background picturebackground picture

Ох уж этот кризис «Семизвездие негативизма»!

Раннее детство

324

О самом «популярном» кризисе — кризисе трех лет

Кризис трех лет — самый «популярный» из всех, о которых люди знают (за исключением, может быть, подросткового кризиса, о котором тоже знают практически все). Происходит он на рубеже перехода от раннего детства, в котором ребенок был слаб, беспомощен, высоко опекаем, к дошкольному периоду, в котором ребенок уже становится более мобильным, подвижным, активным, расширяются его возможности освоения предметного и социального мира. Второе популярное название этого кризиса, «Семизвездие негативизма», объединяет основную симптоматику данного кризиса. Мы попросили Марину Розенову, доктора психологических наук, профессора кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, рассказать об этом непростом периоде в жизни ребенка и его родителей.

Симптомы кризиса

Наиболее болезненно взрослыми, заботящимися о ребенке, воспринимаются два симптома кризиса трех лет:

  • обесценивание отношений с близкими, любимых предметов и вещей, сложившихся правил и т. п.;
  • деспотическое подавление окружающих — требование господства над всеми в семье, чтобы все служили ребенку, выполняли только его желания и волю.

Остальные пять симптомов не менее неприятны и вводят взрослых в растерянность:

  • негативизм, создающий впечатление, что ребенок тотально делает все наперекор взрослому, даже в ситуации, когда предложение взрослого совпадает с желанием самого ребенка;
  • упрямство, выраженное стремлением ребенка настаивать на чем-либо только потому, что он лично так заявил;
  • своеволие, проявляющееся в стремлении ребенка все сделать самому, без учета того, сможет ли он осилить задачу и умеет ли это делать;
  • строптивость, выраженная постоянным недовольством ребенка всем, что бы ни предлагал и ни делал взрослый;
  • протест против окружающих — общий протестный фон поведения, создающий ощущение, что ребенок находится в войне со всеми.

И происходит все это по принципу «все в одном флаконе»: внешние и внутренние конфликты дополняют и усугубляют друг друга.

Неудивительно, что и взрослые, и сам ребенок в такой ситуации имеют сильные и сложные переживания, включая смятение и высокий уровень амбивалентности чувств.

Дети в такой ситуации могут реагировать повышением страхов, доходящих до фобических реакций, возникновением энуреза, а иногда и заикания.

Важные аспекты кризиса

Психологическая сложность данного кризиса определяется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, ребенок перерастает прежние свои возможности, и у него возникает необходимость расширить самостоятельность и повысить уровень освоения окружающего мира, но это происходит в уже сложившейся системе воспитания и заботы о нем — слишком опекающей и чрезмерно заботливой, что характерно для более маленьких детей.

Если взрослые не очень восприимчивы к изменениям, происходящим в ребенке, то эта привычная система воспитания и привычный жизненно-бытовой уклад становятся ограничителями развития способностей ребенка, и он начинает бурно реагировать, то есть протестовать — в тех вариантах, что описаны симптомами кризиса.

Соответственно, при большей чувствительности взрослых к детским изменениям в развитии и их более внимательном поведении протестные реакции ребенка не будут слишком тягостными и слишком тотальными, то есть если взрослый научится обходить острые углы, ребенку будет легче справляться с самим собой, со своим уже весьма сложным миром.

Во-вторых, кризис трех лет — это кризис отношений: ребенок отстаивает свое уже психологическое «Я», то есть свою личность. Все симптомы кризиса — это требование по типу «Заметьте меня», «Это ведь я, а не кто-то другой».

Взрослым следует помнить, что они в полной мере имеют дело с другой личностью — несмотря на то, что это их собственный ребенок. А когда мы сталкиваемся с другой личностью, очень важны уважение и деликатность, сотрудничество и внимание.

Если взрослый игнорирует эту назревшую необходимость уважения к маленькой, но личности, проблем не избежать, а если взрослый перестраивается — это залог длительных здоровых отношений с собственными детьми.

И наконец, в-третьих, очень важный аспект. Кризис трех лет — это время формирования потенциалов воли человека. Есть результаты лонгитюдных (длительных) психологических исследований, которые свидетельствуют о том, что дети, у которых кризис трех лет прошел незаметно (в сглаженной форме), имеют трудности волевого усилия, целеполагания и реализации намеченных планов.

В кризисе трех лет воля ребенка должна столкнуться с волей другого человека, и здесь возникает очень непростая ситуация: с одной стороны, ребенок должен понять, что в мире есть другие люди, чьи интересы тоже важны и их надо учитывать; с другой стороны, ребенок должен получить и опыт того, что его воля может быть реализована.

Таким образом, кризис трех лет — это полигон, на котором, в соответствии со здравым смыслом и с учетом индивидуально-возрастных особенностей, ребенок должен получить опыт сотрудничества, уважения, столкновений, поражений и побед.

Задача нетривиальная. Поэтому, если идет чрезмерное накопление трудностей воспитания и поведения ребенка и родители не очень хорошо понимают, как именно вести себя с конкретным ребенком в конкретной жизненной ситуации, лучше поговорить с психологом, чтобы понять некоторые тонкости реагирования ребенка и своего собственного поведения, чтобы совместить их наилучшим образом — для данной ситуации и перспектив детского развития. Напомним, что «кризис трех лет» — весьма условное название, и ориентироваться надо не по хронологическому возрасту, а по психологическому содержанию поведения и отношений ребенка.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях