младших школьников можно разделить на два вида.
Первое предполагает выработку конструктивных способов поведения при столкновении с трудностями, а также овладение приемами, которые позволят справиться с излишним волнением и тревогой.
Второй вид направлен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для эффективной работы необходимо создать атмосферу эмоционального благополучия и ситуации успеха, не сравнивать ребенка с другими, развивать навыки коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.
Правила оценочной безопасности
Ребенок находится в зависимости от мнения значимых взрослых о нем и ждет их оценки своим действиям и поступкам. Как правильно давать эту оценку?
1. Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головы и т. п.).
2. Хвалить исполнителя, а критиковать только исполнение. Вместо «У тебя пять ошибок в этом диктанте» лучше сказать: «Давай с тобой найдем пять ошибок в этом диктанте».
3. На ложку дегтя — бочка меда. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо «заклинания» «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» использовать эффективную установку: «В прошлой работе ты пропустил шесть букв, сегодня — не больше пяти».
5. Разрешать сомневаться и чего-то не знать.
6. Позволять делать выбор. Чувство, что от тебя что-то зависит, позволяет по-другому относиться к происходящему.
7. Формула «Опять ты не…» — верный способ выращивания неудачника.
8. Никогда не следует:
– прибегать к сарказму как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;
– заставлять ребенка отвечать, давить на него;
– сравнивать с другими;
– напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание на них;
– внушать ребенку, что он обречен на провал в последующем обучении, что он никогда не сумеет ничего в жизни достичь, если не ответит сейчас;
– ставить ребенка в ситуацию унижения и беспомощности, подчеркивая и показывая тем самым свое преимущество и его никчемность как ученика и как личности.
Важные принципы
Существует несколько установок, которые могут благотворно повлиять на развитие личности ребенка. Их стоит усвоить взрослому и передать ребенку.
- Проблемная ситуация — это не неприятность, а ресурс.
- Ошибки помогают научиться понимать их причины и устранять, относиться к ним оптимистически, переосмыслять и переконструировать средства и способы своей деятельности, преодолевать трудности.
- Ученик — тот, кто учится, а не тот, кого учат: взрослый — помощник и сотрудник. Он не указывает на ошибку, а помогает осмыслить то, что в способе действия «не работает».
- Ребенок развивается тогда, когда делает то, что ему трудно, но при этом получает помощь и поддержку взрослого.
- Рефлексия — способность осознавать и перестраивать свои действия, способы своего мышления, свои отношения с миром — ключевой процесс развития.