background picturebackground picture

Помогите, домашняя работа!

Родители

Школьники

279

Как научить ребенка выполнять домашнее задание самому

Татьяна Бондаренко, психолог, кандидат психологических наук, о том, как не надо делать уроки вместе с детьми и как сформировать у школьника навыки самостоятельности.

Папа у Васи силен в математике…

В наши дни родители ходят в школу столько раз, сколько у них детей (не считая своей собственной учебы). Многие так и говорят: «Мы в первом (втором, третьем и т. д.) классе». И самый больной вопрос, особенно в начальной школе: нужно ли делать домашнюю работу вместе в ребенком или «отправить его в одиночное плавание»?

С одной стороны, школьная программа становится все сложнее, нагрузка увеличивается, с другой — у многих детей снижается мотивация к учебе, ребенок начинает «лениться», а родители требуют хороших оценок.

Не выдерживая такой ситуации, мамы и папы зацикливаются на обязательной проверке и — в большинстве случаев — на подготовке домашних заданий совместно с ребенком. И сталкиваются с большими проблемами:

  • Как не нервничать и не начать ругать сына или дочь?
  • Как не испортить отношения с ребенком?
  • Как не отбить интерес к учебе?
  • Как все-таки добиться того, чтобы ребенок делал уроки сам?

Домашняя работа над собой

Первое, что надо осознать и принять, — это тот факт, что если ребенок не может самостоятельно выполнять домашние задания, а ждет взрослых (как правило, маму) с работы, чтобы они помогали ему усваивать программный материал, то виноваты сами родители.

Как правило, как только ребенок начинает учиться в школе, родители с радостью ему помогают, для того чтобы «все было как надо».

Некоторым взрослым подобная совместная деятельность позволяет почувствовать свою значимость. Особенно это касается бабушек, которые таким образом реализуют свое желание ощущать себя нужными и незаменимыми. Но эта помощь может оказаться для ребенка деструктивной.

Для того чтобы этого не происходило, необходимо заранее начинать готовить малыша к школе. И речь тут идет не о том, чтобы учить его читать, считать и писать. Психологическая подготовка к адаптации к школе гораздо важнее.

Шаги на пути к самостоятельности

Прежде всего, огромное значение имеет самостоятельность. Как можно ее сформировать?

  1. Постепенно передавайте ребенку ответственность за свои действия. Начните с простых задач, таких как уборка своей комнаты или уход за домашними животными.
  2. Предоставьте ребенку возможность принимать решения самостоятельно. Спрашивайте его мнение о том, что он хочет на ужин или какую одежду предпочитает надеть.
  3. Хвалите его за успехи и достижения. Это поможет ребенку чувствовать себя уверенным в своих силах.
  4. Учите планированию своего времени и организации рабочего пространства.
  5. Не контролируйте ребенка каждую минуту. Дайте ему свободу и доверяйте его решениям.
  6. Поощряйте его к общению со сверстниками и участию в общественной жизни школы.
  7. Будьте терпеливы и не критикуйте за ошибки. Вместо этого помогите ему понять, как их исправить.
  8. Установите четкие правила и границы, но не навязывайте их. Объясните, почему вы устанавливаете определенные правила и как они помогут в будущем.
  9. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, это может вызвать чувство неуверенности в себе.
  10. Поддерживайте его интересы и увлечения, помогайте ребенку развиваться в них.

Полезная помощь

Важно понимать, что если у ребенка сформируется привычка выполнять домашнее задание только с родителями, то он уже не захочет делать это сам. На первых порах, конечно, первокласснику можно (и нужно) помогать. Только делать это нужно ненавязчиво, поощряя одобрением и похвалой успехи. Главное — не допустить, чтобы эта помощь приняла систематический характер. Иначе у ребенка сформируется выученная беспомощность. А в такой ситуации пострадают и родители: радость от помощи ребенку превратится в тягостную повинность.

Еще один значимый момент: необходимо позволить ребенку совершать ошибки, не критикуя и не обесценивая его труды. Поэтому важно ребенка не критиковать за неправильно выполненное задание, упрекая «Ты сделал ошибки, потому что не подождал меня», а, напротив, поощрять стремление сделать что-то самому в выполнении заданий.

Ребенку важно научиться извлекать опыт из своих ошибок. Только выявляя свои возможности, он научится стараться все делать самостоятельно, станет способным к самоконтролю и автономии.

И тогда, когда он повзрослеет, окончит школу, то сможет быстро выбрать место будущей учебы или работы. В ином случае у родителей по окончании школы возникает проблема — подросший ребенок никуда не может (точнее, не хочет) поступать учиться или работать.

Результат воспитания

При этом нужно знать, что проблема самостоятельности возникает не в школьном возрасте, а значительно раньше. Она зависит от стиля воспитания в семье. Если ребенок ограждается от решения каких бы то ни было проблем, то в дальнейшем он и не будет брать на себя ответственность.

Помните: самостоятельность ребенка гораздо важнее, чем его оценки. Если с проблемой не получается справиться самим, необходимо обратиться за психологической помощью для выработки тактики исправления пробелов в воспитании.

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях