background picturebackground picture

Гаджеты: польза и риски

Цифровая среда

146

В разном возрасте соотношение реального и виртуального в жизни ребенка должно быть разным

Несмотря на то, что интернет и современные технологии стали неотъемлемой частью детства, для полноценного развития ребенку в первую очередь необходимы эмоциональное общение с другими людьми и познание осязаемого, а не виртуального мира. Это особенно важно в раннем возрасте, показывают исследования ученых.

Первое поколение «новой нормальности»

На наших глазах подрастает первое поколение, которое находится в контакте с гаджетами с пеленок. Хотя Всемирная организация здравоохранения дает на этот счет четкие рекомендации: детям до 2 лет экраны противопоказаны, после этого возраста и до 4 лет — не более часа экранного времени в день, а в младшем школьном возрасте — максимум два часа в день. Увы, де-факто ситуация совершенно иная: многие родители позволяют малышам регулярно превышать границы экранного времени, рекомендованного для младшеклассников, еще до того, как им исполнится 3 года, а нередко дают просто неограниченный доступ к виртуальному миру.

По оценкам ученых, уже можно говорить о «новой нормальности», когда для современных детей реальный и виртуальный миры если не объединяются в один, то как минимум тесно связаны друг с другом. К примеру, об этом на онлайн-конференции в феврале 2021 года говорила профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет Галина Солдатова. Она представила данные исследований цифровой социализации детей. По мнению ученого, homo sapiens на наших глазах превращается в «человека расширенного» (homo amplificatus), когда смартфоны, смарт-часы, фитнес-трекеры и другие гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни — как минимум для молодежи.

Галина Солдатова также подчеркивает, что конкретные последствия слияния реального и виртуального мира для современных детей станут понятны лишь спустя годы, ведь это первое поколение, которое вступило в контакт с онлайн-миром и гаджетами в столь юном возрасте.

До 3 лет ребенку желательно оставаться в «предметном» мире

Однако почему доктора все же настаивают на том, чтобы хотя бы в раннем детстве малыши оставались в офлайн-режиме? Все дело в этапах развития мозга. До трехлетнего возраста ведущий вид деятельности для ребенка — так называемый предметный: ему нужно все потрогать, понюхать, попробовать на вкус, облизнуть или укусить, стукнуть предметы друг об друга, бросить на пол и посмотреть, что будет. Таким образом детский мозг учится взаимодействовать с реальным миром, набирается опыта, необходимого для дальнейшей жизни.

Если же в этом возрасте мозг вместо сигналов от самых разных органов чувств получает в основном лишь зрительную информацию с экрана планшета, смартфона или телевизора, то не развивается в полной мере: ему просто не хватает для этого «учебного материала».

Важно создавать для маленьких детей богатую и разнообразную сенсорную среду. Иначе получится как в интернет-меме, где ребенок сидит в поезде и проводит пальцем по стеклу, пытаясь переключить вид за окном на другой.

С 3 лет на смену предметной деятельности постепенно приходит новый этап развития, когда на первый план выходит социализация. С этого момента уже имеет смысл начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Ведь если предварительный (и, надо сказать, критически важный) этап развития мозгом пройден, то планшет, смартфон или компьютер станут неплохим средством для совместных игр и общения. Знание одних и тех же героев мультфильмов, а также знакомство с гаджетами наравне с другими сверстниками позволят ребенку найти с ними общие интересы, поддерживать контакт с другими детьми.

Гаджеты — дополнение, а не замена реальному миру

Правда, и здесь есть одно но: гаджеты при этом должны дополнять общение в реальном мире, но не заменять его. А значит, взрослым все же придется ограничивать экранное время, устанавливать семейные правила цифровой гигиены (в том числе для себя) и следить за их соблюдением.

При этом решающее значение имеет даже не количество, а качество экранного времени — то, чем именно заняты дети перед экраном. Малыш, оставленный наедине с гаджетом, скорее всего, будет относиться к нему как к способу убить время и вряд ли извлечет из него большую пользу.

Чтобы технологии начали работать на развитие ребенка, родителям придется направлять и мягко корректировать его онлайн-активность. Так что относиться к планшету, смартфону или ноутбуку с включенным Youtube как к няне, с которой можно оставить малыша, — большая ошибка.

Даже самый лучший образовательный контент (например, фильмы о животных, мультфильмы, которые знакомят с названиями цветов, фигурами, буквами и цифрами) не может заменить ребенку обычного живого человеческого общения. Причем это научно доказано с помощью эксперимента. Трехлетних детей разделили на две группы. Одной из них один и тот же контент представлял человек, а другой группе его показывали на экране.

Дети из первой группы многое запомнили и затем смогли рассказать о том, что узнали, в то время как дети из второй группы усвоили представленный материал гораздо хуже. Это исследование наглядно подтвердило, что на ранних этапах развития детям лучше получать знания от человека. И лишь в более старшем возрасте имеет смысл вводить онлайн-образование.

Показывайте пример разумного использования технологий

Поэтому важно сопровождать ребенка, входящего в мир технологий, рассказывать об опыте работы в интернете и показывать, как пользоваться гаджетами разумно и безопасно. Только в этом случае знакомство с онлайн-сферой откроет ему дверь к тем возможностям, которые она предоставляет, и поможет избежать рисков.

Если ребенок использует Сеть, чтобы лучше подготовиться к уроку, смотрит там обучающие видео или проверяет, верна ли информация, которую он услышал от друзей, то это можно назвать эффективным использованием интернета. Однако когда из-за гаджетов дети отказываются от живого общения и прогулок, когда ухудшаются оценки в школе, возникают проблемы с концентрацией внимания и недосыпание, впору говорить о проблеме, которая требует решения.

Вот почему различные проекты вроде раздачи планшетов всем детям в школах не работают: если просто дать планшет на уроке биологии и не объяснить, как с его помощью проверять информацию, как записать на видео жизнь муравьев и затем смонтировать из этого фильм, то все, что вы им дадите, — это просто браузер.

Поэтому старайтесь приучать детей к мысли о том, что гаджеты — это инструмент. Это можно делать и в повседневной жизни. Например, когда ребенок спрашивает: «Что ты делаешь?» — вместо того, чтобы отвечать: «Я в интернете», скажите более конкретно: «Я перевожу деньги за электричество», «Я покупаю билеты», «Я пишу сообщение тете Лене». Показывайте пользу, которую несут технологии, и тогда ребенок будет использовать интернет и гаджеты не только для бездумного серфинга, но и для решения практических жизненных задач.

    

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях