Интереса к предмету и желания учиться недостаточно, чтобы справиться с информационными перегрузками
Человек постоянно чему-то учится, даже если этого не осознает. Жить вместе с другим человеком, воспитывать детей, приобретать профессиональные навыки, читать новые книги — все это можно назвать учебой. Но обычно при слове «учеба» мы думаем про школу, парты, учебники, учителей и учеников. «Школьники находятся на пике своих познавательных способностей, их мозг очень гибок и может интенсивно перерабатывать информацию», — говорит психофизиолог Евгения Никонова. Она рассказывает о том, что помогает человеку учиться, что такое учебный стресс у школьников, и дает несколько советов, как его преодолеть.
Учебный стресс = информационный + эмоциональный
Учиться бывает интересно, но это очень энергозатратный процесс, который требует огромного напряжения сил. Порой он превращается в настоящий стресс для ученика, который исследователи называют «учебным» из-за характера воздействий окружающей среды на нервную систему. Из чего он складывается?
Влияние информационной перегрузки
Информационный стресс — первая составляющая стресса учебного. Это состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справиться, не может принимать решения в поставленном темпе. Если выбранная нагрузка превышает способности человека даже при сильной его заинтересованности в происходящем, это тоже свидетельствует об информационной перегрузке.
«У информационного стресса есть биологическая функция, — объясняет Евгения Никонова. — Он позволяет человеку быстро адаптироваться к ситуации. Его возникновение связано с тем, что организм пытается защититься от разрушительных для него факторов».
Информационный стресс проявляется на уровне когнитивных функций — ухудшаются память, внимание и мышление. Когда мы сильно устаем, наше внимание страдает. Мы с трудом сосредотачиваемся, легко отвлекаемся, есть признаки сужения поля внимания.
Наблюдаются нарушения логики, спутанное сознание, трудности в принятии решений, сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала. Ухудшается память, начинаются проблемы с воспроизведением информации.
Возникает замкнутый круг: нарушение продуктивности усиливает стресс, потому что общее ослабление интеллектуальных функций затрудняет поиск выхода из этого стресса.
Все плохо, что делать?
Информационный стресс завязан на сильную эмоциональную составляющую, которую можно описать словами: «Все плохо, потому что нагрузка очень велика. Что делать?»
Признаки эмоционального стресса:
- изменение общего эмоционального фона (мрачное настроение, ощущение тоски, депрессии, повышенная тревожность);
- выраженные негативные эмоции (раздражительность, приступы гнева, агрессия, чувство отчуждения, одиночество);
- изменения в характере (подозрительность, сниженная самооценка, усиление интроверсии);
- возникновение невротических состояний (невроз тревожного ожидания, астенический невроз).
К чему приводит учебный стресс
Учебный стресс рождает экзаменационную тревожность — физиологическое состояние, при котором люди испытывают сильное беспокойство, дискомфорт до и во время экзаменов, контрольных работ и прочих проверок знаний. Экзаменационная тревога часто сопровождается страхом неудачи и катастрофизацией ожидаемых плохих результатов.
Существует две теории, объясняющие экзаменационную тревожность. Согласно первой, ее причина в слабых академических знаниях и обоснованном страхе не справиться с экзаменом, к которому человек считает себя неготовым. По второй теории, именно тревога становится причиной низких оценок, поскольку мешает школьникам продемонстрировать реальные знания.
«В состоянии экзаменационной тревожности организм школьника может выдать стрессовую реакцию во время экзамена, — объясняет Евгения Никонова. — Он либо соберется и ответит гениально, либо при всех знаниях впадет в ступор. Так проявляются две стратегии преодоления стресса: бороться или бежать».
Эффективные методы запоминания
Что помогает человеку учиться в любом возрасте? Во-первых, мотивация, без которой процесс обучения станет принудительным и вряд ли будет продуктивным. А во-вторых, когнитивные функции — память и внимание.
«Внимание помогает нам не терять цель, — объясняет Евгения Никонова. — Но оно очень хрупкое и часто проигрывает в схватке с новыми технологиями, которые сопровождают нашу жизнь».
Школьник сегодня может одновременно делать домашнее задание и слушать музыку в наушниках, учить урок по химии и на ускоренной перемотке слушать аудиоверсию «Войны и мира». Но внимание рассеивается от многозадачности, стремления успеть и впитать все.
От чего зависит запоминание
У памяти другие задачи — она помогает нам запомнить, сохранить, воспроизвести и, как это ни странно, забыть то, что не используется. На ее продуктивность влияют несколько факторов.
Тип, характер и количество материала. Осмысленная, связная, понятная, наглядная или сложенная в рифму информация запоминается лучше.
Предшествующий опыт. Если ученик пропустит хотя бы один урок, допустим, математики, информация следующего будет укладываться у него в голове гораздо труднее, новая тема может оказаться непонятной. Информация будет рассыпаться, так как у нее не будет структуры.
Установка, интерес. «Зачем мне это нужно?» Без ответа на этот вопрос учиться очень тяжело. Проще учить то, что интересно, — и это играет большую роль в процессе запоминания.
Состояние организма. Чем хуже себя ощущает ученик, тем меньше у него ресурса что-то запомнить, потому что все силы он будет расходовать на то, чтобы не уснуть, к примеру, если мало спал.
Обстановка. Если нас что-то постоянно отвлекает, плодотворно учиться или работать невозможно.
Читать или спрашивать?
Метод обучения тоже играет большую роль в процессе запоминания. Например, американские психологи выяснили, что во время лекции усваивается только 5% материала. При чтении чуть больше — 10%. «Чтение очень полезно, если оно активное, — говорит Евгения Никонова. — Активное чтение — это создание конспекта, который структурирует, закрепляет знания».
Аудио- и видеозаписи дают нам прирост в 20% информации. Конечно, ее будет меньше, если одновременно слушать (или смотреть) и делать уроки. Опыты, эксперименты, то есть наглядная демонстрация, гарантированно дадут запомнить 30% информации.
При групповом обсуждении знания усваиваются лучше — на 50%, на практическом занятии — на 75%. «Крайне важно школьникам учиться дискутировать, задавать вопросы, самим отвечать, а не просто слушать учителя, который вещает в монорежиме», — считает психофизиолог.
Самый действенный способ запомнить — учить других. Так можно запомнить почти всё — до 90% информации. Школьнику «учить» можно кого угодно: маму, соседа, отстающего одноклассника или даже свою собаку.
Как снизить уровень стресса
1. Повторять информацию
После обучения необходимо проработать материалы, попробовать порешать задания, применить знания на практике, рассказать полученную информацию другу.
2. Соблюдать лимит на количество информации
У каждого из нас память и внимание ограниченны, у каждого есть определенный лимит на принятие решений в день. Решения касаются не только сложной задачи, но и выбора одежды, пути до школы. «Даже на то, чтобы выбрать шариковую ручку в магазине, требуется определенный ресурс. Если лимит решений, количества информации будет превышен, материал не усвоится», — говорит эксперт.
Чтобы определить свой предел, нужно понаблюдать за своим утомлением. «Если вы читаете и чувствуете, что можете впитать еще, что сведения усваиваются — учите. Когда не можете — не надо. Нужно закрыть учебник, иначе процесс чреват ментальным истощением», — предупреждает Евгения Никонова.
3. Устраивать марафоны в технике Pomodoro
Краткое описание техники: концентрироваться на теме 25–30 минут с помощью таймера, делать 5-минутный перерыв между сеансами обучения. После 3–4 марафонов делать большой перерыв на 15–20 минут. Оптимальный вариант — найти свой порог утомления при однонаправленной концентрации и сделать его временной единицей работы.
Регулярность и последовательность отвечают за формирование привычки. Когда человек входит в определенный режим, позже он сможет запоминать и воспроизводить больше информации, реже отвлекаться.
Память и внимание таким образом «прокачиваются». «Кроме того, если мы хотим, чтобы наш мозг был в работоспособном состоянии, нам нужно работать каждый день. И в выходные тоже», — советует психофизиолог.
4. Пользоваться мнемотехниками
Это один из удачных вариантов. Как его реализовать? Все, что вы выучили или узнали, необходимо визуализировать, реализовать на практике. Может быть, нарисовать картинку, составить инфографику, сделать схему, конспект, провести эксперимент, составить историю по мотивам информации, которую выучили.
5. Достаточно спать, правильно питаться, организовать место обучения
Чем больше у нас рядом чего-то, что отвлекает внимание, тем больше шансов, что внимание будет рассеиваться. Рабочее место необходимо освободить от всего лишнего и содержать в чистоте, на нем должно присутствовать только необходимое. Иногда полезно отключать даже домашний интернет, чтобы выучить и запомнить параграф из учебника.
Евгения Никонова особо подчеркивает, что школьнику важно учиться планировать свой день и заниматься именно тем, что стоит в плане: «Прочитать 10 страниц учебника — значит, прочитать 10 страниц учебника. Завтра день, например, будет менее загруженный, можно будет прочитать 15 страниц».
Говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Но отдых должен быть таким, чтобы не сбивал ученика с рабочего настроя. Например, ребенок скачал новую игру и хочет в перерыве поиграть. Но если игра может захватить его на длительное время, полезнее отдохнуть иначе: погулять или сделать короткую зарядку.
Источник:
Вводная лекция курса «Уметь учиться, или Как преодолеть учебный стресс», прочитанная 16 декабря 2019 года на психологическом факультете Московского государственного университета
Фото: Коллекция/iStock