Чтобы улучшить навыки самоорганизации, ему нужны поддержка окружающих, понятные правила и инструменты контроля
Таких детей окружающие иногда называют «электровениками» или другими обидными прозвищами. Они невнимательны, не могут усидеть на месте или сосредоточиться. Не всегда речь идет о ребенке с поставленным диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Часто это обычные дети, которым трудно управлять своим вниманием и поведением. На основе своего опыта мамы и педагога автор книги «Экстремальное материнство» и одна из создательниц сайта для родителей детей с СДВГ Ирина Лукьянова объясняет, как взрослые могут улучшить ситуацию.
Трудности переключения и правило 30%
Пока гиперактивный ребенок ходит в детский сад, его особенности могут быть не так заметны. В этом возрасте окружающие часто принимают повышенную возбудимость и проблемы с концентрацией внимания за любознательность, свойственную всем детям. Часто лишь с поступлением в школу такой ребенок становится головной болью не только для родителей, но и для учителей.
Гиперактивность может быть одним из элементов так называемой триады симптомов СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Другие два классических проявления этого расстройства нервной системы — невнимательность и импульсивность. Гиперактивность, невнимательность, импульсивность в той или иной мере мешают многим детям, в том числе тем, которые считаются здоровыми; им тоже нужна помощь взрослых, чтобы преодолевать сложности в учебе.
Родители и учителя часто обращают внимание лишь на внешние проявления гиперактивности, не замечая скрытую за ними настоящую проблему.
Из-за сложностей с процессами торможения нервная система ребенка мешает ему регулировать собственное поведение. Он не может определить, чего хочет добиться и как именно прийти к результату.
Специалисты говорят о «правиле 30%»: умение управлять своим поведением у гиперактивных детей находится на том же уровне, что и у негиперактивных детей на треть младше.
Иными словами, в 9 лет они ведут себя как шестилетки. Способность к самоконтролю, соответствующая девятилетнему возрасту, разовьется к 12 годам, а в выпускном классе осознание ответственности за свое будущее может быть на уровне шестиклассника.
Из-за своей импульсивности гиперактивные дети (их еще называют «гиперы») получают в пять раз больше замечаний от взрослых, чем другие сверстники. Хотя они отдают себе отчет в том, что поступают «не так», их мозг порой реагирует на стимулы сразу, пропуская стадию обдумывания. Так что у гиперактивных детей нет проблем с пониманием правил (хотя у взрослых часто создается именно такое впечатление). Сложности для них возникают, когда надо следовать этим правилам на практике.
Как гиперактивность влияет на учебу
Меньше ресурсы рабочей памяти и выше утомляемость
Если человеку прочитать вслух список из 10 слов, он обычно может запомнить и повторить спустя некоторое время 5–7 из них. Гиперактивные дети редко удерживают в памяти больше 3 слов.
Например, мама просит его: «Сходи в магазин, купи хлеба, молока и сметаны», ребенок спрашивает: «А можно шоколадку?» — «Можно». Конечно, он приносит из магазина только шоколадку. Он запомнил самое привлекательное, то, что больше всего хочется. Привлекательными могут быть любые острые ощущения, фастфуд, все, что, образно говоря, блестит и переливается.
В результате у гиперактивного ребенка быстро наступает сенсорная перегрузка, когда нервная система не в состоянии справиться со всеми стимулами, и ребенок закатывает истерику — неважно, по какому поводу.
Самое лучшее, что можно сделать в этот момент — увести его в тихое место, усадить, обнять, дать успокоиться.
Сложности с планированием и переключением
Гиперактивные дети живут здесь и сейчас, им трудно предвидеть последствия, планировать будущее и соблюдать временные ограничения. Такому ребенку совершенно бесполезно объяснять, что если сегодня он не сделает домашнее задание, то за четверть у него может выйти двойка.
Какое там думать о четвертных оценках, если даже текущая задача из двенадцати действий превращается в полный хаос: уже на пятом действии ребенок забыл, что и зачем он делал. При этом у него еще ручка потекла, рюкзак заляпан, вытереть нечем — и вот ученик полностью парализован и не знает, за что хвататься.
Представьте, как трудно ему готовиться к экзаменам и контрольным или, к примеру, писать сочинение. Он может потратить половину времени, чтобы создать в своем воображении целый мир, но это не приближает его к решению задачи.
К середине отведенного времени он понимает, что ничего еще не сделано, хаотично пытается реализовать свой замысел, затем паникует, а когда приходит время сдавать работу, устраивает истерику.
Переключаться на новую задачу гиперактивному ребенку тоже непросто. Особенно если ему нравится то, чем он сейчас занят. Например, если вдруг приходит мама и требует немедленно выключить компьютер с игрой, а то и просто выдергивает провод из розетки, вряд ли удастся избежать истерики.
Гораздо эффективнее было бы предупредить его за 10–15 минут до окончания времени, что пора сохранять игру и заканчивать, а затем повторить просьбу еще несколько раз, обращая внимание на оставшееся время. Так мы даем ребенку возможность осознать и принять неизбежное.
Неугомонность и мнимая агрессия
В школе гиперактивный ребенок чересчур подвижен, он постоянно отвлекается во время уроков. К тому же его нередко считают агрессивным из-за реакции на отвлекающие факторы. Например, ему ткнули в спину пальцем, а он разворачивается и бьет одноклассника.
Но это не агрессия, а преувеличенная реакция на внезапность, его вариант ответа «бей или беги»: если ребенку трудно управлять собой, он не справляется со своими эмоциями. По этой же причине «гиперы» часто становятся жертвами школьной травли.
Как наладить общение и учебу
Взрослые склонны «закручивать гайки» в ситуациях, когда на самом деле детям необходима помощь. А когда ребенку не помогают, он довольно быстро проникается сознанием своей безнадежности в учебе и пытается самоутвердиться где-нибудь еще — например, в сомнительных компаниях.
Чтобы облегчить жизнь гиперактивному ребенку, помогите ему в борьбе с хаосом и контролируйте его активность, пока нужные алгоритмы не войдут в привычку.
Работать над мотивацией и отношением к ошибкам
Чтобы ребенок (неважно, гиперактивный или нет) захотел учиться, ему необходимо выспаться, не быть голодным и чувствовать себя в безопасности — словом, удовлетворить свои базовые потребности. Он должен знать, что его не унизят, не оскорбят, что он зачем-то нужен. Это касается обстановки как дома, так и в школе.
Удерживать стабильное внимание детям с гиперактивностью помогают яркие стимулы: жестикуляция, картинки, музыка. Если школьнику трудно усвоить тему, найдите в интернете видеоурок с нестандартной подачей и вместе посмотрите его.
Чтобы повысить детскую уверенность в своих силах, родители могут попробовать изменить свое отношение к ошибкам. Сейчас ошибка — это то, за что ребенка наказывают двойкой, в результате дети панически боятся их делать. Хотя ошибки — часть процесса обучения, они дают возможность понять, что сделано не так, и научиться делать как надо. И оценку лучше тоже воспринимать не как приговор, а как показатель того, насколько ребенок справился и что можно сделать, чтобы справляться лучше.
Выстраивать правила и отлаживать процессы
Учите школьника систематизировать процесс учебы: пишите или устанавливайте напоминания, записывайте алгоритмы действий. Например, проанализируйте ход решения задачи и запишите его — пусть это будет подсказка на будущее. Постепенно он сможет идти по этому алгоритму самостоятельно, на автомате. Тогда внешние «подпорки» можно убирать для одних задач и вводить для новых.
Наладить отношения школьника со временем помогут таймеры и напоминалки. Для этого они не должны быть инструментом репрессий («Даю тебе 15 минут и точка»).
Спросите ребенка, сколько, по его мнению, нужно времени на выполнение задачи? Заведите таймер и проверьте: если не уложился, то пусть попробует оценить сложность задачи еще раз.
Лучше использовать механический, кухонный таймер, в котором медленно движется стрелка. Это очень наглядно: ребенок видит отрезок времени, который постепенно сокращается, и лучше понимает, сколько минут уже прошло и сколько осталось.
Помогайте ребенку планировать время и старайтесь обходиться без резких перемен: они его дезориентируют. «Гиперам» нужны четкие правила и понятные ожидания не только дома, но и в школе. Они хотят понимать, за что можно получить двойку или пятерку, или какими будут последствия, если выйти из класса, не спросив учителя. Попробуйте выработать общую позицию со школой по таким вопросам.
Источники:
Вебинар Ирины Лукьяновой «Гиперактивные и невнимательные дети в школе» для портала «Православие и мир»
Статья Ирины Лукьяновой «Первая помощь — родителям» в журнале «Филантроп»
Фото: Коллекция/iStock