Первый класс: как помочь ребенку адаптироваться в школе

Ваш ребенок многое может сделать сам

  • Позволяйте ребенку самому носить портфель и собирать школьные принадлежности, пусть он самостоятельно одевается и раздевается, сам складывает одежду на стул или в шкаф. Дети 6-7 лет достаточно взрослые, чтобы убирать постель, игрушки и наводить порядок на своем рабочем месте.
  • Контролируйте ребенка, но не увлекайтесь критикой. Если что-то он делает недостаточно хорошо, деликатно подскажите, как исправить. Правило здесь простое: первое время помогаем, потом — нет, но контролируем.
  • Сложные дела можно делить на несколько этапов. Например, если ребенку нужно навести порядок в шкафу, дайте простые инструкции: рассортировать носочки по парам, аккуратно сложить чистые футболки, а затем разложить все вещи по местам.
  • Обсудите с первоклашкой, какую секцию он хочет посещать, каким творчеством хотел бы заниматься. Исходите из желаний ребенка, но будьте готовы аргументированно его переубедить, если по какой-то причине не согласны с его выбором.

Не все дети быстро адаптируются к школе

Чем родители могут помочь

  • Найдите возможность для общения с учителем хотя бы в течение первых 2-3 недель. Обычно педагоги видят недостатки и достоинства первоклассника и дают советы по адаптации к школе.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми — ни с родными, ни с чужими.
  • Не настраивайте сына или дочь на то, что ждете от него только отличный результат. Ребенок не должен чувствовать вину и видеть разочарование родителей.
  • Нельзя ругать ребенка, если у него что-то не получается. Лучше хвалить за то, что получается хорошо.
  • Тренируйте дома усидчивость и внимание — детям первое время трудно сконцентрироваться на уроках.
  • Каждый вечер разговаривайте о школе. Чему научился или что узнал нового ваш первоклассник?
  • Учите ребенка слушать окружающих, высказывать свое мнение и мысли, разделять главное и второстепенное. Развивайте трудолюбие и аккуратность.
  • Уделяйте внимание физическому здоровью. Слабо развитая мускулатура рук, пониженные слух и зрение, быстрая утомляемость, проблемы речи создают трудности в учебе.
  • Забудьте фразу «Я тоже учился(-ась) в школе...». Ваш ребенок — другой, со своим характером, настроением, здоровьем, привычками и условиями жизни. Обеспечьте ему комфорт, а в случае необходимости обратитесь за помощью к специалистам — детскому психологу и неврологу.

Мотивация к учебе