background picturebackground picture

Подготовка к школе: время еще есть

Родители

Раннее детство

Дошкольники

497

На чем сосредоточиться родителям будущих первоклассников

Согласно распространенному мнению, к моменту поступления в школу ребенок уже должен уметь читать, считать и, хорошо бы, писать. И многие родители стараются обязательно научить всему своего дошкольника. О том, что на самом деле важно для начала учебы и как правильно готовиться к школе, рассказывает педагог-психолог Светлана Каргина.

Перед тем как ребенок из дошкольника превращается в школьника, происходит смена ведущей деятельности: с игровой на учебную. Ведущая деятельность — это та деятельность, которая для ребенка является основной. Именно через нее целиком и полностью происходит его развитие. С рождения до 1 года это эмоциональное общение с близкими взрослыми, затем — игра, а к возрасту 6–7 лет ведущей деятельностью становится учеба.

Переход от одной деятельности к другой не происходит по щелчку. У ребенка должны появиться интерес и любопытство, ведь именно в них заключаются зачатки исследовательской деятельности и закладывается основа мотивации к учебе.

Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, можно пройти тест и выяснить, на что конкретно нужно будет обратить внимание.

Экспресс-анкета

  1. Хочет ли ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли ребенка то, что он многое узнает в школе и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности, в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?
  6. Может ли ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли ребенок изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ребенок читать по слогам или целыми словами?
  9. Умеет ли ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли ребенок решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку, то есть уверенно, без дрожи в руке чертит линии, вырисовывает буквы и т. п.?
  12. Любит ли ребенок рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ребенок собрать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?
  14. Знает ли ребенок названия домашних животных?
  15. Может ли ребенок обобщать понятия (назвать одним словом овощи, фрукты и т. п.)?
  16. Может ли ребенок пользоваться ножницами и клеем, то есть делать аппликации?
  17. Любит ли ребенок заниматься самостоятельно: собирать конструктор, рисовать, составлять паззлы и т. п.?
  18. Может ли ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

За каждый утвердительный ответ поставьте 1 балл.

Оценка результатов:
  • 15–18 баллов — можно считать, что ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу: вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности если и возникнут, то будут легко преодолимы.
  • 10–14 баллов — вы на правильном пути, ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий.
  • 9 баллов и меньше — прочитайте специальную литературу, постарайтесь уделить больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Знания, умения и навыки будущего школьника

Общая осведомленность

Ребенок должен знать собственные ФИО и ФИО родителей, полный (начиная с планеты Земля) домашний адрес и дату своего рождения.

Пространственное мышление

Отлично, если ребенок легко и без затруднений пишет графические диктанты и выполняет графические задания, обязательно — не отрывая руки от бумаги.

Физическая готовность
  • «Филиппинский тест». Ребенок должен накрыть левое ухо правой ладонью, закинув руку над головой. Если ладонь полностью или частично накрывает ухо, то у ребенка уже произошел скачок роста и физически он готов к школьным нагрузкам. Если нет — ему будет сложно долго сидеть за партой и удерживать внимание на уроке.
  • Проверка по зубам. Количество коренных зубов указывает на физиологическую зрелость ребенка. Чем их больше, тем более сформирована костная система для длительных нагрузок.
Психологическая готовность

Важно обратить внимание на интеллектуальное развитие ребенка. Очень важный навык — умение выделять основное. У будущего первоклассника не должно быть сложностей с выполнением теста «Найди лишнее» из 4 картинок. Если ребенок справляется с ним без труда, это очень хорошо. Значит, у него развиты навыки анализа, синтеза, извлечения информации и работы с ней.

Развитие речи

Хорошо, если ребенок умеет читать или хотя бы складывать буквы в слоги. Такой навык пригодится ему хотя бы для того, чтобы не выделяться на общем фоне, ведь большинство родителей стараются обучить детей чтению перед школой.

Способность удерживать внимание

Стоит развить в ребенке привычку к тому, что есть слово «надо». Это поможет ему развить саморегуляцию и самоконтроль.

Навыки самообслуживания

Помимо бытовых умений ухаживать за собой (переодеться, переобуться, не забывать свои вещи и т. д.), важный навык для первоклассника — умение просить о помощи.

Личностная готовность

Очень пригодится ребенку умение общаться со сверстниками. Для этого необходимо развивать коммуникативные навыки.

Мотивационная готовность

Стремление к развитию и узнаванию нового заложено биологически. Если ребенок теряет интерес, значит, у этого есть причина. Ее нужно найти и работать именно в данном направлении. Например, у дошкольника могут быть трудности с мыслительными процессами или уровень внимания ниже, чем требуется. В случае малейших проблем не бойтесь обращаться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Она никоим образом не влияет на репутацию и историю ребенка, не дает предписаний постановки на учет в какую бы то ни было медицинскую организацию, но зато позволяет подобрать оптимальный образовательный маршрут. Чем раньше обратиться в ПМПК, тем больше возможностей появится для коррекции потенциальных проблем.

Главное — это мотивация

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Первая исходит от самого ребенка, повышает выносливость, способность к концентрации и превращает обучение в важное событие. Вторая исходит не от ребенка, не основывается на его интересах. Как только внешнее давление или стимул исчезают, останавливается и процесс обучения. Повлиять на мотивацию ребенка к учебе могут три фактора: авторитет учителя, отношение к отметкам и обстановка в семье.

Размышляя, в какую школу отдать ребенка в первый класс, выбирайте учителя. У будущего школьника никогда не пропадет интерес к учебной деятельности, если педагог создает положительный эмоциональный фон в классе и ситуации успеха, обладает яркой, занимательной речью, использует необычные способы подачи материала, щедро поощряет учеников.

Школьная отметка может восприниматься как оценка личности, как отношение к себе, как оценка старательности, как средство повышения престижа. Восприятие ребенка будет зависеть от того, как к оценкам относятся в семье. Одни считают, что отметки — это самое главное и обязательно нужно стремиться получать только пятерки, другие говорят, что оценки не имеют вообще никакого значения. Как обычно, истина находится посередине. Не стоит зацикливаться на том, чтобы ребенок стал отличником во что бы то ни стало, но и оставаться полностью равнодушным к полученным баллам не следует.

Большое влияние оказывает на развитие и поддержание мотивации обстановка в семье. Мотивируйте ребенка личным примером (проявляйте искреннюю заинтересованность и увлеченность), грамотно подходите к выполнению домашнего задания (не вместо ребенка, а вместе с ребенком, если ему нужна помощь), выстраивайте общение на принципах сотрудничества, а не доминирования, оценивайте не личность ребенка, а его усилия, хвалите с умом (за реальные достижения, а не просто так) и поддерживайте положительный эмоциональный настрой. В этом случае никаких трудностей с учебой у ребенка не возникнет, а если и появятся какие-нибудь сложности, их будет не так трудно преодолеть.

Поделиться в соцсетях