background picturebackground picture

Почему детям полезно скучать

Дошкольники

414

Родители не должны поддаваться желанию занять каждую свободную минуту ребенка

Современные родители боятся услышать от ребенка фразу «Мне скучно». Детскую скуку они воспринимают как угрозу их родительской состоятельности: нельзя, чтобы ребенок ничего не делал, надо побыстрее его чем-нибудь занять! А между тем, скука — крайне полезное чувство, считают специалисты.

Скучающий вид ребенка заставляет взрослых нервничать, особенно во время летних каникул, когда у него нет никаких обязательных занятий. Однако, по мнению психологов, такое состояние естественно для ребенка и необходимо ему, чтобы полноценно развиваться. Поэтому стоит воспользоваться долгим летним отдыхом для того, чтобы дать ребенку «наскучаться» вволю.

Чего боятся родители

Многие мамы и папы воспринимают безделье ребенка как доказательство своей несостоятельности: им кажется, что они недостаточно внимания уделяют ребенку и не умеют организовать его время. Отсюда желание загрузить сына или дочь всеми возможными занятиями и видами деятельности. Но такая искусственная активность и стремление успеть как можно больше за день, за неделю или за месяц приводит лишь к напряжению.

В результате появляется ощущение гонки, усталости и, как ни странно, скуки, ведь ребенок занимается не тем, что на самом деле ему интересно, а тем, что надо. Психолог Анна Скавитина считает, что родительское поведение продиктовано тревогой, страхом не успеть дать ребенку что-то важное: «Результат обычно парадоксальный: все бегают как белки в колесе, устают, но как только пауза — ску-у-у-учно. Потому что пауза позволяет почувствовать тревогу внутри».

Мы живем в обществе, где всегда нужно быть занятым, чтобы доказать, что ты «на высоте». Родители больше не могут позволить себе «тратить время», и эту идею они прививают — иногда бессознательно — своим детям. 

Из опасения, что ребенку будет скучно, взрослые пытаются занимать его постоянно, часто при помощи гаджетов, которые выполняют в данном случае роль няни. В результате может возникнуть зависимость, и ребенок не научится занимать себя сам.

Кроме того, родители, настаивая на том, чтобы ребенок был все время занят, одновременно испытывают чувство вины. «Те родители, которые составляют для своих детей развлекательную программу, хотят предложить на выбор любое занятие, мучаются угрызениями совести, потому что сами тратят слишком мало сил и энергии на занятия с детьми, а перекладывают это на плечи других», — замечает датский психолог Еспер Юуль

Положительные эффекты скуки

Как же выпустить ребенка из беличьего колеса постоянных занятий и развлечений и признать, что скука — необходимое условие его развития? Как взрослым убедиться в том, что, отказавшись нагружать ребенка каждую минуту, они не причинят ему вреда и не упустят ничего важного в его воспитании и образовании?

Развитие мозга

Вначале рост и развитие ребенка основываются на подражании родителям. Дети воспроизводят то, что видят, слышат и ощущают. Затем, постепенно, ребенок обращает все большее внимание на окружающий мир, на внешнюю среду. Для таких наблюдений необходимо время.

Именно в моменты «ничегонеделания» и происходит изучение пространства вне и внутри себя. «Скука — это не когда ничего не хочется, а когда хочется, но непонятно что», — считает Анна Скавитина. 

Прислушаться к своим внутренним желаниям и понять, что интересно из того, что есть вокруг, можно только при отсутствии внешних раздражителей, будь то мультфильм, воспитатель или родитель.

Работа воображения

Не стоит относиться к скуке, как к негативному явлению, связанному с ленью. Подобное бездействие — полноценное занятие. Это возможность заставить работать свою фантазию и воображение. «В такие моменты ребенок становится творцом, открывающим в себе новые таланты», — считает Еспер Юуль. Отсутствие занятий побуждает попробовать сделать что-то новое, непривычное, придумать и осуществить какую-то идею.

Еспер Юуль, психолог

Воспитание самостоятельности

Слушание себя и творческий поиск играют еще одну важную роль: таким образом можно развить чувство собственной значимости и стремление быть не как все. Ярко выраженная самостоятельность ведет к лучшему пониманию жизни в обществе, считает психолог: «Когда ваш ребенок говорит, что ему „та-а-а-ак ск-у-учно“, вы можете с чистой совестью парировать: „А я напряженно думаю, что же тебе придет в голову. Удачи!“».

Скука помогает запустить процесс оценивания своего состояния. Что я могу? Что я хочу? Скука указывает, что где-то есть что-то интересное или его можно придумать. «В момент скуки мы понимаем, чем нам точно не хочется заниматься, — говорит Анна Скавитина. — Именно в тишине, в состоянии скуки, если из нее не убегать, приходят разные оригинальные идеи, мы ищем и решаемся делать что-то новое». Причем самое важное в этом процессе то, что ребенок осуществляет этот поиск самостоятельно.

Как научиться скучать

Позволять ребенку скучать нужно с самых ранних лет. Чем раньше малыш к этому привыкнет, тем лучше. Ребенок, умеющий оставаться наедине с собой, всегда сам найдет способ себя занять, а это принесет пользу не только ему, но и его родителям.

«Если не учить ребенка выдерживать состояние скуки, понимать, зачем она ему нужна, то мы получим человека, который берется за все, не доводя ни одного дела до конца, — потому что скучно заниматься старым, — объясняет ситуацию Анна Скавитина. — Бросая одно, он сразу же начинает другое. По кругу, раз за разом, перепрыгивая от одного занятия к другому, с одной работы на другую. Начатых дел много, доведенных до логического завершения — почти нет. Мы получим человека, который не знает, что именно — „дело его жизни“, а что — точно нет».

Если ребенок не умеет скучать и привык к тому, что родители обязательно найдут ему занятие и позаботятся о том, чтобы ему было интересно, можно для начала поскучать вместе. Как правило, скучающему ребенку нужны не предложения того, чем бы ему заняться. Скорее он просит помочь ему понять себя.

«Часто хватает того, что родитель оставит на минутку свои самые важные взрослые дела, посадит ребенка к себе на колени или обнимет за плечи и просто посидит рядом, — рассказывает Анна Скавитина. — „Скучно? Да, бывает. Посиди со мной рядом. Давай вместе немного поскучаем. Хочешь поговорить?“ Уже через несколько минут малыш, получив поддержку, убежит заниматься чем-то, что он за это короткое время придумал сам для себя».

Такое общение показывает ребенку, что мама (или папа) разделяет его чувства, и учит, что скука — это переносимо и даже иногда полезно. Родители не указывают ему, что делать, но дают возможность разобраться в своем состоянии, понять себя и свои желания.

Когда ребенок затрудняется сам найти себе занятие по душе, родители могут воспользоваться одной хитростью — заранее составить вместе с ребенком список разных интересных дел: от самых простых (порисовать, полепить, почитать) до необычных и непривычных (приготовить десерт, сочинить песню или еще что-то, на что хватит фантазии), записать их на бумажках, которые сложить в коробку, ящик, шкатулку. Если малыш заскучает и не будет знать, чем заняться, он сможет вытащить записку с заданием и приступить к его выполнению.

   

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях