В общении со взрослеющим ребенком нужно учитывать, что меняется и тело, и характер, и система ценностей
Физиологическая перестройка организма подростков накладывает отпечаток на психику и поведение. У них на все своя точка зрения, они часто подвергают сомнению слова взрослых и прощупывают границы дозволенного. Однако именно в этом возрасте детям необходимы как родительская поддержка, так и четко очерченные границы и правила.
Меняется не только тело, но и мозг
Если до подросткового периода ребенок был ориентирован на взрослых и на правила, установленные ими, то с его началом проявляет все больше самостоятельности, становится более импульсивным и неуравновешенным. И во многом это связано с развитием мозга.
«В подростковом возрасте созревают участки мозга, отвечающие за качества, которые ассоциируются со взрослостью, — рассказывает психолог Людмила Петрановская. — Это способность прогнозировать последствия своих действий, умение планировать достижение целей, способность опираться на свои представления и ценности независимо от эмоций и от мнения других людей. Но когда какая-то система активно развивается, она работает еще недостаточно хорошо и очень уязвима для любых воздействий».
Родители могут успокоить себя тем, что такие изменения поведения и склонность подростков к риску обусловлены вовсе не издержками воспитания и даже не гормональными всплесками (хотя и их роль нельзя сбрасывать со счетов). Главная причина, почему обычные педагогические приемы в этом возрасте перестают работать, — в генетических механизмах развития мозга.
Трансформация головного мозга подростка происходит главным образом в двух областях. Лимбическая система отвечает за формирование эмоций, здесь же находится центр удовольствий. Вторая область — префронтальная кора, она курирует саморегуляцию и определяет социальное поведение человека. В подростковом возрасте изначально более быстрыми темпами развивается лимбическая система, что делает подростков более эмоционально нестабильными и импульсивными, они ищут новых ощущений и удовольствий.
Но с развитием префронтальной коры все больше развивается способность контролировать свои мысли, эмоции, порывы и действия. Постепенно эти две системы приходят в равновесие, и поведение подростка становится все ближе к поведению взрослого человека — нужно лишь дождаться окончания этого процесса.
Так что, с одной стороны, подростковый возраст — это время, когда формируется будущая «взрослость» и разумность, то есть способность поступать на пользу себе и другим. С другой стороны, эта функция работает еще не очень хорошо. Опора на взрослое мнение и взрослые ограничители уходит в прошлое, а собственной опоры еще недостаточно. Именно поэтому подростки склонны попадать в разные истории, ввязываться в сомнительные мероприятия и совершать необдуманные поступки.
Найти баланс между ограничениями и поддержкой
Психологи сравнивают подростковый возраст с ездой на автомобиле с чувствительной педалью газа и плохими тормозами. И задача старшего поколения — запастись терпением и пожалеть подростка, который и сам толком не понимает, что с ним происходит, и даже пугается этого. А еще — помочь ему защититься от самого себя, не только ограничивая доступ к вредным занятиям и плохим компаниям, но и помогая развивать навыки самоконтроля.
Правила и ограничения, которые устанавливают взрослые, — словно опалубка для фундамента будущей личности подростка. Они не дают ему «расползтись в разные стороны», пока он не окрепнет.
Разумные ограничения помогают уберечь ребенка от плохих компаний и других кризисов, связанных с переходным возрастом. Однако возводить эту опалубку, то есть устанавливать правила, нужно совместно — обсуждать их с подростком и обосновывать их необходимость. Это непросто, но ведь и перед нами уже не ребенок.
Если мы хотим, чтобы результатом нашего воспитания было формирование саморефлексии и саморегуляции, нужно «прокачивать» именно эту функцию мозга. А значит, разговаривать с подростком не как с неразумным существом, которое не понимает своей пользы и поэтому сидит в телефоне, вместо того чтобы читать книжку. Нужно обращаться именно к формирующейся префронтальной коре.
Например: «Давай проведем небольшое исследование. Ты три часа просидел, просматривая ролики в TikTok, потому что устал от уроков и хотел отдохнуть. Как ты считаешь, тот объем информации, который ты узнал, — это рентабельное вложение трех часов? Можешь оценить по десятибалльной шкале свое чувство усталости в начале и в конце этих трех часов? Как думаешь, хороша ли была идея так отдыхать?»
То есть нужно обращаться почаще к разумной, взрослой части его личности, постепенно ее воспитывать.
Хотя это не отменяет того, что в каких-то ситуациях разумно вводить контроль, при этом объясняя запреты и ограничения. Например, правило «спальня без телефона», если ребенок не высыпается. Но тогда это правило должно действовать для всех членов семьи — в 11 часов вечера складываем телефоны в коробку и идем спать. В таком случае запрет будет восприниматься подростком как справедливый и скорее будет соблюдаться.
Этапы подросткового возраста у мальчиков
Рэй Брэдбери в книге «К западу от октября» писал: «В 13 жизнь идет наперекосяк; в 14 и вовсе заходит в тупик; в 16 хоть ложись да помирай; в 17 конец света, а там терпи лет до 20, чтобы дела пошли на лад».
И действительно, процесс превращения мальчиков в мужчин можно разделить на несколько этапов. Первые признаки переходного периода у мальчиков обычно начинают проявляться чуть позже, чем у девочек, — в 11–13 лет. На то, в каком именно возрасте это произойдет, влияет множество факторов, среди которых генетика и общее здоровье, режим питания и физической активности — и даже климат. Поэтому сложно определить конкретно, когда начнется и закончится переходный возраст у мальчика. Однако есть определенные вехи, на которые можно ориентироваться, чтобы понимать, что происходит с ребенком и как лучше выстроить общение с ним.
Подготовительный этап (примерно до 14 лет)
На этом этапе организм мальчика накапливает необходимые материалы для дальнейшего развития. Поэтому где-то к 11 годам мальчики сильно набирают в весе, а к 14 годам резко «вытягиваются» и становятся более резкими в общении с окружающими. В этом возрасте детям становится интереснее проводить время со сверстниками, чем с семьей.
В 13–14 лет из-за роста хрящей гортани и увеличения голосовых связок у мальчиков начинает ломаться голос. По всему телу активно растут волосы, происходит скачок в росте, становятся шире плечи. Из-за действия гормонов на коже появляется сыпь. Стоит поговорить об этом с ребенком, объяснить, что это нормально и здесь нечего пугаться или стыдиться.
Пубертатный этап (примерно 14–16 лет)
Тот самый переходный возраст, когда в организме происходят самые большие изменения. Для этого периода характерны повышенная возбудимость и раздражительность. В основном это происходит потому, что физиологические изменения влекут за собой перемены в психике, которые требуют своеобразной «обкатки», перед тем как заработать в полную силу. На этом этапе родителям нужно проявить особую заботу и терпение, ведь многие черты характера, которые могут казаться невоспитанностью, вызваны именно физиологическими изменениями.
У подростка часто возникает желание проявить себя и похвастаться собственными силами, ловкостью, скоростью. Начинают активно меняться нравственные ориентиры, строится фундамент самостоятельной личности. Этот этап развития особенно сложный с психологической точки зрения: у подростка частые перепады настроения, он не хочет учиться, зато стремится к самостоятельности и остро реагирует на вмешательство извне.
Постпубертатный этап (примерно 17–18 лет)
Изменения, произошедшие в пубертатный период, уже встроились в работу организма и начали функционировать. Это время окончания школы и необходимости самоопределения, выбора своего пути. От подросткового противопоставления окружающим юноша постепенно переходит к осознанию себя как члена общества. На этом этапе родителям особенно важно беседовать с ним и мягко направлять его устремления в конструктивное русло.
Как помочь сыну пережить этот период
Родители иногда думают, что не нужно слишком вмешиваться в жизнь подростка, иначе он не сможет развить самостоятельность и подготовиться к жизни. Это утверждение неверно: чтобы он вырос полноценной личностью, вмешательство родителей необходимо — главное, не переступать границы и сохранять доверие.
Общение с отцом. Для мальчика-подростка отец играет очень важную роль. Обладая необходимым авторитетом и опытом, он может объяснить мальчику, что с ним происходит и почему это важно. Общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать, но и будет перенимать ролевую модель отца — человека, с которым можно обсудить любую проблему и найти решение.
Найдите ребенку хобби. Этим лучше заняться еще до наступления подросткового возраста, чтобы в ключевые моменты развития у мальчика всегда была возможность выплеснуть энергию в полезную активность, а не в сомнительные занятия. Спортивная секция или турклуб, например, помогут подростку оставаться здоровым физически и духовно, сформировать круг общения и научиться добиваться целей.
Определите его зону ответственности и уровень свободы. Ключевые условия для становления мужчины — сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Определите, в какие области его жизни вы не будете вмешиваться и предоставите возможность самому решать некоторые задачи.
Например, решите, будете ли вы контролировать то, куда он тратит карманные деньги, или нет? Обсудите, может ли подросток приводить домой гостей и на каких условиях? Главное, не забывайте, что доверие очень легко разрушить и, договариваясь с ребенком, вы тем самым заключаете с ним соглашение, которое обязуетесь выполнять, и вправе также требовать от него выполнения взятых обязательств.
Источники:
Людмила Петрановская «О детях по-взрослому: подростковый возраст»
Академия развития интеллекта AMAKids «Переходный возраст у мальчиков: что нужно знать родителям?»
Фото: Коллекция/iStock