background picturebackground picture

Подросток попал в больницу с COVID-19: как помочь ему успокоиться и адаптироваться к ситуации

Подростки

88

Задача взрослых — рассказывать о мире за пределами палаты, расставить приоритеты и спланировать будущее

Подростки часто живут в состоянии напряжения из-за перепадов настроения, проблем с учебой, конфликтов с родителями. Сейчас ко всем сложностями добавилась опасность заражения COVID-19, которая лишает детей возможности свободно общаться с друзьями и проводить время так, как им нравится. О том, как подростку сохранить спокойствие в случае заболевания, рассказывает детский и семейный психолог Национального медицинского исследовательского Центра здоровья детей Минздрава России Мария Афонина.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вынудила подростков отказаться от многих значимых событий в их жизни: встреч с друзьями, учебы, спорта. Выпускники школ переживают по поводу необычной процедуры сдачи ЕГЭ, поступления в вузы, организации летнего отдыха.  Каждый шаг теперь приходится оценивать с точки зрения риска заражения. Выстроить режим жизни в новых условиях — непростая задача.

Стресс вызывает тревогу

Высокий уровень неопределенности в обществе, постоянный поток негативной, эмоционально насыщенной информации в СМИ, переживания из-за вероятной болезни близких и знакомых, риск самому заразиться и попасть в больницу — все эти факторы влияют на эмоциональное состояние подростка. Он становится более беспокойным, появляются страхи, могут обостриться существовавшие ранее психологические проблемы.

Некоторые подростки становятся резкими, агрессивными, другие, наоборот, замыкаются, отстраняются, уходят в себя. Нестабильное эмоциональное состояние, в свою очередь, мешает подростку сосредоточиться на учебе и других занятиях, препятствует построению жизненных планов, затрудняет общение, снижает качество жизни, особенно если ребенок заболел COVID-19. В этом случае важно вовремя начать решать проблему, в том числе направив усилия на снижение уровня тревоги и беспокойства.

Как снизить эмоциональное напряжение

1. Осознание проблемы — уже половина решения. Первое, что необходимо сделать, — сказать себе, что все возникающие чувства, мысли, внезапные поступки в данный момент — это реакция на стрессовую ситуацию; они не всегда характеризуют человека как личность.

2. Признать, что беспокойство и тревога являются естественной реакцией на стресс. А затем попробовать «подружиться» с тревогой и страхами, вспомнив о том, что эти чувства помогают понять: организм столкнулся с угрозой, которую необходимо устранить. Лучше ограничить поток негативной информации о вирусе, болезни и пандемии, изучать только проверенные источники.

3. Если госпитализация не требуется, дома необходимо создать удобную обстановку вокруг себя, составить расписание на каждый день, распланировать свое время — это поможет упорядочить внутреннее пространство, успокоить мысли. Полезными будут физические упражнения, творчество, прослушивание музыки, просмотр фильмов, приготовление еды, изучение чего-то нового, общение с родными и друзьями — все то, что обычно приносит удовольствие. Также можно использовать специальные дыхательные и релаксационные техники и попытаться найти в ситуации какой-то ресурс для себя.

4. Если справиться с тревогой самостоятельно не получается, она захватывает человека целиком, мешает мыслить, начинает влиять на сон, аппетит, важно сообщить об этом близким взрослым и обратиться за помощью к профессиональным психологам.

Сложности госпитализации

Если в случае заболевания необходима госпитализация, стресс, который испытывает подросток, может оказаться еще сильнее. В такой ситуации важно не поддаваться панике и следовать некоторым простым рекомендациям.

Адаптация к новым условиям

Проблемы адаптации в экстренной ситуации возникают у многих, так как госпитализация в инфекционное отделение обычно случается неожиданно, нарушая планы и полностью меняя жизнь.

Для большинства подростков это первый опыт пребывания в больнице, а для некоторых (особенно младших подростков) — первое расставание с родными на длительный срок.

Очень сложно привыкнуть к незнакомой обстановке, отсутствию встреч с членами семьи, палатному режиму, ограничениям в активности, необычному внешнему виду медицинского персонала в средствах индивидуальной защиты. 

Для успешной адаптации важно сориентироваться в ситуации: познакомиться с лечащими врачами и медсестрами, запомнить их имена; понять, как их узнавать в дальнейшем (например, по надписям на костюмах); изучить обстановку и узнать о правилах, действующих в отделении.

Если все медики выглядят в средствах защиты одинаково, можно изучить сайт больницы, где обычно представлены фотографии врачей и медицинского персонала. Это позволит при последующих встречах видеть за маской и респиратором не просто специалиста, а живого человека.

Сделать ситуацию более дружественной позволит изучение схемы клиники, поиск ее на карте города, понимание ее расположения относительно района, где живет ребенок, и других значимых мест.

Можно попросить медицинский персонал рассказать о том, кто лежит в соседних палатах и отделениях, чем занимаются другие подростки в больнице, как она в целом устроена, где находятся врачи после выхода из «красной зоны». Это позволит ребенку почувствовать, что мир не сузился до размеров одной палаты.

Последствия плохого самочувствия

Плохое самочувствие всегда приводит к повышенной утомляемости, истощаемости психических процессов. У ребенка любого возраста на фоне болезни может снижаться настроение, пропадать интерес к деятельности.

В течение дня вспышки раздражительности, капризов, протестов против режима лечения и назначений могут сменяться грустью, апатией, молчаливым ожиданием ухудшения своего состояния. Даже у подростков возрастает потребность в присутствии близкого человека рядом, безопасности, ласковом отношении. 

Подросткам с COVID-19 в тяжелом физическом состоянии важно дозированное (по 10–20 минут), постепенное, но при этом регулярное включение в любимые и (что очень важно) несложные для них виды деятельности. Поддержать интерес к общению и познанию окружающего мира помогут спокойная беседа о происходящем вокруг и вне больницы, творчество, прослушивание музыки, чтение (в том числе чтение взрослыми вслух), просмотр коротких мультфильмов или фильмов. Эти простые занятия положительно влияют на эмоциональное состояние подростка, помогают спокойно пережить сложный период и дождаться улучшения самочувствия.

Страх будущего

Просматривая (часто еще до госпитализации) сведения об общем количестве заболевших, влиянии вируса на здоровье, осложнениях, условиях лечения в отделениях реанимации, подростки переносят эти знания на себя и членов своей семьи. Оказавшись в стационаре, многие начинают прислушиваться к своим ощущениям, беспокоятся о возможном ухудшении своего самочувствия, боятся перевода в отделение реанимации.

Решить эту проблему часто помогает правильная информация, поэтому важно поддерживать контакт с лечащим врачом. К консультации стоит подготовиться заранее, составить список вопросов, так как иногда беседа может состояться неожиданно. Кроме того, формулирование вопросов в письменном виде поможет структурировать свои мысли, опасения и тревоги.

О чем могут быть вопросы? Например, можно попросить врача простыми словами объяснить проявления болезни, сообщить о примерных сроках лечения от минимального до максимального, рассказать о признаках улучшения или ухудшения состояния. 

Если родители, бабушки, дедушки подростка тоже болеют COVID-19, к тревоге за себя добавляется страх за здоровье и жизнь своих родных. Поскольку такую ситуацию невозможно контролировать, стоит попробовать переключить внимание на те сферы жизни, которые подросток может регулировать самостоятельно; это немного снизит интенсивность переживаний.

Вторая часто встречающаяся причина волнений (особенно у старших подростков) — нестабильная ситуация с дальнейшим обучением, в том числе с поступлением в вуз. Потеряв возможность готовиться к экзаменам в прежнем ритме, многие подростки чувствуют сильное беспокойство.

Уменьшить тревогу в этом случае поможет расстановка приоритетов: во время госпитализации можно сделать перерыв в учебе, а после выписки продолжить с новыми силами. Те знания, которые уже есть, никуда не пропадут. 1–2 недели вынужденного перерыва в занятиях — это всего лишь несколько процентов от тех долгих месяцев, которые были посвящены подготовке. Поэтому этот перерыв не должен сказаться негативно на итоговых результатах.

   

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях