Правила финансовой безопасности для всей семьи

Банковские карты и онлайн-платежи: базовые правила

  • Никогда не сообщайте никому, даже сотрудникам банка, свои подтверждающие пароли из СМС, ПИН- и CVV-коды от банковских карт. Банк никогда не обращается с такими просьбами к своим клиентам. Не пишите ПИН-код на самой карте. Если все же хотите записать его на всякий случай, не храните эту запись в кошельке, а держите дома. Не стоит использовать в записке слова вроде «пин-код», пусть это будут просто четыре цифры, записанные в укромном месте.
  • Если вам позвонили (или написали) «из банка» и у вас возникли малейшие подозрения в том, что вам говорят, лучше ответить, что вам сейчас неудобно разговаривать, и перезвонить на горячую линию банка, а лучше наведаться в отделение.
  • Используйте только официальные банковские приложения из магазинов App Store, Google Play, Windows Store. Старайтесь не скачивать финансовые приложения, которые могут получить доступ к вашим данным (планировщики бюджета, приложения для онлайн-торговли и прочее) со сторонних ресурсов.
  • Используйте антивирус на телефоне и на компьютере и регулярно обновляйте его. Некоторые банковские приложения (например, «Сбербанк Онлайн» для Android) имеют встроенный бесплатный антивирус.
  • Не переходите по сомнительным ссылкам на незнакомые интернет-ресурсы: мошенники могут заразить ваш компьютер или телефон вирусом и украсть личные данные.
  • Переводите деньги только тем получателям, которые вам известны. Всегда проверяйте реквизиты операции в СМС от банка с подтверждающим паролем.
  • Подключите сервис СМС-информирования («мобильный банк»), чтобы всегда быть в курсе всех операций. Подключайте сервис только на свой номер телефона.
  • Если вы получили оповещение об операции, которую не совершали, позвоните в банк и заблокируйте карту. В случае потери карты также сразу ее заблокируйте. Номер контактного центра банка лучше сохранить в телефоне.
  • Если вы сменили номер мобильного телефона, не забудьте позвонить в банк и сообщить об этом, чтобы ваши данные не попали новому владельцу номера.
  • Для входа в зоны самообслуживания отделений банков не нужно вводить ПИН-код карты.
  • Информации, указанной на карте, достаточно, чтобы совершить с ее помощью покупку в интернете. Поэтому старайтесь не передавать свою карту в чужие руки и не выпускайте ее из виду при оплате покупок. В магазине самостоятельно вставляйте карту в терминал, в кафе позовите официанта с переносным ридером либо сами подойдите к кассе и расплатитесь.

Безопасность при бесконтактных платежах

Финансовое мошенничество в соцсетях

«Сотрудники банка», пишущие в личных сообщениях

«Легкий заработок» с тяжелыми последствиями

«Помощь» в получении кредита

Ложный друг

Внезапные выигрыши и интернет-лотереи

  • Невозможно выиграть приз в лотерее, в которой вы не участвовали. Акции, в которых приз получает миллионный посетитель сайта, иногда действительно проводят крупные компании. Но информация о таком розыгрыше публикуется заранее и ее можно проверить по официальным источникам.
  • Любые просьбы «организаторов лотереи» об оплате налога или внесении иной суммы денег ДО получения приза — признак мошенничества. Все налоги и сборы выигравший платит сам ПОСЛЕ получения приза.
  • Тщательно проверьте всю информацию о розыгрыше в интернете: сведения о компании-организаторе, официальные правила розыгрыша, имена и телефоны отправителей сообщения. Иногда мошенники создают целые сайты с именами «победителей» — проверяйте адрес сайта и реквизиты компании-организатора.
  • Письма с ошибками или явно переведенные автоматическим переводчиком — еще один признак мошенничества. Проверьте e-mail, с которого пришло уведомление: организаторы лотерей не используют бесплатные почтовые сервисы, а пользуются доменом компании, которая проводит розыгрыш.

Игры со встроенными покупками

Платные подписки

Игорь Александров